СтраницаМасленица

Масленица. Брянщина. Проводы русской зимы.

Брянск, масленица, 1895 год.

Праздничными гуляниями провожали зиму,  чествовали широкую Масленицу в Клетне в минувшее воскресенье.

Масленица в Клетне.

Громкая музыка, задорные и румяные, как блины, скоморохи зазывали гостей повеселиться.

Полное драматизма действо развернулось вокруг традиционного на проводах зимы аттракциона "столб". Уж  и так и эдак штурмовали его клетнянцы, но покорился он лишь Олегу Лагутину, Николаю Полякову и Олегу Слесареву, который сначала за скороваркой для жены слазил, затем - за плитой электрической, а  в третий раз достал главный приз - красавца-петуха.

Народное гуляние «Государыня Масленица». Сельцо.

В минувшее воскресенье горожане завершили масленичную неделю народным гулянием и встретили масленицу по всем ее традициям на площади Дворца культуры. Пришедшие в этот день на праздник, люди водили хороводы и активно участвовали в конкурсной программе. И ко всему этому было бесплатное традиционное праздничное угощение — русские блины! Одним словом, весело было всем.

13 марта с 11-00 до 15-00 прошло традиционное народное гуляние «Прощай, Маслена - краса!», подготовленное специалистами МБУК «МКДЦ» Дятьковского района.

По всей площади имени Ленина были  размещены тематические  площадки, украшенные большими, яркими баннерами, которые были посвящены каждому дню масленичной недели.

Масленичные гуляния в Новозыбковском районе

Начались масленичные гуляния в Новозыбковском районе.  В  Старокривецком и Тростанском  СДК   в «четверг – разгуляй» потчевали блинами, развлечениями и  дарили хорошее настроение всем односельчанам. Так, в Старокривецком СДК в гости на разгуляй пришёл Добрый молодец, да и стал себе невесту выбирать. А невестами Зима с Весной выступали. Каждая показывала себя с лучшей стороны. В результате Молодец и блинов наелся, и понял, что каждая по-своему хороша.

Самым ярким, зрелищным и разгульным праздником на Руси издавна была Масленица. На Масленицу провожали Зиму, праздновали победу животворящих сил Весны над мраком Зимы, поэтому этот праздник с таким нетерпением ждет народ, предчувствуя близость предстоящих изменений в природе.

 13 марта 2016 года Масленица открыла двери в учреждениях культуры Клинцовского района. Проститься с Масленицей пришли и взрослые, и дети.

Традиционное масленичное гулянье прошло в селе Ржаница! 

Все жители села от мала до велика торопились к Дому культуры на праздник «Прощай, Масленица», где работники ДК подготовили интересную, насыщенную программу, чтобы в этот день каждый гость нашел себе занятие по душе. И, несмотря на далеко не весеннюю погоду, все и взрослые, и дети охотно принимали участие в масленичном гулянии.

Без блина не Маслена

Самым радостным, веселым, шумным народным праздником на Руси издавна является Масленица. Семь дней длится она на Руси, при этом каждый её   день имеет свое название и развлечения. Среда масленичной недели именуется Лакомкой.  Именно в этот день недели весело и интересно прошло масленичное гулянье «Без блина не Маслена» в Летошницком Доме культуры. Возвестили о начале праздника бойкие зазывалы. Под масленичные песни в центр площадки, где происходило главное действо, вынесли хозяйку праздника Масленицу. Под пригревающим солнышком и легким весенним ветерком шли бойкие состязания в ловкости, силе, смекалке. Главным лакомством детей и взрослых, конечно, были горы румяных блинов, как главного атрибута праздника и символа солнца и тепла. Вверх, то и дело, взмывали качели, звонкий детский смех, везде царило весёлое, радужное настроение.

В Выгоничском районе чтят традиции народных праздников и обрядов. Масленица по народным поверьям - самый весёлый, очень шумный и народный праздник.

