СтраницаМАРЧЕНКО

ИВАН ТИХОНОВИЧ МАРЧЕНКО Брянщина

Иван Тихонович Марченко (19081972). Уроженец Брянска, выходец из семьи железнодорожника, благодаря своему трудолюбию и настойчивости он сделал выдающуюся карьеру советского руководителя, дослужившись до первого секретаря Томского обкома партии и министра местной промышленно­сти РСФСР.

*   *   *

Иван Тихонович Марченко родился в г. Брянске 26 июля (по ст. стилю) 1908 года в одном из рабочих посёлков при станции Брянск-И. Отец его, Тихон Иванович Марченко (? - 1929), проис­ходил из крестьян села Алешенка (Богородицкое) Пролысовской волости Трубчевского уезда (ныне — село Алешенка Навлинско-го района). Переехав на постоянное жительство в Брянск в 1901 году, он до конца жизни работал кондуктором поездов Московско-Киевской железной дороги. В его семье было 8 детей.

Жизнь рядом с железнодорожной станцией и пример отца не могли не повлиять на выбор трудового пути Иван Тихоновича. По­сле окончания железнодорожной школы и фабрично-заводского училища при паровозном депо станции Брянск-И, в декабре 1927 года (в 19 лет) он стал слесарем-бригадиром паровозного депо, где проработал до ноября 1930 года.

В 1925 году, уже будучи рабочим, Иван Тихонович вступил в ряды ВЛКСМ, а в сентябре 1928 года (т.е. в 20 полных лет) он стал кандидатом в члены ВКП(б). Зарегистрировал его Фокино-Володарский районный комитет.

Через 7 месяцев, в апреле 1929 года, Иван Тихонович вступил в партию. Видимо, уже тогда он активно занимался общественной работой и обратил на себя внимание заводской администрации и парткома. Следует, однако, обратить внимание и на следующее обстоятельство. В 1924 году, после смерти Ленина, руководство страны объявило так называемый «ленинский призыв» в партию. В специальном постановлении Пленума ЦК РКП (б) «О приеме рабочих от станка в партию» было предписано принимать в партию исклю­чительно рабочих, занятых в промышленном производстве; особое внимание уделялось вовлечению в РКП(б) рабочих-комсомольцев. Только с 22 января по 15 мая 1924 в члены партии было приня­то 240 тыс. человек, из них 92,4% рабочих. Как правило, преи­муществом пользовались молодые рабочие, которые вступили в сознательную жизнь уже после 1917 года. Преимущественный на­бор в партию рабочих продолжался и в последующие годы. Если в 1926 году ВКП(б) насчитывала 1 088 членов и кандидатов, то в 1930 г. — около 2 миллионов. Столь масштабное обновление пар­тийных рядов было инициировано И.В.Сталиным не случайно: оно позволило ему укрепить свою власть, лишить ленинскую гвардию большевиков руководящей роли и расправиться с оппозицией (в частности, с Л.Д.Троцким, который в октябре 1927 года был ис­ключен из ЦК, а в ноябре того же года — из партии).

Таким образом, на фоне такой внутрипартийной борьбы всту­пление в партию совсем еще юного Ивана Тихоновича (и всту­пление стремительное - он пробыл кандидатом всего 7 месяцев) объяснимо и закономерно.

После окончания в 1930 году шестимесячных курсов по подго­товке во ВТУЗ, организованных Брянским участковым комитетом профсоюза железнодорожного транспорта, Иван Тихонович в том же году поступил на электротяговый факультет Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта им. Э. Я. Руд-зутака (ЛИИЖТ). Ныне это Петербургский государственный уни­верситет путей сообщения.

По окончанию института в 1935 году с дипломом инженера по электроподвижному составу он остался работать инженером-проектантом в проектном бюро родного института.

В 1935 году Иван Тихонович женился на Лидии Васильевне Си-верцевой (1911—1978), в браке с которой он прожил всю жизнь и воспитал трёх замечательных сыновей: Юрия, Игоря и Валерия.

В 1936 году Иван Тихонович стал сначала помощником, а за­тем заместителем начальника факультета электрификации. Через полтора года, в ноябре 1937 года, Иван Тихонович был назначен на должность заместителя начальника научно-исследовательского сектора и начальника аспирантуры /1ИИЖТ. В то время ему было 29 лет. Но проработать в этой должности ему пришлось недолго, чуть меньше года.

В сентябре 1938 года его перевели в г.Смоленск и назначили на должность начальника политотдела Западной железной доро­ги. В этой должности Иван Тихонович проработал 5 лет, до ав­густа 1943 года.

