Страницамастер

Дятьковский автоклуб Мастер

Дятьковский автоклуб Мастер

Приуроченный ко Дню джипера – 2022, – мероприятие межобластное, инициированное и организованное Игорем Володиным (дятьковский автоклуб «Мастер») и Дмитрием Козловым (организатор многих спортивных мероприятий в г. Людиново). Для участия в рейде собралось более ста автолюбителей – поклонников экстремального автоспорта, людей азартных, рисковых, увлеченных. Колонны из двух соседних районов встречаются у границы Брянской и Калужской областей, у базы «Три пескаря». Несколько оргвопросов – и все вместе отправляемся в сторону калужской деревни Куява. Жителей здесь человек 70 и аж три улицы, одна из которых носит близкое нашему, дятьковскому, а впрочем, и людиновскому, сердцу название – Мальцевская (именно так – через «е»). Замечаю останки стен старинных домов со сводчатыми окнами. Это постройки той самой мальцовской эпохи. Некогда деревня была зажиточной, ее жители, скорее всего, трудились на лесозаготовках или на мальцовской железной дороге, к которой в 1880 году появилась первая, специально построенная лесовозная ветвь: от станции Куява до пристани на реке Птичина. Сразу за деревней – старт. Дальше дороги нет. Только направления. Участники выстраиваются в колонну. Короткие вводные, уточнение маршрута, наставления организаторов, подсчет участников. В рейде 21 машина – это УАЗы и «Нивы», а также квадроциклы и легкие кроссовые мотоциклы, предназначенные для езды по бездорожью. В экипажах немало женщин, разделяющих увлечение своих супругов и друзей. Семеро детей – все мальчишки, самому младшему 5 лет. Знакомимся. Саша Мулярт. Несмотря на возраст, уже бывалый участник подобных рейдов: с трех лет рядом с отцом в его УАЗе. Меня, как новичка, мальчик успокаивает: бояться нечего! Фото на старте – и вереница машин устремляется к Болве, пойменные луга которой, необычайно живописные, на деле зачастую коварны и непредсказуемы своими глубокими ручьями, топями и болотами. Особенно в такой дождливый год, как этот. Но это как раз то, что нужно! Участники трофи-рейдов не ищут легких путей, напротив – выбирают самые сложные, получая удовольствие от процесса преодоления препятствий. Чтобы это стало хоть сколь-нибудь возможным, владельцы машин, как правило, модернизируют их под офф-роуд: устанавливают специальную грязевую резину с глубоким протектором, выводят воздухозаборник на крышу, ставят лебедки, необходимые для вытаскивания себя или товарища в случае, если самостоятельно выбраться из грязи уже невозможно. ТАКТИКИ РАЗНЫЕ, НЕИЗБЕЖНОСТЬ ОДНА Об этом мне рассказывает штурман нашего экипажа Евгений Пискунов, он терпеливо отвечает на все мои вопросы. За рулем белой «Нивы» Владимир Баранов, как покажет рейд – водитель опытный, аккуратный и выдержанный. Первое же препятствие производит на меня впечатление: глубокий ручей с резким спуском уже превращен впереди идущими машинами в грязевое месиво. На противоположном берегу – компания перебравшихся: лица довольные, азартные, ожидающие очередного витка зрелища. Решаю преодолеть месиво пешком, в обход. Попадаю в топь, черпаю жижи в сапоги, тут же вспоминаю свою мысленную усмешку, когда на старте некоторые участники переобулись в болотники или даже в забродники. Там, на тверди, это казалось мне, наивной, излишним. Между тем, на взятие грязевого барьера выстроилась очередь. Машины, одна за одной, либо с разгона влетают в жижу, либо медленно въезжают, нащупывая твердую опору для колес. У каждого – своя тактика. Но неизбежность одна – принятие «грязевой ванны» с целым набором зрелищных моментов. Машины неистово буксуют, из-под колес летят фейерверки грязи, обдавая всех зрителей с ног до головы. Все довольны и счастливы. Кому-то удается выбраться самостоятельно, и здесь, на первой преграде, таких много. Когото тянут на тросе. Перебрались – и вперед, к новым, еще более «прекрасным лужам и болотам». Наш рейд – негласное состязание на выносливость техники, на уровень ее предварительной подготовки, на