СтраницаКУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА Володарский район города Брянска

Старожилы вспоминают, что в конце XIX - начале XX века в Привокзальной слободе действовал единственный клуб, размещав­шийся на втором (деревянном) этаже дома Ермольева. Для вступ­ления в члены клуба требовалось поручительство двух его членов. В клуб допускались служащие, чиновники, купечество, интелли­генция, состоятельные мещане. Сюда сходились главным образом для игры в карты на деньги. В клубе был буфет со спиртными на­питками, где состоятельные господа устраивали попойки (часто после крупного выигрыша в карты). Это иногда кончалось сканда­лом и мордобоем, о которых потом долго говорил весь поселок. На Рождество в клубе устраивалась ёлка, проводились балы-маскара­ды.

В саду добровольного пожарного общества, а точнее — в сосно­вой роще, работал летний театр. В нём был иллюзион. Сеанс длил­ся не более часа. Театр иногда арендовали приезжие драматичес­кие труппы. Выступали здесь и цирковые артисты. Сюда приез­жал знаменитый дрессировщик Владимир Дуров. Народ любил и охотно посещал цирк.

Летний театр пожарного общества сгорел. Было выстроено — кажется, Мержинским — новое деревянное здание театра с боль­шой сценой. Хорошо было оборудовано фойе. Стены зрительного зала обиты материей. В нём уже показывали кинокартины в не­сколько (до шести) частей. Нередко выступали и драматические артисты. Но не долго он радовал жителей слободы: его постигла та же печальная судьба.

Библиотек, исключая школьные, не было, да и в тех большин­ство книг — о жизни святых. Газет рабочие почти не выписывали, а в их семьях читалась "пятачковая" литература — про "Еруслана Лазаревича", "Как солдат спас Петра Великого", "Анекдоты про шута Балахирева", про сыщиков, про разбойника Лейтхвейса и т. п.

После Февральской революции в доме Ермольева был организо­ван рабочий клуб, которому впоследствии присвоили имя И. Фо­кина. После победы Октября при нём был организован драмати­ческий кружок, художественная студия; открылась библиотека с большим количеством книг, конфискованных у местной буржуа­зии.

Драмкружок на общественных началах возглавлял Е. Г. Бава­рии. Отсюда уехал в Москву учиться в театральном вузе Иван Аве­рьянов, по окончании учебы работавший в Московском театре опе­ретты.

Художественная студия занималась не только самообразовани­ем и повышением мастерства, но и практической оформительской работой. Был обновлен занавес театральной сцены; изготавлива­лись лозунги и плакаты к революционным праздникам и для антирелигиозных демонстраций.

Празднично-революционные демонстрации населения проходи­ли по улицам поселка, а маевка устраивалась 2 мая в лесу.

Материальную помощь студия получала от Учпрофсожа (его возглавлял Владимир Иванович Грейпан). Потом Грейпан был на­значен зав. всеобучем, физкультурно-спортивной подготовкой, и оказывал большую помощь в развитии футбольной команды, орга­низованной примерно в 1913-14 гг. братьями Н. Ф. и И. Ф. Доро­феевыми.

С приходом на должность зав. библиотекой Елены Павловны Балашевой (1921-22 гг.) был организован литературный кружок, который после собраний выступал со сцены клуба с ежедневной устной газетой. На местном материале этим кружком был органи­зован театрализованный "Живой Крокодил". Активным участни­ком и автором многих сцен был рабочий службы пути Владимир Шахов. А в 1923 г. к годовщине Октября литературный кружок поставил пьесу в пяти действиях "Иван Каляев".

Летом того же 1923 года на узле Брянск-I была выпущена пер­вая стенгазета. В её создании приняла участие художественная студия клуба им. Фокина и студенты-художники Гесснер и Неве-жин, приехавшие домой. Газета была вывешена в парке, который находился на том месте, где сейчас троллейбусная остановка и кафе на привокзальной площади. Там же размещался первый на поселке детский сад.

В 1922 году Учпрофсож был реорганизован в Местком. Его первым председателем стал Иван Шушпанов, а секретарем — Иван Бабаков. Огромную роль в работе клуба играла партийная организация узла, а в развитии самодеятельности — комсомоль­ская организация. Особенно поднялась работа клубной художест­венной самодеятельности, когда секретарем райкома комсомола стал Николай Корнеев, а пионервожатой — Лела Лунина.

