Страницакрай

Брянщина. Милый сердцу край. Сколько любимых нежных и поэтических названий дал народ селам, деревушкам, речушкам.

ЧУВСТВО малой родины. Знакомо ли оно? Очень. Если оно есть. Человек, где бы ни находился, тоскует по маленькой, но близкой и родной деревеньке, речушке. Поэт Евгений Лебков, проживающий на Сахалине десятки лет и полюбивший его, все же тоскует о родных брянских краях. В стихотворении «Родная деревня» он пишет:

А люди живут помаленьку, Простою заботой живут. Родная моя деревенька, Непатриархальный уют. Но детство по-прежнему детство И в этой и в той вон избе... 

 Часто звучит в стихах поэтессы Людмилы Лукьяненко тоска о родной брянской земле:

Никуда от нее не деться: Сколько весен прошла цже. А   Олешня,   речушки  детства. Все звени: у меня в душе.

Олешенка, Ольховка, Ольшанка, Ольховый, Ольшаница — таковы названия рек и поселений. Заросли ольхи — ольшаники типичны именно для речных берегов, поэтому немало речушек и получили названия этого дерева.

Брянщина. Милый сердцу край. Сколько любимых нежных и поэтических названий дал народ селам, деревушкам, речушкам: Вяльки, Аннино, Бежань, Белевица, Боюры, Важица, Венрин, Витемль, Вигичка, Гастенка, Гошка, Дальний Клин, Добрик, Дудоры, Еленка, Жеча, Забава, Заборье, Залядка, Заречье, Знобь, Золин, Иловица, Ирпа, Истровка, Кветунь, Кипень, Клевень, Меженики, Нетьинка, Ольгино,  Опахань,   Плавна,  Свень,  Сигор,  Снапать,  Солька,  Лебедин,  Лобки,

На цветах, названьях деревень... Был, наверно, тот в душе Поэтом, Кто придумал их в счастливый день — так прославляет.поэт Михаил Агаманенко названия брянских деревень и тех, кто дал им такие ласковые Имена.

Названия, по словам Константина Паустовского, — это народное поэтическое оформление страны. В них — характер народа, его история, склонности и особенно­сти быта.

Творисвет. Все по-своему красивы, Каждой памятью коснусь. Повторю Встает Россия Повторю И вижу Русь.

 Это   стихотворение   «Деревеньки - деревушки»   Николая   Поснова.   В   нем поэтичность,   точное   определение   местности.   Скажем,   звучит   в   названиях Чистополье и Холмы слово «чистополье» — чистое поле, ровное, прозорное, а слово «холмы» — небольшая отлогая горка, возвышенность.

На Брянщине немало «лесных» названий: Подлесье Подлесный, Сосни ца, Сосковца, Сосновская, Подсосенкй) Сосновый Бор, Осинки, Осиновка, Осиновые Дворики, Подосинки...        

На шоссе Брянск — Орел есть место, называемое Осиновая Горка. Его история ничем не примечательна. Со.временем же Название поселка получило широкое признание.

В канун двадцатипятилетия освобождения Бряищины от фашистских захватчи­ков на возвышенности у шоссе сооружен монумент Шоферам, покорителям фронтовых дорог. Памятник установлен здесь не случайно. По этой дороге в Брянск пришли освободители. По этой дороге, не страшась вражеских бомбежек, водители доставляли на передний край боеприпасы, горючее, продовольствие, снаряжение.

Авторы памятника — скульптор лауреат Государственной премии П. Ф. Мовчун, архитектор А. А. Гайдученя — создали своеобразное и впечатляющее произведение. У подножия тридцатиметрового пилона фигура воина-шофера. Он стоит на подножке вздыбленного автомобиля. Прав'ая рука война лежит  На баранке, взгляд устремлен вперед, на дорогу. Одна за другой проносятся машины. У этого Места они чуть замедляют бег и салютуют вонну-автомобилисту длинным сигналом...

Как указано в стихотворении Н. Поснова, были, конечно, на Брянщине названия поселений Воин и Меча.

Современные словари слово «воин» поясняют: тот, кто сражается с врагом, солдат,   боец.   Вой — так   назывались   при   первых   русских   Князьях   войска.

собираемые сверх дружины, на случай войны под начальством воеводы. В Отече­ственную войну 1812 года воинами назывались ополченцы, набранные из удельных имений. Воин — это и встречающаяся фамилия князей.

В памятнике литературы Древней Руси — «Поучении Владимира Мономаха» упоминается город Воинь, который находился при впадении Суды в Днепр.