умение владельца машины маневрировать и владеть ситуацией, даже самой нестандартной. Весьма заюзанное мнение о подобном, истинно мужском, хобби автомобилистов – «делать им нечего» – в корне неверно. Во-первых, трофи-рейды – это всегда стимул к техническому совершенствованию машины. Это работа мысли, поиск конструктивного решения для повышения ее проходимости. Во-вторых, это огромный и непростой труд. В течение всего дня участникам приходится применять свои не только физические навыки, но и смекалку, просчитывать ситуацию, следить и оценивать впереди идущего, чтобы понять, как ехать самому. В-третьих, это моральное удовлетворение от преодоления, та самая романтика победы над собой и трудностями, которая потом греет душу не один день. А еще – настоящая мужская взаимовыручка. Когда уже в ночи, смертельно уставшие и выбравшиеся, наконец, на твердую дорогу, возвращались в болото, чтобы вытащить отставших. Вот это хобби!.. В ОДНОЙ СТИХИИ, В ОДНОЙ НА ВСЕХ РЕАЛЬНОСТИ Остаюсь в салоне – по примеру юного храброго Саши. Берем разгон и врезаемся в гущу болотной податливой грязи, утопая по фары, пытаемся выскочить, вырваться из ее цепких «объятий». Не выходит. Пробуем еще раз. И еще... И еще... Ревет двигатель, колеса месят «кисель», в стекла летят куски жирной болотной грязищи. Зрители жестами дают подсказки, поддерживают криками. Но противоположный берег слишком крут, взобраться на него непросто. Вновь откат. В салон натекает коричневая жижа. Эмоции экипажа накалены. Наконец, штурман уговаривает водителя согласиться на трос. Нас вытаскивают на твердый берег. А штурм очередного препятствия продолжается. Их было уже немало, но становится ясно – пройти длинным, изначально намеченным маршрутом мы до темноты уже не успеем. Для многих первые же испытания стали непростыми, есть поломки, и серьезные – кто-то передвигается на буксире. В маршрут вносятся коррективы, увеличивается активность движения, «к барьеру» выходят сразу по два экипажа, кто-то решается на альтернативный объезд, который на поверку оказывается еще сложнее. В общем, машины обрастают слоями грязи, а страсти накаляются. Наш штурман по-тихому гладит по крыше успешно справившуюся с очередным гряземесом «Ниву»: «молодец, беляшик»... Рядом команда с тревогой реанимирует двигатель своего железного друга, переживая за него, как за живого. «Ах, «Нива», красавица!» – кричат в эпицентре событий с такими эмоциями, словно «Нива» услышит, поймет и соберет в горсть все свои силы для рывка, как заправский спортсмен на финише. «Не убивай машину! Слышишь, не убивай!» – кричат другому, особенно азартному водителю, предлагая трос или лебедку. В ответ – отрицательный жест и новая попытка с уже новой тактикой. Машина кренится, рискуя лечь на бок. «А если ляжет?» – задаю вопрос рядом стоящему. «Поднимем! И не такое бывало!» – звучит в ответ. НЕ ТОГО ДУША ХОТЕЛА... Ловлю себя на мысли, что здесь смешались и знакомые, и совершенно незнакомые люди, и дятьковские, и людиновские, и бывалые – с техническими наворотами, и новички – с откровенным минимумом шансов. И все – в одной массе, в одной стихии, в одной на всех реальности и любви к технике, к своим «железным коням». Вот, красуясь, на прорыв готовится УАЗ, хорошо оснащенная и подготовленная машина, в которую хозяин вложил немало времени, сил, знаний, да и средств. Здесь еще никому не получилось выбраться самостоятельно. Водитель несколько секунд оценивает ситуацию, готовится и буквально ныряет в грязь. Пара маневров, и он виртуозно выскакивает на дорогу. Первый из доброго десятка! Его встречают аплодисментами и восторженными возгласами. Тут же автомобиль сдает назад и со всего маху влетает обратно в трясину, погрязая в ней основательно. Слишком легко досталась победа! Слишком быстро водитель справился с преградой. Не того он ожидал, и не того хотела его душа! Начинается борьба, решение задачи нового, повышенного уровня. Вот в этом – вся философия джиперов. В ТРОФИ ВАЖНЕЕ ГОЛОВА Тем временем в укромном уголке