Авторитет комсомольской организации на' поселке в эти годы был очень большим. Едва ли кто из жителей не знал своих комсо­мольских вожаков в лицо. По инициативе комсомола были орга­низованы "Синяя блуза", руководимая Ириной Шемберг и Л. Ла­зовским; шумовой оркестр, детская самодеятельность.

На Полесском (Толстовском) поселке до революции не было ни­каких культурных учреждений. Для проведения митингов и со­браний, для ведения культурно-просветительной работы среди на­селения ячейка рабочей молодежи под руководством пяти профессиональных плотников в нерабочее время выстроила из шпал и досок клуб-столовую. Здесь также нашлись свои песенники, юмо­ристы, затейники массовых игр и танцев: по вечерам в клубе было многолюдно. Когда же это здание стало жертвой очередного пожа­ра, под клуб оборудовали один из бывших бараков.

Рабочие сухарного завода заняли под клуб бывшую церковь, а народный дом рабочих Радицкого завода расположился в бывшем доме пристава. Здесь же, на Урицком поселке, рядом с заводом был парк с эстрадой и танцплощадкой. Сюда, особенно в летнее время, жители поселка приходили послушать лекцию, посмотреть художественную самодеятельность, потанцевать под духовой ор­кестр.

Клуб Риго-Орловского поселка (имени Фокина) оказался тесен для. всех желающих, и тогда в парке за вокзалом (где ныне на привокзальной площади сквер с памятником Ленину) был постро­ен летний театр, названный "Пролетарка".

В одном из номеров многотиражной газеты "Брянский желез­нодорожник" за 1935 год сообщается, что в апреле прошедшего года при клубе имени Фокина создана детская агитбригада. Пода­ли заявление до трехсот желающих, а набрали шестьдесят. Про­шел год, и участники художественной самодеятельности оправда­ли надежды.

"Тринадцатилетняя Вера Деомидова исполнила песни "Колы­бельная", "Приди, весна" Моцарта, "Желание" Шопена... Двенадцатилетняя Ситникова зажигающе передала сложность большой поэмы А£езымеиского "Траурный марш.", Павла Арского "Москва", — пишет газета. И далее: — Как весело, жизнерадост­но, исполнили пляски: "Тарантелла*', "Русский лубок", "Татар­ская"... Гиндина, Рябчевская, Лазовская, Казачкова, Птицына. С каким темпераментом; музыкальностью и находчивостью ак­компанировал в шумовом оркестре маленький ударник Сыромят­ников..."

Автор отмечает, что на областной олимпиаде детской самодея­тельности в Смоленске брянцы получили блестящий отзыв.

В марте 1987 года эта газета опубликовала фотографию, под­пись под которой гласит, что при клубе имени Фокина славится украинский хор. В нём участвуют активистки — жены рабочих и работницы узла Брянск-I. Со снимка на нас смотрит большая группа участников хора, выстроившаяся в три ряда — в разноц­ветных платочках, длинных сарафанах.

В пятидесятые-шестидесятые годы здесь работали хоровой, танцевальный, драматический, духовой, инструментальный и эст­радный кружки. Самодеятельность действовала не только при клубе, она была и в коллективах: паровозном, вагонном депо, дис­танции пути. Были небольшие клубы и при ряде других предпри­ятий

Клубная сеть вскоре получит дальнейшее  разви­тие: в 1957 году в районе вступает в строй Дом куль­туры фосфоритного заво­да, затем Дом культуры имени М. Горького. В 1969 г. открывает свои двери Дом культуры имени Ю. А, Гагарина, по­строенный в/ч 75100. Мно­гим его завсегдатаям извес­тен клуб "Патриотка". Его члены — ветераны войны и труда активно участвуют в военно-патриотическом воспитании мо­лодежи. При клубе создан хор. Он желанный гость во многих кол­лективах, участник многих концертных программ.

Более трёх с половиной тысяч квадратных метров — такова по­лезная площадь Дворца культуры имени Кравцова, который по­лучили ирмашевцы в 1975 году. Здесь разместился большой зри­тельный зал на 580 мест, танцевальный и малый залы, кружковые комнаты, холлы, спортивный зал.

Здесь действует несколько коллективов художественной само­деятельности: хор русской песни, духовой оркестр, оркестр шумо­вых инструментов, хор ветеранов войны и труда, студия бального танца, кружок по изучению иностранного языка, детской хоровой и эстрадной песни; клубы по интересам.

Интересно и содержательно проходят во Дворце танцевальные вечера для пожилых людей "Нам года — не беда!". От самых две­рей встречают ветеранов чарующие звуки духового оркестра. И каждую пятницу спешат сюда нарядные пенсионеры: для них такие встречи — настоящий праздник. Столько благодарности све­тится в их глазах! А для молодежи по выходным и праздничным дням работает дискотека "Центр" — одна из самых популярных дискотек в районе.