Масленица — один из главных праздников земледельческого календаря, широко отмечаемый в селах Жуковского района Брянской области. Масленичный обрядовый комплекс здесь включает катания с гор на различных предметах; катание по деревне на повозках, запряженных лошадьми и богато украшенных лентами; праздничные застолья у родственников; особую еду, среди которой центральное место принадлежит блинам; величания молодожёнов; корения не вступивших в брак до наступления Великого поста с последующим выкупом; пение масленичных обрядовых песен.

Блины в славянской традиции — особая пища, связанная со многими обрядами календарного и жизненного циклов, в том числе поминальными. Как и в другие важнейшие периоды народного календаря, во время Масленицы люди вспоминали своих умерших родителей: одна из родительских суббот отмечается накануне масленичной недели. Блины в Жуковском районе пекли всю Масленицу, причем в начале недели их готовили из крупы (к примеру, из гречки), а в заключительные дни – из муки: «Масленицу гуляли неделю. Блины пекли: первые дни — крупичатые, из крупы, а потом, ближе к концу недели — с муки» (Крыжино).

Непременной частью празднования Масленицы повсеместно являются всевозможные катания: с пригорков, с высоких берегов рек, на лошадях по деревне и в другое село. Масленичные катания с гор, в которых участвовали все жители деревни, и стар и млад, отличались особенной лихостью и необычностью предметов, на которых катались. Дети, девушки и женщины катались на коровянках (говнянках, доробках) — плоских корзинах (плетухах), обмазанных навозом и облитых водой, а затем замороженных, парни и мужчины — на скомьях, а иногда и на украденных больших санях: «Выйдуть, санки вывезуть, пакатаютца пад горку, да и всё. Ребятёшки, девки. На коровянках на этих, гавном обмазывали. Вот она плятуха, ие кругом обмазываешь гавном и становить, тада застаеть. Потом водичкой поливаешь, штобы она заледенела. Раза три-четыре польешь, и за ночь она станет белая. Бывало, как едешь, и ребяты как крутануть, и будешь ты вертетца вон до каких пор. Конные сани привозили, поменьше какие, оглобли открутють и поехали. Это уже привозили большие ребяты. И тада навалютца куча мала и пад горку, а на горку пяшком» (Речица); «Дети каталися подростки, обязательно. Ребяты обязательно делали скóмьи, под низ яшше доску прибивали и обмазывали коровниками, замораживали и катались так. А девки, подростки, плятухи (с прутьев плели) обмазывают коровником, а тада поливают, штоб замерзало, тады ж морозы на масленицу, и на етых коровниках катаются» (Шамордино); «Катались с горок на санках и старые и малые, все собирались, пели масленицу, водили хороводы. Делали доробки из плетух — их обмазывали помётом, заливали водой и катались. Катались и на скамьях. Вот садятца женщины, садитца она и поехала под горки и пока катитца поёт эту песню: “Масленая зеленая”» (Крыжино); «С горки катались на говнянках на масленице, и взрослые катались. Сани украдем, и катались, и под горкой оставим. И на скамьях катались ребята» (Быковичи).

Лошадей для масленичных катаний украшали лентами и вышитыми полотенцами, привязывали на дуги колокольчики: «Каней пазапрягем, сваи были, пылатенцы на лашадях завязываим и паехали. И вон отсюдова и вниз до Маяка до самова. Вот это уже я ездила» (Овстуг); «И на лошадях катались по деревне, это повзрослей ребяты. Коням завязывали бантики» (Речица); «Раньше катались на конях, коней уряжали: полотенце вешали на дуги, звонки» (Быковичи).

