СтраницаМАЛОЛЕТНИЕ

МАЛОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ

Дети Карийского приюта

        Формирование системы предупреждения преступ­ности среди малолетних восходит к правлению царицы Екатерины Великой, указ которой впервые решительно затронул вопрос об отделении взрослых заключённых от детей. В период её царствования были учреждены "Совестные суды» для разбора дел и «Приказы общест­венного призрения с работными домами».

При царе Александре I в тюремных замках были от­крыты отделения для малолетних и несовершеннолет­них преступников с целью обучения их грамоте и ре­меслу. Уже тогда прослеживалась неразрывная связь полиции с обществом. Доказательством этому служит то, что улучшению участи малолетних заключённых способствовало «Попечительское общество о тюрь­мах», возникшее в 1819 году. Петербургский комитет проявил прежде всего особенную заботу в отношении малолетних заключённых. Было постановлено: «Аре­стованных малолетних учить грамоте и лёгкой рабо­те — щипать корпию (изготавливать ткань для пере­вязки ран и язв), водить прогуливаться, нанять для них трезвых и толковых дядек и мастеров для обучения их сапожному мастерству».

Члены комитета заботились о моральном и физиче­ском состоянии малолетних, исследовали причины их ареста и способствовали освобождению детей, которых «заточили за малые вины». Заключённых детей обучали не только русскому, но и немецкому языку.

К началу 1913 года в системе Главного тюремного управления функционировали 57 колоний и приютов, в которых содержались 2570 воспитанников. Что каса­ется применявшихся по отношению к малолетним мер наказания, они зависели от того, являлись ли несовер­шеннолетние подследственными или виновными, то есть осуждёнными.

Дня находящихся под следствием наказания были следующие:

  1. оставление на свободе с обязательством явиться в суд;
  2. то же с учреждением попечительского присмотра;
  3. помещение в чужую подходящую семью под при­смотр попечителя;
  4. помещение в арестный приют;
  5. помещение в подследственную приюту школу. Для виновных (осуждённых):
    1. выговор;
    2. условное освобождение от наказания или условная отсрочка приведения приговора в исполнение и от­дача под присмотр попечителя:

а) с оставлением в родной семье или у хозяина,

б) с помещением в чужую подходящую семью, в преж­нее место жительства,

в) то же, но с переменой места жительства, в деревню,

г) с помещением в школу простую или ремесленную, с ночлегом в специальном приюте;

  1. помещение в воспитательно-исправительное заве­дение с правом на условное освобождение, с уста­новлением попечительского присмотра.