К сожалению, обстоятельства перевода Ивана Тихоновича на новую работу нам неизвестны. Однако обратим внимание на то, что к концу 1938 года многие наркоматы и другие советские учреждения были обескровлены в результате сталинской чистки 1937-1938 гг. На освободившиеся партийные должности, прежде занятые представителями ленинской гвардии с революционным и классовым сознанием, были назначены молодые государственни­ки. По всей видимости, перевод Ивана Тихоновича в Смоленск и назначение его на партийную работу было связано именно с этим обстоятельством.

Следует подчеркнуть, что новое назначение сыграло опреде­ляющую роль в судьбе Ивана Тихоновича, став не только нача­лом его партийной карьеры, но и позволив ему проявить свой талант грамотного руководителя в период подготовки к войне и в непростых условиях Великой Отечественной войны. Уже в 1939 году Иван Тихонович получил первую правительственную награ­ду - Орден Трудового Красного Знамени за выдающиеся успехи в деле подъема железнодорожного транспорта и проявленные об­разцы социалистического труда. В марте 1939 года на 2-й Смо­ленской областной партконференции он был избран делегатом на XVIII съезд ВКП(б) с правом решающего голоса, через год - в марте 1940 года - членом Смоленского обкома ВКП(б).

Западная железная дорога, начальником политотдела которой был Иван Тихонович, проходила по территории Московской, Смо­ленской, Брянской областей и частично по территории Белоруссии. Основное направление: Москва — Вязьма — Смоленск — Минск, с отворотами на Рославль/Жуковку, Ржев, Витебск и Полоцк. Доро­га была упразднена не позднее середины 1950-х годов. В настоя­щее время она практически целиком входит в состав Московской железной дороги (за исключением белорусской ее части, которая входит в состав железных дорог Белоруссии).

Во время Великой Отечественной войны Западная железная дорога находилась на основном направлении движения немецко-фашистских войск к Москве и стала районом длительных и оже­сточенных боев (Минск, Смоленск, Вязьма). Значительная часть дороги была временно оккупирована немецкими захватчиками и наряду с хозяйством обслуживаемого ею района подверглась опу­стошительным разрушениям.

В этой связи, с наступлением немцев на Смоленск политот­дел Западной железной дороги перемещается Вязьму (с августа по октябрь 1941 г.), а затем в Москву (с октября 1941 г.).

На должности начальника политотдела Иван Тихонович проводил большую работу по созданию партизанских и диверсионных групп на железной дороге, которые творили чудеса героизма: подрыва­ли немецкие эшелоны с вооружением и живой силой, пускали их под откосы. За свою деятельность во время войны Иван Тихоно­вич был награжден правительственными наградами:

• орденом Красной Звезды - за образцовое выполнение заданий Правительства и военного командования по перевозкам и про­явленное при этом мужество;

  • двумя медалями «Партизану Отечественной войны» I степени — за образцовую организацию партизанского движения на Запад­ной железной дороге;
  • медалью «За оборону Москвы»;

• медалью «За победу над Германией»;

•  медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг.».

В августе 1943 года Ивана Тихоновича назначили начальником центральной группы контроля при наркоме НКПС (наркомат путей сообщения) в Москве, а в июне 1944 года его перевели на долж­ность начальника паровозо-ремонтного завода в г. Великие /1уки Новгородской области. В феврале 1946 года он был командиро­ван на 2 месяца в Китай, город Харбин, на должность начальни­ка отделения Китайско-Чанчуньской железной дороги, которая до августа 1945 года носила название Китайско-Восточной железной дороги и в то время принадлежала Советскому Союзу. Затем по­следовало возвращение в Москву и назначание заместителем на­чальника оперативной группы той же дороги при Министерстве путей сообщения.

В октябре 1946 года, генерал-директор тяги 111 ранга И. Т. Марченко был назначен начальником Московского отделения За­падной железной дороги. В 1947 году за успешное выполнение особого задания по переброске войск приказом Главнокомандую­щего сухопутными войсками маршала Конева Иван Тихонович был награжден ценным подарком — часами. В июле 1951 года за вы­слугу лет и безупречную работу на железнодорожном транспорте он получил второй орден Трудового Красного Знамени. В одной из партийных характеристик, говорилось: «Под руководством И. Т. Марченко Московское отделение Западной железной дороги и входящие в него хозяйственные единицы успешно справлялись с производственными заданиями и неоднократно завоевывали пере­ходящие Красные знамена дороги, МПС и ВЦСПС. В работе про­являет инициативу и высокую требовательность к подчиненным. Принципиален и настойчив».

В марте 1951 года Иван Тихонович как способный организа­тор и зрелый коммунист с большим опытом хозяйственной работы был избран первым секретарём Советского райкома КПСС - самой крупной в столице районной партийной организации. Ровно через 3 года (в марте 1954 г.) он стал вторым секретарём Московско­го горкома КПСС. В 1956 году.на XX съезде КПСС он был избран членом ЦК КПСС и оставался им до 1961 года.