пойменных перелесков Болвы, недалеко от бывшего пионерского лагеря, уже разведен костер, в двухведерном котле варится ароматная шурпа, в другом, не меньше, уже готовы макароны по-флотски. Здесь хлопочет Наталья Рыбакина, участник многих походов и туристических мероприятий, для которой приготовить еду на сотню голодных людей – задача выполнимая. Перед привалом – обширная топь и достаточно глубокая речушка. «В прошлом году мы здесь все сидели», – делятся воспоминаниями участники рейда. Эти люди, ищущие приключений, искренне радуются выпавшим им и их автомобилям испытаниям. Первым, кому знаком этот ландшафт, удается преодолеть топь с речушкой, они устраиваются на высоком берегу – уже на раскладных стульях, как заправские зрители. Внизу открывается панорама, где одновременно идет движение и по топи, и через речку. У меня такое впечатление, что на этом этапе трассы застревает каждый и не однажды. В работе – лебедки, тросы, стропы. И, конечно, люди, ведь в трофи все же важнее голова, умение просчитать и оценить возможности. ИЗ ФАНТАСМАГОРИИ В РЕАЛЬНОСТЬ Световой день позади. Мы выходим на финишную маршрута: мимо лагеря, к железной дороге, через Ольшаницу – на трассу, где разъедемся с людиновскими участниками рейда в разные стороны, по домам. Но до этого еще далеко. Путь домой только условно можно назвать дорогой. На деле это все тот же экстрим, осложненный теперь еще и темнотой. Впереди – очень тяжелые участки, требующие тщательного предварительного изучения. Евгений исчезает из машины надолго, перед очередным бездорожьем исчезает и Владимир. Они следят за тем, как предыдущие участники справляются с задачей, советуются, как лучше поступить. Штурман контролирует проход препятствия автомобилем, укрепляет лебедку в случае необходимости, дает подсказки. Я же перед очередной преградой уж который раз за день задаюсь вопросом: как вообще это можно преодолеть? На Прени, на подъезде к «трубе», застреваем надолго. Летящий вверху поезд приветственно нам гудит. Отвечаем. Начинается веселая перекличка гудками. Видать, живописно мы смотримся из кабины машиниста! Интересно, он нам сочувствует или завидует? По очереди, буквально по зеркалам въезжаем в узкую горловину «трубы», ее свод отсвечивает белым – это как тоннель в потусторонний мир. Впечатляет. Пытаюсь сделать фото, но снимок не передает и десятой части всей этой фантасмагории. Выехав, сразу же влетаем в реальность: с разгона погрязаем в грязи. Здесь резкий поворот, дорога узкая, справа – железнодорожная насыпь, слева – достаточно высокий склон. Места для разгона, для любого маневра – никакого. На помощь приходит лебедка. Евгений укрепляет ее за дерево, и наша «Нива» начинает себя вытягивать из трясины, практически вертикально въезжая на склон. Это та самая, последняя «засада» этого дня, где без помощи товарищей, особенно если машина не оснащена лебедкой, – никуда. Поэтому, выбравшись на надежную дорогу, Владимир тут же удаляется к месту событий, оставив меня наедине с «Нивой». Любуюсь ночным лесом и пытаюсь понять, насколько успешно там, в осенней густой темноте, в свете фар и фонариков, уже порядком уставшие мужчины помогают товарищам выбраться из западни. Долго – настолько, что уехавшие вперед, заподозрив неладное, возвращаются. Этот экипаж прекрасно оснащен, и проблема решается быстро. Продолжаем путь домой. Ребята рассказывают о небольшом «сюрпризе». Уже собирались покидать поворот, как чей-то наметанный глаз в темноте заметил свет фар приближающейся к опасному месту неизвестной машины. «Нива» припозднившегося в лесу не то рыбака, не то охотника. У водителя – ступор. Он-то не джипер и приключения подобного рода ему совсем ни к чему. Вытащили и его. Экипаж «беляшика» в благодушии. День прошел ярко, насыщенно. Впереди – теперь уже просто дорога, и наша «Нива» катит по ней с некоторой усталостью и скукой, как мне кажется. Ведь что может быть скучнее для настоящего внедорожника и для настоящего джипера, чем просто прямая, ровная дорога?.. Елена ФЕДОРОВА