СтраницаЛяличи

Ляличи. Суражский район. Брянская область.

Недалеко от Новозыбкова, в селе Ляличи Суражского района, сохранились развалины знаменитой усадьбы Екатеринодар, построенной ещё в XVIII веке екатерининским вельможей, графом Петром Васильевичем Завадовским.

ХХ в. Дворцово-парковый ансамбль Заводовских (село Ляличи).

ЛЯЛИЧИ
Это старинное село расположено в одиннадцати километрах от Суража, на дороге, ведущей в Мглин. Пожалуй, не найдется человека, который, оказавшись в Ляличах, не захотел бы осмотреть здесь замечательный памятник архитектуры XVIII века — бывший дворец графа Завадовского и Екатерининскую церковь. Сильно разрушенные, эти сооружения и сейчас еще волнуют воображение, удивляют оригинальным замыслом. Можно представить, какими великолепными они были тогда, когда каменщики, паркетчикп, лепщики, художники, выполнив последние отделочные работы, сдали помещения в эксплуатацию.
Дворец состоял из 366 комнат. Начиная с вестибюля, он поражал монументальностью и изяществом внутрепней отделки. Огромные колонны, широкая парадная лестница, полуовальные ниши с мраморными статуями и бюстами. Пилястры отделяли входную часть здания от остальной. И широкие коридоры, и длинные анфилады комнат, и уютный кабинет, и гостиная, и зеркальный зал — все было с величайшим мастерством и вкусом украшено художественной росписью, лепкой, мрамором и бронзой.

Таким был этот дворец ещё многие годы спустя. Величественное, трёхэтажное в центре, здание, было украшено раскинувшимися закругленными галереями, по высоте равными первому этажу дома, которые соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Строился дворец по проекту Джакомо Кваренги, итальянца по происхождению, одного из крупнейших представителей классицизма в русском зодчестве. По его чертежам и под его руководством были воздвигнуты Смольный — институт благородных девиц (в Ленинграде), Александрийский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж и другие творения  архитектуры.
В Ляличах, кроме дворца и церкви, по замыслу Кваренги был создан целый комплекс сооружений, а также разбит парк с английским садом, созданы три озера с живописными островами. В парке росли деревья и кустарники, завезенные с юга и севера нашей страны, из Западной Европы. Имение отделялось от окружающего мира 20-верстной каменной стеной, так что простой трудовой люд не мог даже полюбоваться на созданное здесь великолепие. Потом и кровью тысяч крепостных крестьян строился дворец. Растянувшись цепочкой па несколько километров, работающие из рук в руки передавали кирпичи. И так с утра до позднего вечера. Недели, месяцы, годы. Люди надрывались, передвигая огромные тяжести. И плодами труда тысяч строителей пользовались лишь несколько человек.
Граф Завадовский, в свое время занимавший пост министра просвещения и председателя департамента законов Государственного совета, владел не только Ляличами. Екатерина II подарила ему несколько десятков деревень с шестью тысячами крепостных крестьян. Они-то и создали вельможе настоящий земной рай.
Когда в Ляличах завершилось строительство, Павлу I сообщили, что дворец Завадовского выше царского дворца в Гатчине. Самодержцу это не понравилось. Но прежде чем дать волю своему гневу, он решил на всякий случай все проверить. В Лнличи были направлены специальные посланцы. Однако граф Завадовский опередил их. Он велел засыпать песком территорию около подвального этажа. Проверяющие, сделав ооответствующие измерения, доложили царю, что ляличскнй дворец на один аршин ниже гатчинского. Павел I сразу же успокоился.
После смерти Завадовского дворец от его сына переходит Энгельгардту, потом барону Черкасову, Атрыганъеву, а еще позже — купцам Смыкову и, наконец, Голодцу. Великолепие я роскошь помещений постепенно утрачиваются. Дело дошло до того, что купцы намеревались даже оборудовать во дворце фабрику. Помешала нехватка средств. В девятисотых годах от богатого убранства комнат по существу ничего не осталось. Картины, панно, статуи были растащены, разбирались паркетные полы, выламывались барельефы. Здания все больше разрушались, никто их не ремонтировал.
Сейчас принимаются меры к тому, чтобы сохранить остатки замечательного творения Кваренги. Брянский филиал института «Гипроводхоз» создал проект плотины, с помощью которой будет создано большое озеро. Решено также благоустроить и частично реставрировать английский сад-памятник садовопарко-вой архитектуры конца XVIII века.
Ляличи — центр сельсовета Суражского района. В настоящее время в селе более 450 домов и около полутора тысяч жителей, многие из которых являются рабочими совхоза «Мичуринский», созданного из нескольких небольших колхозов в 1966 году.
Старинное село постепенно молодеет, обновляется. По соседству со знаменитыми памятниками архитектуры, построенными в 1794—1795 годах, видны приметы сегодняшнего дня. Телевизионные антенны на крышах новых домов, линии электропередач, мощная сельскохозяйственная техника, вечерами заполненный до отказа клуб, увеличение числа читателей библиотеки и многое другое свидетельствует о полнокровной жизни современного села. Вместо старых  хат  построены добротные  дома.
Наряду с индивидуальными застройщиками работы ведет и совхоз. Он возвел несколько двухквартирных домов, ряд хозяйственных помещений.
В селе работают школа-десятилетка, отделение связи, медпункт, клуб, столовая, магазин.
Ляличи расположены в живописной местности. Богатые сады, обилие зелени придают селу неповторимый вид.

Суражский район. Ляличи. Дом-дворец (фрагмент). 1790

Брянская область, Суражский район, село Ляличи, усадьба Завадовского

Ляличи. Екатерининская церковь.

Ляличи. Охотничий домик в парке.

Ляличи. Исторический Ляличский дворец.