В Жуковском районе Масленица — период, когда особенно актуализировались родовые отношения. На масленичной неделе здесь было принято наносить визиты всем родственникам, причем в дальние деревни начинали ездить уже с четверга, а в своем селе у родни (иногда и у соседей, с которыми дружили) гуляли в субботу и воскресенье: «Масленую гуляли — ходили друг к другу, масленую кричали, узрослые и к рóдням ходили, и масленские песни играли. Ходили друг к другу, играли масленыю “Матка сына провожала”. К соседу как пришли — и играли, и на улицу идут — по улице играють. Пожилые, уже увзрослые. (Шамордино); «Кучкай идут к вам, ка мне, к падругам хадили, к сватам хадили всегда, а то на лышадях ездили на масленую туда в Маяк, были все» (Овстуг); «Раньше справляли особенно последний неделю. Ездили па гостям. А потом последнии дни уже к саседям хадили прощались. Песни пели... Сначала ездили рóдные к дальним, в Новосёлки мама ездила. Неделю уже праздновали, не работали, а последние дни там — четьверьг, пятница — это дальнии гости былú, а уже суботу, васкресенья — это уже ближнии были гости. А с четьверьга уже дальние гости приезжали. Так интересно: на лашадях едут да, бывало, песни поют. Теперь ни масленой не услышишь, ни “Креста” ни услышишь — всё замёрло» (Овстуг).

Вероятно, с тех далеких времен, когда Масленица завершала весь календарный цикл, сохранилось восприятие ее как конца времени, конца некоего отпущенного всем срока, что воплотилось в обычае прощания. Впоследствии к этому смыслу прощального обряда прибавился иной, привнесенный в народную культуру с приходом христианства — не столько прощания, сколько прощения друг друга перед Великим постом. Прощались в Жуковском районе не только в предписанный традицией день — прощёное воскресенье или прощёный день, — но и в другие завершающие Масленицу дни. Собственно, просьба о прощении и была поводом для масленичных визитов к родственникам: «А в последние дни ходили к родственникам к своим и просили друг у друга прощение» (Крыжино); «На масленую гуляли три дня — пятница, суббота, воскресенья, особенно воскресенье - прощальный день. Если есть где родственники, в другую деревню ходили, если далёка — с четверга начинают прощаться» (Быковичи); «И на лошадях катались, масленую провожали, это у воскресеньня, прошшёный день: все прошшаютца, целуютца, прошшеньня просют. В дальнии деревня с четьверьга начинали — четьверьг, пятница, суббота — в дальние деревни прошшатца ездят и в четьверьг. А ближнии — ета на прошшёный день» (Шамордино).

Масленичная неделя воспринималась как период, во время которого подтверждались не только давно существующие, но и установившиеся в результате недавних браков родовые связи. Не случайно именно на Масленицу не женившихся в предыдущем году парней брачного возраста наказывали. У такого парня могли пометить коня, привязав к хвосту или к ноге клок сена, веник, платок или иной предмет: «Што-то привязывали к хвосту коню — платок, у кого шаль пушистая, лохматая, — кто не женился. Не будет женитца — значит, привязать тибе к хвосту [коню] там или веник, или ишэ што-то. Вот тогда женитца. И к оглобле привязывали, и к ноге коню привязывали там клок сена» (Речица). Особая форма наказания отмечена в ницый понедельник после масленичной недели, когда мужчины или женщины заходили в дом не женившегося парня (старого малого) и связывали ему ноги, а его мать должна была откупиться: «После масленицы назавтра называетца ницый понедельник, в этот день вязали парней, кто не женился, старый малый, как говорили, мужики собирались, соседи. Мать или кто несёт магарыч, накрывает стол, потом развяжут» (Крыжино); «Как раз ницый понедельник, после масленицы. Если холостой парень, связывают — обмотають ноги. Рано вутром, когда ён ещё на постели спит, ходили женщины пожилые уже, годов сорок — сорок пять: “Холостой — щас свяжем”. Тада матка выкупаеть, бутылку отдаеть. Ницый — говорят, лежат ниц, ложатца, отдыхают после масленицы ниц» (Шамордино).

К числу точечно зафиксированных обрядовых действий, завершающих масленичный период, относится выбрасывание за двери домов остатков еды и ее последующее сжигание, что, с одной стороны, видимо, символизирует окончание годового цикла, с другой — предваряет начало Великого поста: «И дровы, и блины, и картоха – всё в кучу лятела за двери на масленицу. А назавтра — в печку» (Речица).