Традиционны здесь и такие праздники, как "Праздник бально­го танца", "День завода", новогодние утренники, "Рождественские встречи'', праздники, посвященные 8 Марта, Дню Победы, Дню за­щитников Отечества...

Хорошо известна ветлечебница ДК им. Кравцова. Здешний Айболит -— Ирина Максовна Фурман — не только лечит, но и про­водит большую консультативную работу с любителями домашних животных.

Несмотря на тяжелые времена, которые переживает страна, во Дворце культуры присутствует дух творчества. Такие специалис­ты, как руководитель духового оркестра Н. Ф. Захаров, руководи­тель студии бальных танцев С. М. Алексеева, руководитель хора русской песни Ф. А. Ноздрачев, художественный руководитель Дворца И. А. Слуцкина и директор В. И. Менячихина, аккомпа­ниатор-концертмейстер Алексей Семерик, умеют не только при­влечь к себе любителей прекрасного, но и открыть, развить при­родные данные.

Старожилы хорошо помнят районный парк послевоенных лет. Здесь по вечерам было многолюдно, особенно по субботам и вос­кресеньям. Выступала самодеятельность, танцевали под музыку духового оркестра. Проводились различные тематические вечера. В парке было немало старых деревьев, уцелевших в войну.

Ныне Володарский парк не узнать. В начале восьмидесятых он заметно преобразился: больше стало зелени, уюта. Парк был на­зван "Юность". Появился красочный летний кинотеатр, танце­вальная площадка, беседки, фонтан, благоустроенные дорожки. На месте бывшего стадиона разбит замечательный детский городок с качелями и аттракционами.

О былом парке напоминает одна-единственная разлапистая сосна, спрятавшаяся среди ветвистых тополей и вязов да молодых кленов, лип, плакучих ив, туи, голубых елей.

Полувековой юбилей отметила районная библиотека. "В целях наибольшего охвата и лучшего обслуживания населения города библиотеками, исполком Горсовета депутатов трудящихся решает: открыть в городе две районные библиотеки на территории Фокин-ского и Володарского райсоветов...", — гласил документ исполко­ма, принятый в феврале 1948 года. Было выделено помещение, оборудование, мебель, инвентарь.

Первые 159 книг поступили в Володарскую библиотеку 7 мая, а через восемь дней открылись двери для читателей. Штат библио­теки составлял три человека — заведующий, библиотекарь и рас­сыльный. К концу года книжный фонд превысил шесть тысяч эк­земпляров. Библиотека занимала маленькое одноэтажное здание по улице Димитрова.

В 1957 году библиотека была переведена в новое помещение, впоследствии расширенное. В нём ныне — абонемент и читальный зал на 45 мест.

14 апреля 1965 года районной библиотеке было присвоено имя А. С. Пушкина.

Менялись формы работы с читателями, обновлялся книжный фонд. Сегодня к услугам читателей — более сорока семи тысяч книг. Ежегодно читателям выдается около 130 тысяч экземпля­ров.

А в июне 1951 года на Володарке была основана детская биб­лиотека. Почти десять лет она являлась центральной в системе детских библиотек Брянска. Фонд библиотеки превышает трид­цать девять тысяч экземпляров, читателей состоит более трёх с по­ловиной тысяч, а книг выдается свыше 68 тысяч экземпляров в год.

Всего в районе двадцать восемь библиотек, общий книжный фонд которых — около миллиона томов.

Первый коммерческий кинематограф появился в Брянске в ок­тябре 1909 года. На следующий год немое кино увидели и жители Привокзальной слободы: кинематограф разместился в помещении летнего театра пожарного общества.

По воспоминаниям старожилов, сеанс состоял из трёх отделе­ний. В первом показывали две картины, называемые "видовыми" — природу. Во втором — две картины драматического сюжета, в третьем — комического содержания. Весь сеанс длился не более часа.

Долгие годы кино в Володарском районе демонстрировалось в клубах, домах культу­ры. Первый киносеанс в кинотеатре "Салют" прошел в конце июля 1966 года; с тех пор состоялось почти сто тысяч киносеансов. Из них каждый пятый — детский. Шестнадцать миллио­нов зрителей побыва­ли в кинотеатре.

Ветеранами    кино­театра    являются    от­личник    кинематогра­фии киномеханик В. Галыжбина и директор А. В. Пукач, рабо тающие в кинотеатре со дня его открытия.

