Город Клинцы Брянской области (тогда еще Черниговской губернии) в XIX веке. Под ясным небом Малороссии.
Посад Клинцы (Черниговской губ.), который, как это известно, давно уже славится своими многочисленными чулочными, суконными и парусинными фабриками, а также кожевенными и другими заводами.
Неисчерпаемое богатство и прелесть Клинцов — это его дремучий, стройный сосновый лес, со всех сторон окружающий посад и имеющий огромное оздоравливающее значение; без него Клинцы были бы невыносимою зловонной клоакой; занимая пространство более 1000 десятин, онъ умеряет своим смолистым ароматом посадские зловония, очищает воздух и доставляет здоровое отдохновение в тени нескольким тысячам фабричных тружеников. Надо испытать, чтобы понять то удовольствие, то наслаждение, какое получает человек, попав в июне месяце в этот лес, с его тишиной, тенью и ласкающим ароматом. Статные сосны где-то высоко шепчутся над вами; длинные, колючия ветки едва шевелятся; дятел неустанно совершает свою работу, резко отчеканивая каждый удар своего крепкого клюва. Неизъяснимое спокойствие западает в душу, проникая во все части человеческого существа, а кругом так дремотно, тихо и веет ароматом!
Население Клинцов (12.835 душ) состоит из русских, евреев и немцев-колонистов, выписанных некоторыми фабрикантами около 80 лет тому назад из Германии специально для фабричного дела, которое, как полагали наши деды, не могло правильно шить без хитроумного немца; по старой, вероятно, привычке еще и теперь иногда приглашаются немцы на лучшие места мастеров, химиков и пр., а также все фабричные принадлежности, начиная от красок и кончая машинами, выписываются из Германии, для чего здесь проживают особые иностранные агенты. Основание Клинцов относится к началу XVIII столетия и приписывается раскольникам, бежавшим из России от преследования в местные, когда-то непроходимые, дремучие леса. Как свидетельство былых времен, недалеко от Клинцов (2—3 и 8 —10 верст), в лесной чаще ютятся два старообрядческих монастыря с их строгими обычаями, нравами и своеобразными воззрениями на современную жизнь. Замкнутость и обособленность местного общества, благодаря разнообразным религиозным воззрениям его, в последнее время, под влиянием клинцовских старообрядцов.
Несмотря на прекрасно устроенную местную аптеку, в посаде (Клинцах) чуть ли не в каждой москательной лавочке можно совершенно свободно достать всевозможные лекарства, начиная от разного рода невинных трав (Ромашка, травка Кузьмича, Александрийского листа и т. п.) и кончая сулемой, мышьяком и стрихнином; кроме того имеется обширная аптечная лавочка, открытая врачом Коварским. Вообще, среди местного простого люда современная лечебная часть не пользуется особенным почетом и доверием, вследствие чего преобладает знахарство (более всего среди женщин), грубый эмпиризм и коновальство.
Сергей Степанович Евсеенко Под ясным небом Малороссии (Путевые заметки и наблюдения).
*****************
Клинцы. 1899 годъ.
Сергей Степанович Евсеенко. Под ясным небом Малороссии. (Путевые заметки и наблюдения).