В системе партийной иерархии того время роль второго секре­таря МГК была очень значительной. Первым секретарем МГК того времени была Е.Фурцева, которая являлась одновременно членом Президиума (Политбюро) ЦК КПСС и секретарём ЦК КПСС, а это налагало на неё определенные обязанности по линии ЦК. Поэтому основная ответственность по организации работы аппарата горко­ма, который объединял 20 районных партийных организаций, ле­жала именно на втором секретаре МГК. Находясь на этом высоком посту, в феврале 1957 года за успешное выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов и культурно-бытовых зданий, создание индустриальной базы и внедрение но­вых прогрессивных методов строительства в городе Москве Иван Тихонович был награжден орденом Ленина. В должности второго секретаря МГК Иван Тихонович проработал 5 лет.

Находясь на этот ответственном посту, Иван Тихонович нена­видел подобострастие и пресмыкание перед высоким начальством. Сын И. Т. Марченко, Валерий Иванович, рассказал следующую историю. В бытность вторым секретарём московского горкома семья Ивана Тихоновича жила в дачном посёлке для партий­ных руководителей на берегу Москвы-реки. Туда часто приезжал Н. С. Хрущев погулять и поговорить с товарищами. Иван Тихоно­вич не любил такие прогулки и старался всячески избегать их. Во время одной из таких прогулок собака Ивана Тихоновича вы­бежала за ворота и с громким лаем понеслась на группу товари­щей во главе с Хрущевым. Валерий бросился вдогонку, схватил собаку и услышал обрывок следующего разговора:

Хрущев: А чья это собака?

Голос:     Марченко Ивана Тихоновича.

Хрущев: А почему его нет?

Отсутствие Ивана Тихоновича стало очень заметно, а комич­ный эпизод с собакой тут же вызвал шутки и бурное обсуждение.

Такая негибкость характера не могла не отразиться на дальней­шей карьере Ивана Тихоновича.

В мае 1959 года он был переведен в Томск на должность первого секретаря Томского обкома КПСС. Об обстоятельствах перевода Ивана Тихоновича на новую работу рассказал в своих воспоминаниях Е. А. Вологдин*, работавший помощником Ивана Тихоновича в томском обкоме.

В середине 1950-х годов Н.С.Хрущев выступил с идеей реформи­рования системы управления промышленностью и строительством. Предлагалось упразднить отраслевые министерства и перейти к территориальному принципу управления по экономическим адми­нистративным районам во главе с советами народного хозяйства (совнархозами). На одном из совещаний руководящих партийных и советских работников в ЦК КПСС И. Т. Марченко вместе с И. В. Капитоновым, первым секретарем Московского обкома КПСС, от­кровенно высказались против создания совнархозов и предложили с привлечением ученых и опытных, зрелых руководителей про­мышленности и строительства организовать активный поиск более эффективных путей и средств дальнейшего подъема и развития народного хозяйства, повышения его эффективности.

Хрущев с доводами Капитонова и Марченко не согласился, подверг их резкой критике. Вскоре И. Капитонов из Подмосковья был переведен в Иваново, якобы в порядке укрепления партийного руководства Ивановской областной парторганизации, а И. Т. Мар­ченко оказался в Томске, подальше от Москвы.

Будучи человеком крепкого характера, Иван Тихонович не унывал и ни на что не жаловался. Он быстро вник в жизнь об­ластной партийной организации, работал с настроением, постоян­но опираясь на горкомы и райкомы КПСС, первичные партийные организации.

Иван Тихонович был требовательным человеком, как и многие
другие руководители. И его требовательность возрастала к работ­
никам, занимающим по службе более высокое положение. В то
же время он отличался особым вниманием к людям, заботой об
их нуждах и запросах.

По воспоминаниям Е.А.Вологдина, ни один секретарь обкома, работавший до него, так щепетильно не относился к организации личного приема граждан в обкоме, рассмотрению их заявлений и жалоб. Не проходило ни одной недели, чтобы он, находясь в Томске, не встретился с посетителями, пришедших к нему на при­ем. Понятно, что всех желающих принять он лично не мог, но 5-7 человек он принимал. У него хватало терпения и выдержки вы­слушать все нелицеприятные высказывания.

В своих воспоминаниях Е. А. Валогдин приводит характерный эпизод: «Однажды дежурный с вахты у входа в здание обкома сообщил, что на приём к Ивану Тихоновичу пришла большая группа граждан с коллективным письмом. Марченко в обкоме не было. Я спустился к ним, выслушал их и прочитал написан­ное ими письмо, а в нём сообщалось, что их дом ветхий, полы перекосились, стены повело, крыша протекает. Заверил, что я сегодня же доложу первому секретарю об их просьбе, и думаю, что будут приняты меры.