В кругу масленичной обрядности в Жуковском районе центральное место занимает исполнение масленских песен. Масленские песни звучали в течение всей недели, они сопровождали все совершаемые в это время действия: «Масленицы пели везде — и в доме, и на улицы, бесканечна. Эта масленичная неделя она была певунная такая, гостевая такая — хождение было по гостям. Они все на один матив» (Овстуг); «Им конца и краю нет, пой и пой. Эта кончаитца, другая начинаетца» (Речица); «Масленские всю неделю пели: и в доме пели, и на работу ехали — пели, всюду пели. Полную неделю пели песни» (Задубравье); «Неделю гуляли люди, катались на горке, пели» (Гришина Слобода). Звонкие высокие женские голоса были слышны далеко за пределами своей деревни, обозначая время и пространство масленичных ритуалов: «Маслиные пели — только заливалося».

В Жуковском районе записано значительное количество масленичных песен, приуроченных к различным ситуациям и обрядовым действиям масленичной недели. С одной стороны, здесь выделяются короткие, 1–3-строфовые поэтические тексты, посвященные собственно Масленице, ее встрече и проводам:

 

Масленая кривошейка,

Кривошейка, люле, кривошейка.

А масленаю дожидали

Дожидали, люле, дожидали.

 

А масленая покургузка,

Покургузка, люле, покургузка.

 

А масленая — сыр да масло,

Сыр да масло, люле, сыр да масло.

 

Маслиная крутоверка,

Куковерка, люли, куковерка.

 

Масленая полизуха,

Полизуха, люле, полизуха.

Полизала сыр и масло,

Сыр и масло, люле, сыр и масло.

 

Маслиная праважаим,

Праважаим, люле, праважаим.

Великова посту дажидаим.

Дажидаим, люле, дажидаим.

 

Маслиная на праходе,

На праходе, люле, на праходе.

А все гости на расходе,

На расходе, люле, на расходе.

 

А маслиныя, эта я йду,

Эта я йду, люли, ета я йду.

Патеряла, да не найду.

Да не найду, люли да не найду.

 

А маслиныя ты бряхушка,

Ты бряхушка, люли, ты бряхушка

Говорила, будешь семь годочков,

Семь годочков, люли, семь годочков.

А сама всего ты семь денёчков,

Семь денёчков, люли, семь денёчков.

А масленая недалёчка,

Недалёчка, люле, недалёчка.

Отсталася одна ночка,

Одна ночка, люле, одна ночка.

Одна ночка, два часочка,

Два часочка, люле, два часочка.

В настоящее время гуляние на Масленицу исчерпывается визитами к родственникам в завершающие неделю дни, выпечкой блинов и праздничными застольями. Современное празднование Масленицы повсеместно в Жуковского районе отмечено также изготовлением и сжиганием наряженного обрядового чучела, что зачастую организуется клубными работниками: «На масленицу нарижали какую-ту куклу. Када с саломы, када пинжак худой какой найдуть, закрутють, запалють. На масленицу палили, где и была ета кукла. На палке так-то она стоить и гарить около клуба. А в старое время не знаю, не видала» (Речица).

в Центре воспитательной работы Володарского района города Брянска эту работу уже завершили. К процессу изготовления Масленицы педагоги Центра всегда подходят с большой ответственностью — пошивом костюма здесь занимается самый настоящий дизайнер одежды. Елена Сухинина долгое время работала в Брянском доме мод, а сейчас преподаёт в Центре девчонкам азы мастерства швеи.

Нынешняя Масленица — уже пятая по счёту, которую одевает Елена Анатольевна. «Мы всегда стремимся максимально приблизить костюм нашей куклы к костюму, характерному для Брянской области, — рассказывает модельер. — Рубашка изготавливается из двух половинок, чтобы удобнее было одевать её на нашу красавицу, ведь она очень большая — её размеры 4 на 2 метра. Обязательно шьём ей красивую юбку или делаем подобие сарафана». Уже в воскресенье утром Масленицу установят в центре парка «Юность», где развернутся основные гуляния володарцев.