Но некоторым соображениям и согласно ранее начертанной путевой программа-маршруту, я прежде всего направился в посад Клинцы (Черниговской губ.), который, как это известно, давно уже славится своими многочисленными чулочными, суконными и парусинными фабриками, а также кожевенными и другими заводами; весь онъ окружен, какъ кольцом, прекрасным строевым сосновым лесомъ, вследствие чего, подъезжая по железной дороге, посад совершенно невидим и только густые облака дыма, поднимающиеся надъ лесомъ, говорят о близости этого русского Манчестера. Неприглядная внешность, копоть и загрязнете воздуха отъ вечного дыма, свистки —то протяжные, то прерывистые, призывные вопли звонков и какой-то особенный стон, стоящий въ воздухе, свидетельствуют1), что вы прибыли въ крупный фабричный центр, со всеми его особенностями, нравами, обычаями и верованиями. Этот крупный, затерянный въ лесахъ, фабричный уголок с значительным пришлымъ населениемъ, имеющий несколько, известных на всю Россию, фабричных фирм (Сапожникова, Барышникова, Гусева, Машковскаго, Баксанта и друг.), в санитарном отношении далеко отступает отъ другихъ подобных промышленных центров нашего отечества, ибо не удовлетворяет самым слабым требованиямъ современной гипены. Здесь электричество отлично уживается с непроглядной темнотой неосвещенных улиц, невылазная грязь и уличный мусор — с роскошными экипажами и тысячными рысаками, новейшие машинные усовершенствования — с массовой безграмотностью фабричных рабочих и их заправил и т. д. и т. д.; дополняющим фоном всей этой картины служит протекающая здесь реченка (Туросна), которая до такой степени загрязнена разного рода фабричными отбросами и нечистотами, что въ летнее время нетъ возможности пройти по ее мосту без тошноты н головокружения. Исследование воды реки Туросны выше посада Клинцовъ показало*), что в одном кубич. сант. ее насчитывается въ срёднемъ 216 микроорганизмов, а ниже, вблизи фабрик Гусевых и Сапожниковых, число их въ среднем достигает уже до 16,200; при этом вода имеет отвратительный вкус и запах, цветъ ее представляется синевато-бурым, поверхность реки и самое ее дно состоит изъ разного рода красящих веществ и органических отбросов, имеющих синевато - бурый цвет и состоящих из шерсти и жира, каковые попадают в реку при промывании кож, расположенных на самой реке кожевенных заводов. Затем это число микробов в воде, по мере удаления вниз от Клинцов, начинает убывать в таком порядке: в 7 верстах от посада — 11680, в 10 верстах — 9200, в 15 верстах —6780, в 18 верстах—2260. Таким образом, на протяжении только 18 верст, под влиянием солнечного света, текущая вода этой реки (Туросны) освободилась, по меньшей мере, от 7/8 всего количества содержавшихся в ней микробов. Насколько вредна вода этой реки, видно уже из того, что рыба в ней гибнет целыми массами, а скот, например, с.Тулуковщины (7 верст по течению ниже Клинцов) болеет разного рода желудочно-кишечными расстройствами и часто падает; этим же, мне думается, хотя отчасти,
Неисчерпаемое богатство и прелесть Клинцов — это его дремучий, стройный сосновый лес, со всех сторон окружающий посад и имеющий огромное оздоравливающее значение; без него Клинцы были бы невыносимою зловонной клоакой; занимая пространство более 1000 десятин, онъ умеряет своим смолистым ароматом посадские зловония, очищает воздух и доставляет здоровое отдохновение в тени нескольким тысячам фабричных тружеников. Надо испытать, чтобы понять то удовольствие, то наслаждение, какое получает человек, попав в июне месяце в этот лес, с его тишиной, тенью и ласкающим ароматом. Статные сосны где-то высоко шепчутся над вами; длинные, колючия ветки едва шевелятся; дятел неустанно совершает свою работу, резко отчеканивая каждый удар своего крепкого клюва. Неизъяснимое спокойствие западает в душу, проникая во все части человеческого существа, а кругом так дремотно, тихо и веет ароматом! Но вот набжал ветерок, зашумели верхушки стройных сосен, словно морские волны; сквозь стройно идущие прогалины между дерев виднеются кусты вечно зеленого папоротника; тут же ютится земляника и отдельно стоят грибы (мухоморы) под своими красивыми, но зловредными шляпками. Белка вдруг соскочит с дерева, собака с звонким лаем понесется за ней...
Население Клинцов (12.835 душ) состоит из русских, евреев и немцев-колонистов, выписанных некоторыми фабрикантами около 80 лет тому назад из Германии специально для фабричного дела, которое, как полагали наши деды, не могло правильно шить без хитроумного немца; по старой, вероятно, привычке еще и теперь иногда приглашаются немцы на лучгшие места мастеров, химиков и пр., а также все фабричные принадлежности, начиная от красок и кончая машинами, выписываются изъ Германии, для чего здесь проживают особые иностранные агенты. Основание Клинцов относится к началу XVIII столетия и приписывается раскольникам, бежавшим из России от преследования в местные, когда-то непроходимые, дремучие леса. Как свидетельство былых времен, недалеко от Клинцов (2—3 и 8 —10 верст), в лесной чаще ютятся два старообрядческих монастыря с их строгими обычаями, нравами и своеобразными воззрениями на современную жизнь х). Замкнутость и обособленность местного общества, благодаря разнообразным религиознымъ воззрениям его, в последнее время, под влиянием образования, заменяются
*) См. „ВЬст. Общ. Вит." за 1899 годъ. № 10,