КУЛЬТУРА Володарский район города Брянска
Старожилы вспоминают, что в конце XIX - начале XX века в Привокзальной слободе действовал единственный клуб, размещавшийся на втором (деревянном) этаже дома Ермольева. Для вступления в члены клуба требовалось поручительство двух его членов. В клуб допускались служащие, чиновники, купечество, интеллигенция, состоятельные мещане. Сюда сходились главным образом для игры в карты на деньги. В клубе был буфет со спиртными напитками, где состоятельные господа устраивали попойки (часто после крупного выигрыша в карты). Это иногда кончалось скандалом и мордобоем, о которых потом долго говорил весь поселок. На Рождество в клубе устраивалась ёлка, проводились балы-маскарады.
В саду добровольного пожарного общества, а точнее — в сосновой роще, работал летний театр. В нём был иллюзион. Сеанс длился не более часа. Театр иногда арендовали приезжие драматические труппы. Выступали здесь и цирковые артисты. Сюда приезжал знаменитый дрессировщик Владимир Дуров. Народ любил и охотно посещал цирк.
Летний театр пожарного общества сгорел. Было выстроено — кажется, Мержинским — новое деревянное здание театра с большой сценой. Хорошо было оборудовано фойе. Стены зрительного зала обиты материей. В нём уже показывали кинокартины в несколько (до шести) частей. Нередко выступали и драматические артисты. Но не долго он радовал жителей слободы: его постигла та же печальная судьба.
Библиотек, исключая школьные, не было, да и в тех большинство книг — о жизни святых. Газет рабочие почти не выписывали, а в их семьях читалась "пятачковая" литература — про "Еруслана Лазаревича", "Как солдат спас Петра Великого", "Анекдоты про шута Балахирева", про сыщиков, про разбойника Лейтхвейса и т. п.
После Февральской революции в доме Ермольева был организован рабочий клуб, которому впоследствии присвоили имя И. Фокина. После победы Октября при нём был организован драматический кружок, художественная студия; открылась библиотека с большим количеством книг, конфискованных у местной буржуазии.
Драмкружок на общественных началах возглавлял Е. Г. Баварии. Отсюда уехал в Москву учиться в театральном вузе Иван Аверьянов, по окончании учебы работавший в Московском театре оперетты.
Художественная студия занималась не только самообразованием и повышением мастерства, но и практической оформительской работой. Был обновлен занавес театральной сцены; изготавливались лозунги и плакаты к революционным праздникам и для антирелигиозных демонстраций.
Празднично-революционные демонстрации населения проходили по улицам поселка, а маевка устраивалась 2 мая в лесу.
Материальную помощь студия получала от Учпрофсожа (его возглавлял Владимир Иванович Грейпан). Потом Грейпан был назначен зав. всеобучем, физкультурно-спортивной подготовкой, и оказывал большую помощь в развитии футбольной команды, организованной примерно в 1913-14 гг. братьями Н. Ф. и И. Ф. Дорофеевыми.
С приходом на должность зав. библиотекой Елены Павловны Балашевой (1921-22 гг.) был организован литературный кружок, который после собраний выступал со сцены клуба с ежедневной устной газетой. На местном материале этим кружком был организован театрализованный "Живой Крокодил". Активным участником и автором многих сцен был рабочий службы пути Владимир Шахов. А в 1923 г. к годовщине Октября литературный кружок поставил пьесу в пяти действиях "Иван Каляев".
Летом того же 1923 года на узле Брянск-I была выпущена первая стенгазета. В её создании приняла участие художественная студия клуба им. Фокина и студенты-художники Гесснер и Неве-жин, приехавшие домой. Газета была вывешена в парке, который находился на том месте, где сейчас троллейбусная остановка и кафе на привокзальной площади. Там же размещался первый на поселке детский сад.
В 1922 году Учпрофсож был реорганизован в Местком. Его первым председателем стал Иван Шушпанов, а секретарем — Иван Бабаков. Огромную роль в работе клуба играла партийная организация узла, а в развитии самодеятельности — комсомольская организация. Особенно поднялась работа клубной художественной самодеятельности, когда секретарем райкома комсомола стал Николай Корнеев, а пионервожатой — Лела Лунина.