Ляличи. Беседка в парке.

Ляличи. Дворец.

Ляличи. Ляличский дворец. Памятник 300-летия Дома Романовых.

Церковь Екатерины в имении П.В. Завадовского Ляличах Суражского района, построенная архитектором Дж. Кваренги (пример зрелого классицизма (1793-97 гг.)

Главный дом в усадьбе П.В. Завадовского по проекту Дж. Кваренги в Ляличах Суражского района (зрелый классицизм,! 780-1790-е гг.)

Дворец П.В. Завадовского в Ляличах .

Фото начала XX века

Левое одноэтажное крыло, отходившее от цен­тральной части главного усадебного дома в имении П.В. Завадовского

Выдающимся памятником русского зодче­ства и садово-паркового искусства эпохи зре­лого классицизма, одним из лучших произ­ведений Дж. Кваренги является усадьба П.В. Завадовского в Ляличах (Суражский район), построенная в 1790-х годах. В композиции дворца чётко просматривается схема пал-ладианской усадьбы, воплощённая в русских традициях. Величествен­ные шестиколонные портики (см. словарик) украшали фасады большого усадебного до­ма, который был расположен в глубине па­радного двора. По сторонам он был охвачен закруглёнными одноэтажными крыльями, отходившими от центральной части здания. За домом находился пейзажный парк с па­вильонами, оранжереями и прудом. Фасады всех частей дома отличались строгостью про­порций и сдержанностью декора, образуя симметричную композицию с чётко выра­женной горизонтальной направленностью.

Участник Русско-турецкой войны (1768-1774) граф Пётр Васильевич Завадовский(1739-1812) I стал в 1775 г. кабинет-секретарём Екатерины II, позднее ее флигель-адъютантом. С 1781 года управлял Дворянским заёмным банком в Пе­тербурге. В 1802-1810 годах — первый министр народного просвещения. Занятная история связана с усадебным домом П.В. Завадовского — дворцом в Ляличах. По тогдашнему обычаю ни одно здание в глубинке не могло быть выше императорских строений в Санкт-Петербурге. Павлу I донесли, что ляличский дом Завадовского выше царского дворца в Гатчи­не. Возмущённый император отрядил в Ляличи специальную комиссию. Но прослышавший об этом граф велел за одну ночь засыпать песком цокольный этаж. В итоге дворец оказался чуть ниже гатчинского.

В селе Ляличи Суражского района находится усадьба графа Петра Завадовского. Сейчас строение превращается в руины и не используется никаким учреждением.

Церковь Екатерины возведена в усадьбе графа П.В. Завадовского в 1793-97 гг. Великолепный храм в стиле зрелого классицизма, построен по проекту Дж. Кваренги. Разрушение ансамбля началось вскоре после революции, к 1980-м гг. церковь оказалась на грани гибели. В 1990-х гг. проведена частичная реставрация. В 2007 г. открыта отдельная областная программа по реставрации церкви.

УСАДЬБА ЗАВАДОВСКОГО. Церковь Екатерины.
Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой. Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Крупный нерасчлененный аттик (повторен и над нижним четвериком колокольни в качестве основания звона) усиливает монументальность всего здания. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.

Ляличи

Радует, что усадьбу начали восстанавливать, отреставрировано центральное здание храма святой Екатерины, ведутся реставрационные работы внутри неё.

14 августа состоялся фестиваль фольклорных коллективов «Медовый Спас» в селе Ляличи, бывшем имении первого министра просвещения России и одного из фаворитов императрицы Екатерины II графа П. В. Завадовского. В фестивале приняли участие ведущие фольклорные коллективы района: «Зязюлечка» Лопазненского СДК, «Русские напевы» Костеничского СДК, «Русская частушка» Лесновского СДК, «Рябинушка» Овчинского СДК, «Родные напевы» Ляличского СКЦ и другие, которые в начале фестиваля выстроившись в «живой коридор», встречали почетных гостей караваем.

Ляличи

1654 год.  Выше царского дворца. (Ляличи).

Усадьба Ляличи расположена на северной окраине одноименного села на возвышенной, несколько всхолмленной местности вдоль долины ручья Излучье, к которому рельеф немного понижается. Село Ляличи (в наше время территория Суражского района Брянской области) известно с 1654 г., когда принадлежало одному из польских магнатов, а затем перешло во владение к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. Ляличи были пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому.

Крупный усадебный дом в стиле зрелого классицизма, подлинно дворцовый характер которого прежде подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Кирпичное и оштукатуренное здание возведено в 1780-95 гг. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании. Центры основных фасадов, дворового и паркового, украшали величественные шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Внутренний вид Большого зеркального зала Ляличского дворца. 1900 год.

Церковь Св. Екатерины. Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой (утрачена). Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада.

Западный фасад церкви св. Екатерины в с. Ляличи. 1797 г.

Внутренний вид купола церкви св. Екатерины. Фото Ф.М. Заверняева. 1962 г.

Церковь св. Екатерины в Ляличах. Фото Ф.М.Заверняева. 1962 г

Ворота. Кирпичные и прежде оштукатуренные пилоны, прямоугольные в плане, отличаются мощностью форм. Их фасады прежде украшали парные колонны с антаблементом. От первоначального декора сохранились лишь арочные полуциркульные ниши и плоские линзовидные впадины над ними.

Ворота Ляличского дворца. 1910 г.

Парк. Занимал территорию в 150 га, вместе с постройками усадьбы представлял собой единый комплекс большой художественной ценности, одно из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени. Состоял из двух контрастных (регулярной и пейзажной) частей, разделенных системой искусственных прудов в долине ручья Излучье.

Ротонда над памятником Румянцеву-Задунайскому в парке Ляличского дворца.

Завадовский Петр Васильевич

Дж. Кваренги