Страницакритерии

Второй этап мониторинга вузов. Оптими­зация критериев. Брянск.

В Государственной Думе РФ состоялось заседание платформ партии «Единая Россия» на тему «Второй этап мониторинга вузов. Оптими­зация критериев». В качестве сопредседателя региональ­ного движения сторонников «Единой России» Брянской области участие в нем при­нял ректор Брянской госу­дарственной инженерно- технологической академии Валерий ЕГОРУШКИН.

Заседание прошло под пред­седательством члена Высшего совета «Ециной России», первого заместителя руководителя фрак­ции в Госдуме Николая Булаева. Свою позицию в отношении ре­формы высшего образования в Российской Федерации выска­зали первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, замсекретаря Генерального совета «Единой России» Ольга Баталина, депу­тат Госдумы, член Президиума Генсовета «Единой России» Александр Хинштейн, коорди­натор Либеральной платформы партии Владимир Плигин. С информацией также выступи­ли глава Рособрнадзора Сергей Кравцов и директор Департа­мента государственной полити­ки в сфере высшего образования Министерства образования РФ Александр Соболев.

Напомним, второй этап мо­ниторинга эффективности ву­зов стартовал 1 августа 2013 года. Идя навстречу академическому сообществу, Министерство об­разования РФ к пяти уже приня­тым показателям эффективнос- ти, таким как средний бал ЕГЭ, инфраструктура вуза, научно- исследовательская деятельности и т.д., - добавило новый: число выпускников, не обратившихся в службу занятости населения в течение первого года после окончания вуза. О том, какие дополнитель­ные критерии предлагает рас­смотреть «Еди­ная Россия», о перспекти­вах брянских вузов — в интервью Валерия Егорушкина.

Шкала эффективности

  • Валерий Алексеевич, как реа­лизуется второй этап мониторинга эффективности вузов?
  • Сегодня российские вузы проходят очередной этап оценки эффективности своей деятель­ности. Таким образом, будет выде­лено две группы высших учеб­ных заведений: попавшие в так называемую зелёную зону - без признаков неэффективности и попавшие в красную зону - со­ответственно, имеющие те или иные признаки неэффектив­ности.
  • По итогам первого этапа мо­ниторинга, проходившего в 2012 году, БГИТА оказалась в числе вузов, нуждающихся в оптими­зации деятельности, что, в свою очередь, вызвало большой ажио­таж в обществе.
  • Действительно, отношение общества к этой проблеме до­вольно накалённое. В прошлом году вузы также, какивнынеш- нем, оказались разделёнными на две категории. Причём многие вузы, которые попали в чёрный список, в том числе и Брянская государственная инженерно- технологическая академия, неявляются неэффективными.  Именно поэтому заседание платформы партии «Единая Россия» в Госдуме и было посвя­щено обсуждению дальнейшей судьбы системы мониторинга эффективности деятельности вузов.
  • Какие предложения были внесены депутатами «Единой России»?
  • Все, кто присутствовал на заседании, прекрасно понима­ют, что, с одной стороны, систе­ма образования в России должна развиваться, с другой — сегодня, увы, немало вузов, предостав­ляющих такие образовательные услуги, которые и услугами-то назвать сложно. И система мониторинга эффективности должна быть направлена имен­но на то, чтобы выявить вузы, не соответствующие званию учеб­ного заведения, избавиться от них с помощью административ­ных мер — и в то же время дать возможность остальным вузам развиваться, плодотворно рабо­тать и улучшать свою материаль­но-техническую базу и условия для обучения студентов.

Во-первых, в ходе заседания «Единой России» на повестке дня оказался актуальный вопрос трудоустройства выпускников, их профессиональной востре­бованности. В принципе глав­ная задача любого вуза — обес­печение отраслей экономики высококвалифицированными кадрами. Но как ввести в шкалу эффективности показатель ре­альной работы вузов с реальным работодателем? Вытекающий отсюда вывод — необходима спе­цификация, самоопределение вузов. В частности, прозвучала  информация, что технический  вуз не в состоянии осуществлять  качественную подготовку юрис­тов. Так, на сегодняшний день 98-99% высших медицинских специалистов именно для системы здравоохранения, а сельскохо­зяйственные вузы лишь на 40- 50% соответствуют своему про­филю. Впрочем, за примерами далеко ходить не надо: в БГИТА лесное направление существует уже 85 лет, и по идее оно отно­сится к сельскохозяйственному направлению, но сам вуз не яв­ляется сельскохозяйственным и не может быть таковым - мы готовим и строителей, и меха­ников, и экономистов. Следо­вательно, внедрение специфи­кации и позволит определить фактическое направление ра­боты вуза и востребованность его выпускников в тех или иных отраслях.

 «Единая Россия» предлагает проводить монито­ринг не по вузу, а по укрупнён­ным группам специальностей или направлениям подготовки студентов. Вопрос этот серьёзно рассматривают как в правитель­стве, так и в Государственной Думе, потому что появление любой информации об эф­фективности вузов неизменно сопровождается напряжением в социальной сфере. Для того чтобы это напряжение сгладить, и была принята общая позиция «Единой России», цель которой группу педагогических вузов, исходя из специфики их рабо­ты. Сложилась парадоксальная ситуация: вроде бы все понима­ют, что учителя стране необхо­димы, однако в прошлом году основная масса педагогических вузов попала в список вузов с признаками неэффективности. На сегодняшний день выделены следующие группы вузов: сель­скохозяйственные, медицин­ские, транспортные, военные и ряд других. И теперь стоит вопрос о том, чтобы выделить в отдельные группы федераль­ные университеты, федераль­ные научно-исследовательские университеты, классические университеты, то есть более дробно распределить высшие учебные заведения по группам направления работы и оцени­вать эффективность их работы по своему направлению.

  • Какова дальнейшая судьба обсуждаемых позиций?
  • Все они переданы в Минис­терство образования. Как под­черкнул глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, работа ведомс­тва впредь будет вестись глав­ным образом на основе монито­ринга эффективности вузов. То есть, если определённый вуз по какой-либо причине попадает в неэффективную красную зону, это будет являться сигналом к действию для Рособрнадзора — такое учебное заведение ждут внеплановые проверки или иные дополнительные меры контроля.
  • Что в этой связи ждёт брян­ские вузы?
  • В Брянске более 20 высших учебных заведений, четыре из которых являются государс­твенными, остальные — либо не государственными, либо филиалами. Так же как и дру­гие российские вузы, все они должны были подать мате­риалы о своей деятельности в Минобразования. Два брянс­ких вуза, которые в прошлом году нуждались «в оптимиза­ции деятельности», - БГИТА и БГУ — будут отчитываться по материалам соответствующей дорожной карты. В отношении остальных вузов решение будет принято по результатам второго этапа мониторинга. Если речь идёт о зелёной зоне — вуз или филиал продолжит свою рабо­ту, если окажется в красной — к нему возникнут вопросы и будут приняты необходимые меры, вплоть до закрытия.
  • Если коснуться такого крите­рия оценки эффективности вузов, как дальнейшее трудоустройство, то выпускники БЁИТА с этой проблемой сталки­ваются редко. Вообще центры трудоустройства, согласно поло­жению Министерства образова­ния, должны быть открыты при каждом вузе, их деятельность также должна подвергаться оценке. Что касается Брянской государственной инженерно- технологической академии, в наше время наибольшим спро­сом со стороны работодателей пользуются квалифицирован­ные строители, лесники, меха­ники. Поданным региональной службы занятости, в прошлом 2012 году из 600 подготовлен­ных академией специалистов на биржу труда обратились 34 человека, то есть менее 4%.