Авторитет комсомольской организации на' поселке в эти годы был очень большим. Едва ли кто из жителей не знал своих комсомольских вожаков в лицо. По инициативе комсомола были организованы "Синяя блуза", руководимая Ириной Шемберг и Л. Лазовским; шумовой оркестр, детская самодеятельность.
На Полесском (Толстовском) поселке до революции не было никаких культурных учреждений. Для проведения митингов и собраний, для ведения культурно-просветительной работы среди населения ячейка рабочей молодежи под руководством пяти профессиональных плотников в нерабочее время выстроила из шпал и досок клуб-столовую. Здесь также нашлись свои песенники, юмористы, затейники массовых игр и танцев: по вечерам в клубе было многолюдно. Когда же это здание стало жертвой очередного пожара, под клуб оборудовали один из бывших бараков.
Рабочие сухарного завода заняли под клуб бывшую церковь, а народный дом рабочих Радицкого завода расположился в бывшем доме пристава. Здесь же, на Урицком поселке, рядом с заводом был парк с эстрадой и танцплощадкой. Сюда, особенно в летнее время, жители поселка приходили послушать лекцию, посмотреть художественную самодеятельность, потанцевать под духовой оркестр.
Клуб Риго-Орловского поселка (имени Фокина) оказался тесен для. всех желающих, и тогда в парке за вокзалом (где ныне на привокзальной площади сквер с памятником Ленину) был построен летний театр, названный "Пролетарка".
В одном из номеров многотиражной газеты "Брянский железнодорожник" за 1935 год сообщается, что в апреле прошедшего года при клубе имени Фокина создана детская агитбригада. Подали заявление до трехсот желающих, а набрали шестьдесят. Прошел год, и участники художественной самодеятельности оправдали надежды.
"Тринадцатилетняя Вера Деомидова исполнила песни "Колыбельная", "Приди, весна" — Моцарта, "Желание" — Шопена... Двенадцатилетняя Ситникова зажигающе передала сложность большой поэмы А£езымеиского "Траурный марш.", Павла Арского "Москва", — пишет газета. И далее: — Как весело, жизнерадостно, исполнили пляски: "Тарантелла*', "Русский лубок", "Татарская"... Гиндина, Рябчевская, Лазовская, Казачкова, Птицына. С каким темпераментом; музыкальностью и находчивостью аккомпанировал в шумовом оркестре маленький ударник Сыромятников..."
Автор отмечает, что на областной олимпиаде детской самодеятельности в Смоленске брянцы получили блестящий отзыв.
В марте 1987 года эта газета опубликовала фотографию, подпись под которой гласит, что при клубе имени Фокина славится украинский хор. В нём участвуют активистки — жены рабочих и работницы узла Брянск-I. Со снимка на нас смотрит большая группа участников хора, выстроившаяся в три ряда — в разноцветных платочках, длинных сарафанах.
В пятидесятые-шестидесятые годы здесь работали хоровой, танцевальный, драматический, духовой, инструментальный и эстрадный кружки. Самодеятельность действовала не только при клубе, она была и в коллективах: паровозном, вагонном депо, дистанции пути. Были небольшие клубы и при ряде других предприятий
Клубная сеть вскоре получит дальнейшее развитие: в 1957 году в районе вступает в строй Дом культуры фосфоритного завода, затем Дом культуры имени М. Горького. В 1969 г. открывает свои двери Дом культуры имени Ю. А, Гагарина, построенный в/ч 75100. Многим его завсегдатаям известен клуб "Патриотка". Его члены — ветераны войны и труда активно участвуют в военно-патриотическом воспитании молодежи. При клубе создан хор. Он желанный гость во многих коллективах, участник многих концертных программ.
Более трёх с половиной тысяч квадратных метров — такова полезная площадь Дворца культуры имени Кравцова, который получили ирмашевцы в 1975 году. Здесь разместился большой зрительный зал на 580 мест, танцевальный и малый залы, кружковые комнаты, холлы, спортивный зал.
Здесь действует несколько коллективов художественной самодеятельности: хор русской песни, духовой оркестр, оркестр шумовых инструментов, хор ветеранов войны и труда, студия бального танца, кружок по изучению иностранного языка, детской хоровой и эстрадной песни; клубы по интересам.
Интересно и содержательно проходят во Дворце танцевальные вечера для пожилых людей "Нам года — не беда!". От самых дверей встречают ветеранов чарующие звуки духового оркестра. И каждую пятницу спешат сюда нарядные пенсионеры: для них такие встречи — настоящий праздник. Столько благодарности светится в их глазах! А для молодежи по выходным и праздничным дням работает дискотека "Центр" — одна из самых популярных дискотек в районе.
