МАЛОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ
Дети Карийского приюта
Формирование системы предупреждения преступности среди малолетних восходит к правлению царицы Екатерины Великой, указ которой впервые решительно затронул вопрос об отделении взрослых заключённых от детей. В период её царствования были учреждены "Совестные суды» для разбора дел и «Приказы общественного призрения с работными домами».
При царе Александре I в тюремных замках были открыты отделения для малолетних и несовершеннолетних преступников с целью обучения их грамоте и ремеслу. Уже тогда прослеживалась неразрывная связь полиции с обществом. Доказательством этому служит то, что улучшению участи малолетних заключённых способствовало «Попечительское общество о тюрьмах», возникшее в 1819 году. Петербургский комитет проявил прежде всего особенную заботу в отношении малолетних заключённых. Было постановлено: «Арестованных малолетних учить грамоте и лёгкой работе — щипать корпию (изготавливать ткань для перевязки ран и язв), водить прогуливаться, нанять для них трезвых и толковых дядек и мастеров для обучения их сапожному мастерству».
Члены комитета заботились о моральном и физическом состоянии малолетних, исследовали причины их ареста и способствовали освобождению детей, которых «заточили за малые вины». Заключённых детей обучали не только русскому, но и немецкому языку.
К началу 1913 года в системе Главного тюремного управления функционировали 57 колоний и приютов, в которых содержались 2570 воспитанников. Что касается применявшихся по отношению к малолетним мер наказания, они зависели от того, являлись ли несовершеннолетние подследственными или виновными, то есть осуждёнными.
Дня находящихся под следствием наказания были следующие:
- оставление на свободе с обязательством явиться в суд;
- то же с учреждением попечительского присмотра;
- помещение в чужую подходящую семью под присмотр попечителя;
- помещение в арестный приют;
-
помещение в подследственную приюту школу. Для виновных (осуждённых):
- выговор;
- условное освобождение от наказания или условная отсрочка приведения приговора в исполнение и отдача под присмотр попечителя:
а) с оставлением в родной семье или у хозяина,
б) с помещением в чужую подходящую семью, в прежнее место жительства,
в) то же, но с переменой места жительства, в деревню,
г) с помещением в школу простую или ремесленную, с ночлегом в специальном приюте;
- помещение в воспитательно-исправительное заведение с правом на условное освобождение, с установлением попечительского присмотра.