Маленьким володарцам повезло, что один из трех областных театров — театр кукол — ресположен в Володарском районе. Он впервые раскрыл свои двери для самых маленьких зрителей в ян­варе 1972 года.

Здание, где до этого размещался клуб железнодорожников, было переоборудовано, отремонтировано, стало выглядеть нарядно и празднично. Позднее к нему была сделана пристройка. Театр кукол окружают сооружения детского парка

Первым директором театра стал Афанасий Захарович Эстрин, первым режиссером — Валерий Александрович Сахаров, а худож­ником Лариса Сергеевна Антонова. Первый спектакль, который увидели маленькие зрители, назывался "Гусенок Дорофей" (по пьесе Н. Гернет).

Шли годы, театр кукол вставал на ноги. Менялись режиссеры, художнику актеры. Ставились новые спектакли. Свой вклад в развитие театра внесли режиссеры Валерий Вальховский, Нико­лахй Наумов, художники Тамара и Павел Миронов, Наталья Сизых.

В 1985 году театр впервые попробовал свои силы во взрослом репертуаре. Вместе с художником И. Алексеевым была осущест­влена постановка комедии "Ханума" по пьесе Цагарели. И все-таки театр кукол — в первую очередь детский театр, который большое значение уделает классической сказке.

Наиболее яркие работы последних лет — "Кошкин дом", "Ма­
угли", "Золушка", "Волшебная лампа Аладдина", "Черная кури­
ца, или Подземные жители", "Пристанище", "По разным странам
с балаганом"... Всего же театром было подготовлено более семиде­
сяти спектаклей.                  ;

Спектакли театра видели юные зрители Москвы и Ленинграда, Калининграда и Смоленска, Орла и Калуги, многих других горо­дов России, на Украине ив Белоруссии, в Грузии и Прибалтике.

Театр является постоянным участником фестивалей и творчес­ких лабораторий.- В год Всероссийского смотра-фестиваля, посвя­щенного 70-летию создания первых детских театров в нашей стра­не, известный театральный критик — член совета по театрам кукол Союза театральных деятелей Российской Федерации К. Мухин — дал высокую оценку работам "Шимблшенкс— же­лезнодорожный кот", поставленной по стихам С. Маршака, и сказ­ке "Волшебный гранат". "Они достаточно разные и по содер­жанию, и по форме, и по игре с куклой, что говорит о творческом поиске театра и его стремлении быть современным и разнообраз­ным", — подчеркнул критик.

Мы сидим в уютном кабинете директора театра кукол Нины Николаевны Моковозовой и вместе с ней листаем исписанные книги отзывов. Различны почерки. Одни впечатления наштеаны детской рукой; другие — дедушкой, бабушкой, отцом, матерью...

"Спасибо за праздник, настоящий праздник души и сердца для детей и взрослых? Живите, растите, процветайте. Замечатель­ный спектакль "Прыгающая принцесса" задорный, веселый, с доброй и умной иронией..."

"С превеликим интересом смотрели спектакль "Пристани­ще". Спектакль заставил заду м,аться..."

"Огромное спасибо за ваш изумительный спектакль "Черная курица, или Подземные жители". Коллеги из Орла вам очень при­знательны..."

"Первый раз пришли к вам в театр, когда дочке было полто­ра года. С тех пор посещение театра кукол -~ это наш самый большой праздник..."

"Прекрасно/ Дети в восторге... Приезжайте на гастроли в Ливны ещё!"

Отзывы, благодарности, пожелания... Их много. И все они — от души, от чистого сердца.

Коллектив театра ведет большую благотворительную деятель­ность. Регулярными стали показы спектаклей для детских домов; принимается активное участие в городских культурных мероприя­тиях.

В театре работает и молодежь, и те, чей стаж исчисляется не одним десятком лет. Алла Луневская — заведующая художествен­но-постановочной частью — работает в театре со дня его основа­ния; Вячеслав Луневский прошел путь от машиниста сцены до ак­тера и помощника режиссера; много лет отдала сцене актриса Та­тьяна Кондрашкина.

Более чем два десятилетия составляет стаж художника-бутафо­ра Любови Моталовой, звукооператора Галины Рассадиной, веду­щего бухгалтера Татьяны Сергутиной и главного администратора Альбины Рудаковой.

Сегодня Брянский Государственный театр кукол — это слажен­ный творческий коллектив, который своим мастерством и умением способен создавать сложные, большие и красочные спектакли.