Традиционны здесь и такие праздники, как "Праздник бального танца", "День завода", новогодние утренники, "Рождественские встречи'', праздники, посвященные 8 Марта, Дню Победы, Дню защитников Отечества...
Хорошо известна ветлечебница ДК им. Кравцова. Здешний Айболит -— Ирина Максовна Фурман — не только лечит, но и проводит большую консультативную работу с любителями домашних животных.
Несмотря на тяжелые времена, которые переживает страна, во Дворце культуры присутствует дух творчества. Такие специалисты, как руководитель духового оркестра Н. Ф. Захаров, руководитель студии бальных танцев С. М. Алексеева, руководитель хора русской песни Ф. А. Ноздрачев, художественный руководитель Дворца И. А. Слуцкина и директор В. И. Менячихина, аккомпаниатор-концертмейстер Алексей Семерик, умеют не только привлечь к себе любителей прекрасного, но и открыть, развить природные данные.
Старожилы хорошо помнят районный парк послевоенных лет. Здесь по вечерам было многолюдно, особенно по субботам и воскресеньям. Выступала самодеятельность, танцевали под музыку духового оркестра. Проводились различные тематические вечера. В парке было немало старых деревьев, уцелевших в войну.
Ныне Володарский парк не узнать. В начале восьмидесятых он заметно преобразился: больше стало зелени, уюта. Парк был назван "Юность". Появился красочный летний кинотеатр, танцевальная площадка, беседки, фонтан, благоустроенные дорожки. На месте бывшего стадиона разбит замечательный детский городок с качелями и аттракционами.
О былом парке напоминает одна-единственная разлапистая сосна, спрятавшаяся среди ветвистых тополей и вязов да молодых кленов, лип, плакучих ив, туи, голубых елей.
Полувековой юбилей отметила районная библиотека. "В целях наибольшего охвата и лучшего обслуживания населения города библиотеками, исполком Горсовета депутатов трудящихся решает: открыть в городе две районные библиотеки на территории Фокин-ского и Володарского райсоветов...", — гласил документ исполкома, принятый в феврале 1948 года. Было выделено помещение, оборудование, мебель, инвентарь.
Первые 159 книг поступили в Володарскую библиотеку 7 мая, а через восемь дней открылись двери для читателей. Штат библиотеки составлял три человека — заведующий, библиотекарь и рассыльный. К концу года книжный фонд превысил шесть тысяч экземпляров. Библиотека занимала маленькое одноэтажное здание по улице Димитрова.
В 1957 году библиотека была переведена в новое помещение, впоследствии расширенное. В нём ныне — абонемент и читальный зал на 45 мест.
14 апреля 1965 года районной библиотеке было присвоено имя А. С. Пушкина.
Менялись формы работы с читателями, обновлялся книжный фонд. Сегодня к услугам читателей — более сорока семи тысяч книг. Ежегодно читателям выдается около 130 тысяч экземпляров.
А в июне 1951 года на Володарке была основана детская библиотека. Почти десять лет она являлась центральной в системе детских библиотек Брянска. Фонд библиотеки превышает тридцать девять тысяч экземпляров, читателей состоит более трёх с половиной тысяч, а книг выдается свыше 68 тысяч экземпляров в год.
Всего в районе двадцать восемь библиотек, общий книжный фонд которых — около миллиона томов.
Первый коммерческий кинематограф появился в Брянске в октябре 1909 года. На следующий год немое кино увидели и жители Привокзальной слободы: кинематограф разместился в помещении летнего театра пожарного общества.
По воспоминаниям старожилов, сеанс состоял из трёх отделений. В первом показывали две картины, называемые "видовыми" — природу. Во втором — две картины драматического сюжета, в третьем — комического содержания. Весь сеанс длился не более часа.
Долгие годы кино в Володарском районе демонстрировалось в клубах, домах культуры. Первый киносеанс в кинотеатре "Салют" прошел в конце июля 1966 года; с тех пор состоялось почти сто тысяч киносеансов. Из них каждый пятый — детский. Шестнадцать миллионов зрителей побывали в кинотеатре.
Ветеранами кинотеатра являются отличник кинематографии киномеханик В. Галыжбина и директор А. В. Пукач, рабо тающие в кинотеатре со дня его открытия.
