СтраницаМартынова

Канатная фабрика купца Мартынова. Брянск.

XIX век характеризуется высокими темпами экономического развития, ростом торговли и производства. Брянск становится центром металлообрабатывающей промышленности, в нем строятся также текстильные и канатные фабрики. Возникают промышленные пригороды – современные Володарский и Фокинский районы.

Во 2-й половине XIX – нач. XX века все более значительную роль в застройке играют каменные здания. Расположенные в разных районах города, они близки по архитектуре, что вносит элемент единообразия в облик городской среды. Русский стиль представлен в архитектуре Брянска немногими постройками, однако эти здания отличаются крупными объемами и монументальностью облика. Русский стиль – направление в русской архитектуре XIX века, основанное на использовании форм Византийского искусства и традиций древнерусского зодчества и народного искусства.

В первой половине XIX века ряд купцов получили прибыль от купли-продажи пеньки, стали перерабатывать ее сами. На окраинах Брянска начали появляться новые канатные фабрики – Бабаева, Гридиных, Давыдова, Мартынова... Продукция шла в черноморские порты и Константинополь.

Сохранившиеся памятники русского стиля немногочисленны, но достаточно выразительны и самобытны. К ним относится Канатная фабрика, сооруженная во 2-й половине XIX века. Принадлежавшая купцу Мартынову фабрика была выстроена тоже на тогдашней окраине города, а ныне улица Красноармейская, 61. Сооружена из кирпича и окрашена по кладке, детали побелены. Своеобразный пример промышленной постройки периода эклектики, выполненной под влиянием русского стиля

2019 год

Канатная фабрика купца Мартынова была построена во второй половине 19 века. Фабрика сооружалась на бывшей окраине Брянска, а к настоящему времени оказалась почти в центре современного города, рядом с автовокзалом, на улице Красноармейской. Здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Является своеобразным примером промышленной постройки периода эклектики, выполненной под влиянием русского стиля. Последние десятилетия здание пустовало, ветшало и постепенно разрушалось. К тому же рядом появились торговые киоски, владельцы которых превратили территорию памятника в большую мусорную свалку. Собственники объекта менялись один за другим, в их планы реставрация фабрики не входила. Очевидно, что планировалось новое строительство рядом или вместо ветшающего строения. Всё происходило по известному сценарию, который по обыкновению ведет к утрате объекта культурного наследия. Наглядный пример - аварийные памятники на бульваре Гагарина. Однако старинная постройка оказалась весьма крепкой и уцелела, несмотря на очевидный вандализм по отношению к ней. Брянское отделение #ВООПИиК предпринимало почти безнадежные (как нам тогда казалось) попытки по её спасению. В феврале 2018 года аварийное состояние канатной фабрики было представлено серией фотографий на выставке #ВООПИК «Культурное наследие в объективе современников». В марте на заседании регионального отделения Общероссийского народного фронта в Брянской области с участием солидных лиц в очередной раз мы озвучили проблему сохранения этого уникального сооружения. Назван был теперешний владелец здания фабрики весьма уважаемый в нашей области человек. Отделение #ВООПИиК инициировало рабочую встречу на площадке #ОНФ всех причастных к судьбе здания лиц. Собрались не сразу и не все вместе. После третьего приглашения пришёл, наконец, собственник. Может быть и к лучшему, что не сразу пришел. Подумал, поразмышлял. - Ничего не получается у меня с этим зданием. Купил за кругленькую сумму с намерением сделать новую пристройку в четыре этажа. На стадии согласования уже готового проекта узнал, что делать пристройку нельзя. Никому это здание не надо! Непонятно, что можно делать, а что нельзя. С проектировщиком не получается окончательно договориться, государственный орган по охране памятников не выдает по каким -то причинам разрешение на проектирование. Надоело воду в ступе толочь! Уже очередные покупатели стоят за моей спиной. Но, если поможете сдвинуться с мертвой точки, буду реставрировать, - говорил Михаил Афанасьевич. Все проблемы, о которых он рассказал, показались просто пустяком по сравнению с тем, что есть желание сохранить памятник в его подлинном виде, начать его реставрировать. Я знаю не понаслышке, что Кабанов Михаил Афанасьевич – человек дела. За его плечами участие в ряде областных социальных проектов, в создании мемориального комплекса Хацунь и протянуть руку помощи человеку, попавшему в беду, не откажется. Пообещали Михаилу Афанасьевичу, что проблемы эти решим вместе. Сколько было сделано звонков, произнесено речей, найдено проектировщиков, сторонников реставрации – рассказывать не стану. Важно одно – все обо всем договорились. Проектировщик – Перов Александр Петрович (ООО «Артель), обещал в кратчайшие сроки разработать проект реставрации, Волков Константин Владимирович в течение недели согласился выдать разрешение на проектирование. Ну, а решение Кабанова Михаила Афанасьевича вложить собственные средства в научную реставрацию объекта культурного наследия несомненно вызывает уважение. Положительный пример научной реставрации памятника за счет средств собственника в нашей области был до сего дня один - Дом фабриканта Осипова в Новозыбкове (собственник Дмитрий Кузин). В прошедшую субботу члены ВООПИиК провели натурное обследование здания, выполнили подробную фотофиксацию, отметили места зондажей и шурфов. На субботнике были члены ВООПИиК: Елена Зубова, Евгения Ильченко, Елена Протопопова, Александр Перов, Владимир Хроменков, Тамара Цилиакус, Людмила Вальцыферова. К нам присоединилось руководство Брянской Гильдии культурной журналистики: Борис Антропьев и Ирина Азарова. Сохраняем вместе канатную фабрику купца Мартынова!