Слово «мечь» — холодное, ручное оружие древних и средних веков. «Мечевшик» — кто кует, работает мечи. А слово «мечник» имеет уже другой смысл. Это старинное слово, обозначающее дворцовый чин древних русских князей. Главная обязанность мечника была судебная. Ему поручались и другие дела.

Разыскивая пояснения о слове «Меча», вспомнил тургеневский рассказ «Касьян с Красивой Мечи» из знаменитых «Записок охотника», достал с полки книгу:

«А вы где прежде жили?

  • Мы с Красивой Мечи.
  • Далеко это отсюда?
  • Верст сто.
  • Что ж там лучше было?
  • Лучше... лучше. Там места привольные, речные, гнездо наше, а здесь теснота, сухмень... Здесь мы осиротели. Там у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на холм, взойдешь — и господи боже мой, что это? а?... И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, далече. Вот как далеко видно... Смотришь, смотришь, ах ты право!»

Как-то в краеведческом материале я сослался на одно художественное произведение. Строгий редактор сказал, что это не доказательство. И вот передо мной словарь Географических названии. Читаю. Красивая Меча, река. Правый приток реки Дои. Протекает в Тульской и Липецкой областях.

Красивая Мечь, или Красивая Меча — протекая в высоких скалистых и извилистых берегах, считалась одним из красивейших мест Европейской России. Это ей, Красивой Мече, посвящена пространная лирическая характеристика и рассказывается предание о ней в повести И. Ф. Павлова «Ятаган».

В Новозыбковском районе есть старинное село Шеломы. Его возникновение относят к XV) веку. А еще поселение прозывалось ШеломиН.

Слово «шелом», «шлем» — военный досп'ех, кроющий голову, ныне каска — поясняют словари. «Хощу главу свою приложити, а любо испити шеломом Дону!», — говорится в древнем повествовании «Слово о полку Игореве».

Шелом, шолом и слово мирное. Оно обозначало в старину — навес, крыша на столбах, повет.

Встречается и фамилия: Шеломанев, Шеламанов, Шелом. В 1737 году в Ильинской ночепской церки был ктитарь Алексей Шлома, он же Шломин.

А что значит название поселка Будимир в ТрубчевскоМ районе? Это имя человека.

Старославянские составные имена очень интересны. Они образовывались, поясняет М. Я. Мирошкин в книге «Славянский именослов, или Собрание славянских личных имен в алфавитном порядке», изданной в 1867 году в С.-Пе­тербурге, из двух частей: Вяче-слав, Свято-полк, Мило-нег, Остро-Мир, Домо-жир, Добро-гость. При этом каждая часть имени являлась корнем слова и имела свой реальный смысл.

Будимир — тоже древнее имя. Соловей Будимирович — герой былины, известный в десяти записях, из которых старейшая принадлежит Кирше Данилову. В былине ведется сказ о приезде Соловья Будимировича в Киев сватать племянницу князя Владимира, Запаву Путятичну.

В некоторых других былинах Соловей Будимирович смешивается с Соловьем разбойником. Имя Будимир можно встретить в справочниках личных русских имен, изданных и в наши дни. Встречается там и старое имя Хотомир, а в Брянском районе расположен  поселок  Хотомиричи.  

Писатель Петр Дудочкин, уроженец Брянщины, как-то вспоминал, что в дни работы второго съезда писателей, когда они встречались, Н. И. Рыленков нет-нет, да и повторял один и тот же вопрос: «А что еще нового в Тюнино?» Когда же у него спросили, какой уголок отчей земли сильнее всего запал в душу, то не задумываясь ответил:

  • Тюнино.   — И повторив тихо, но еще нежнее и восторженнее произнес:
  • Тюнино!»

У каждого из нас есть свой заветный уголок то ли село, деревня, поселок, город, где родился, вырос, долгие годы жил.

Есть у каждого людского поселения своя история. Одна — долгая, уходящая в глубину веков, другая совсем короткая, может, ничем не примечательная. Важно иное, чтобы каждый из нас от поколения к поколению нес тепло любви к заветному уголку, к отчему дому.

Из дому. На шоссе. И — прямо к Тюнину?

Идешь — поешь... Да что там говорить...

Дай бог и мне, как дал Ивану Бунину,

Свой край родной вовек не разлюбить, — так пишет в стихотворении «Тюнинская школа» Евгений Лебков.

Из любви к родной избе, дому, роднику, роще, селу, городу, школе, улице, легендам, сказам и складывается большая любовь к Родине.