Маленьким володарцам повезло, что один из трех областных театров — театр кукол — ресположен в Володарском районе. Он впервые раскрыл свои двери для самых маленьких зрителей в январе 1972 года.
Здание, где до этого размещался клуб железнодорожников, было переоборудовано, отремонтировано, стало выглядеть нарядно и празднично. Позднее к нему была сделана пристройка. Театр кукол окружают сооружения детского парка
Первым директором театра стал Афанасий Захарович Эстрин, первым режиссером — Валерий Александрович Сахаров, а художником Лариса Сергеевна Антонова. Первый спектакль, который увидели маленькие зрители, назывался "Гусенок Дорофей" (по пьесе Н. Гернет).
Шли годы, театр кукол вставал на ноги. Менялись режиссеры, художнику актеры. Ставились новые спектакли. Свой вклад в развитие театра внесли режиссеры Валерий Вальховский, Николахй Наумов, художники Тамара и Павел Миронов, Наталья Сизых.
В 1985 году театр впервые попробовал свои силы во взрослом репертуаре. Вместе с художником И. Алексеевым была осуществлена постановка комедии "Ханума" по пьесе Цагарели. И все-таки театр кукол — в первую очередь детский театр, который большое значение уделает классической сказке.
Наиболее яркие работы последних лет — "Кошкин дом", "Ма
угли", "Золушка", "Волшебная лампа Аладдина", "Черная кури
ца, или Подземные жители", "Пристанище", "По разным странам
с балаганом"... Всего же театром было подготовлено более семиде
сяти спектаклей. ;
Спектакли театра видели юные зрители Москвы и Ленинграда, Калининграда и Смоленска, Орла и Калуги, многих других городов России, на Украине ив Белоруссии, в Грузии и Прибалтике.
Театр является постоянным участником фестивалей и творческих лабораторий.- В год Всероссийского смотра-фестиваля, посвященного 70-летию создания первых детских театров в нашей стране, известный театральный критик — член совета по театрам кукол Союза театральных деятелей Российской Федерации К. Мухин — дал высокую оценку работам "Шимблшенкс— железнодорожный кот", поставленной по стихам С. Маршака, и сказке "Волшебный гранат". "Они достаточно разные — и по содержанию, и по форме, и по игре с куклой, что говорит о творческом поиске театра и его стремлении быть современным и разнообразным", — подчеркнул критик.
Мы сидим в уютном кабинете директора театра кукол Нины Николаевны Моковозовой и вместе с ней листаем исписанные книги отзывов. Различны почерки. Одни впечатления наштеаны детской рукой; другие — дедушкой, бабушкой, отцом, матерью...
"Спасибо за праздник, настоящий праздник души и сердца для детей и взрослых? Живите, растите, процветайте. Замечательный спектакль "Прыгающая принцесса" — задорный, веселый, с доброй и умной иронией..."
"С превеликим интересом смотрели спектакль "Пристанище". Спектакль заставил заду м,аться..."
"Огромное спасибо за ваш изумительный спектакль "Черная курица, или Подземные жители". Коллеги из Орла вам очень признательны..."
"Первый раз пришли к вам в театр, когда дочке было полтора года. С тех пор посещение театра кукол -~ это наш самый большой праздник..."
"Прекрасно/ Дети в восторге... Приезжайте на гастроли в Ливны ещё!"
Отзывы, благодарности, пожелания... Их много. И все они — от души, от чистого сердца.
Коллектив театра ведет большую благотворительную деятельность. Регулярными стали показы спектаклей для детских домов; принимается активное участие в городских культурных мероприятиях.
В театре работает и молодежь, и те, чей стаж исчисляется не одним десятком лет. Алла Луневская — заведующая художественно-постановочной частью — работает в театре со дня его основания; Вячеслав Луневский прошел путь от машиниста сцены до актера и помощника режиссера; много лет отдала сцене актриса Татьяна Кондрашкина.
Более чем два десятилетия составляет стаж художника-бутафора Любови Моталовой, звукооператора Галины Рассадиной, ведущего бухгалтера Татьяны Сергутиной и главного администратора Альбины Рудаковой.
Сегодня Брянский Государственный театр кукол — это слаженный творческий коллектив, который своим мастерством и умением способен создавать сложные, большие и красочные спектакли.