Прочитав это письмо в тот же вечер, И. Марченко наложил резолюцию: «Тов. Федосееву Л. Г. Прошу Вас лично организовать проверку фактов, перечисленных в этом письме. Обратите вни­мание на формально-бюрократическое, бездушное отношение Куйбышевского райисполкома (был такой в Томске), райкома партии и Томского горисполкома к многочисленным письмам и просьбам трудящихся. О результатах прошу доложить. Срок 25-30 дней. И. Марченко».

Прошло где-то 2025 дней, и эта же группа людей, в немно­го изменённом составе, пришла вновь в обком КПСС, да как раз в то время, когда Марченко и я с ним возвращались с одного из заводов города Томска. В нескольких словах я напомнил И. Марченко суть их просьбы и о поручении, которое было дано секретарю обкома Л. Г. Федосееву, в общем-то, очень аккурат­ному и дисциплинированному человеку.

Иван Тихонович пригласил посетителей в зал заседаний об­кома, позвал туда Л. Федосеева и предложил ему объяснить посетителям, почему письмо с его (Федосеева) резолюцией «пу­тешествовало» по горкому партии, горисполкому, Куйбышев­скому райисполкому, и наконец, попало в домоуправление, на работников которого жаловались трудящиеся. Иван Тихонович извинился за эту волокиту и обещал лично проконтролировать исполнение их просьб.

Когда получившие ответ посетители удалились, И. Т. Мар­ченко устроил такое «воспитание» Л. Г. Федосееву, что мне неудобно было присутствовать при этом разговоре, и я уда­лился из зала заседаний».

Как руководитель обширной области Иван Тихонович по воз­можности старался посетить ее самые отделенные уголки. В на­чале 1960-х годов он решил съездить на Васюган, где в 30-е годы вынуждены были поселяться спецпереселенцы, а в 1963 году гео­логами было открыто Северо-Васюганское месторождение. На са­молете ЯК-12, бравшем на борт трёх пассажиров, Иван Тихонович совместно с М. Ф. Бабановым, заместителем председателя облис­полкома, и помощником Е. А. Вологдиным полетели на Васюган. Многие поселения, нанесенные на карту области в конце сороко­вых годов, опустели, строения развалились, поросли крапивой и бурьяном. От некоторых поселков и следов не осталось. Призем­литься удалось, не без риска, лишь в двух местах.

Вскоре после этой поездки на север на одном из заседаний бюро обкома уже вне повестки дня И. Т. Марченко сказал, что надо бы подумать об освоении Васюганских земель, а также под­нял вопрос о необходимости сосредоточить внимание на таком важном и перспективном вопросе, как освоение нефти и газа области. Промышленникам обкома было дано поручение органи­зовать с привлечением геологов и учёных проведение научно-производственной конференции по этой теме.

Однако по независящим от областных органов власти причи­нам разработка Северо-Васюганского месторождения была отложе­на на неопределенный срок. Стоит отметить, что месторождение, запасы которого по оценкам специалистов составляют 29 млрд. т. газа и 6,3 млрд. т. конденсата, было введено в эксплуатацию лишь в 2002 году.

В Томске Иван Тихонович проработал 6 лет.

Надо сказать, что местная томская элита недолюбливала чу­жаков, которыми для них являлись И. Т. Марченко и его пред­шественник В. А. Москвин. Опасаясь быть скомпрометированным,

Иван Тихонович вёл закрытый образ жизни и держал дистанцию в общении с местными руководителями. По этой причине его про­звали «тишайшим».

Б ноябре 1965 года он был отозван в Москву и назначен ми­нистром местной промышленности РСФСР. А первым секретарём Томского обкома стал коренной томич Егор Кузьмич Лигачёв.

Новое назначение в Москве вполне закономерно состоялось через год после отстранения Н. С. Хрущева от власти и избрания первым секретарём ЦК КПСС Д. И. Брежнева. В Москву вернулся и И. В. Капитонов, который был избран секретарём ЦК. В авгу­сте 1966 года Иван Тихонович был награждён третьим орденом Трудового Красного Знамени за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана по производству товаров народного потребления и заслуги в развитии местной промышленности.

Иван Тихонович вёл и большую общественную деятельность. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР пятого (1956 г.) и шестого (1962 г.) созывов и депутатом Верховного Совета РСФСР седьмого созыва (1967 г.).

В 1969 году Иван Тихонович ушёл на пенсию, а 14 сентября 1972 года его жизнь внезапно оборвалась. Похоронен он на Но­водевичьем кладбище в Москве.

А.Н. Курбацкий