КРАСНАЯ ГОРА
Города Брянской области глазами нейросети Красная гора Фокино Локоть Комаричи
25 июля 2023 года в Красной Горе прошел выездной день донора. На территории, прилегающей к Красногорской центральной районной больнице, расположилась мобильная станция переливания крови. Специализированная машина прибыла из Брянска. В течение дня станцию посетили 36 человек. Все они хотели помочь больным и нуждающимся в донорской крови людям. По данным Брянской областной станции переливания крови, в день донора, состоявшийся в нашем поселке, заготовили 36 доз эритроцитсодержащих сред, 36 доз плазмы и три единицы концентрата тромбоцитов.
В Красной Горе завершился капитальный ремонт поликлиники. Ранее в здании выполняли лишь косметические ремонты. Но для соответствия современным стандартам и требованиям необходимы были кардинальные перемены. Они стали возможны в ходе реализации программы «Модернизация первичного звена здравоохранения Брянской области». После проведенных преобразований в поликлинике созданы более комфортные условия для приема пациентов, работы врачей, медперсонала и других служб. Обновлено покрытие полов, потолки отделаны в стиле Амстронг, оснащены энергосберегающими светильниками. Новые оконные и дверные блоки добавляют стиля и аккуратности. Также произведена замена электропроводки и сантехники, выполнена красивая внутренняя отделка помещений, приобретена мебель. Много внимания уделено удобству пациентов: на этажах и у кабинетов вывешены таблички с указателями, а на стенах – информативные стенды и плакаты, у кабинетов новые стулья. Коридоры украшают цветы, имеются здесь и кулеры с водой. По отзывам пациентов, в поликлинике добавилось свежих красок, стало светлее и уютнее. В обновленные помещения приятно зайти, и это даже улучшает настроение. А медработники, улыбаясь, отмечают, что созданные условия придают сил и энергии. Жительница райцентра, которая, как и все красногорцы, неоднократно обращалась в поликлинику, впечатлилась результатами ремонта: «Однозначно все изменилось в лучшую сторону. Как хорошо, что в нашем районе происходят такие позитивные события».
Обновление пешеходных переходов путем их покраски. На снимке запечатлен момент появления яркой зебры у автономных светофоров, установленных ранее напротив детской и спортивной площадок по улице Советской, 26. Также в целях безопасности дорожного движения уделено внимание обновлению разметки и на других пешеходных переходах в Красной Горе.
16 апреля – 55 лет назад (1968) Указом Президиума Верховного Совета РСФСР населенный пункт Красная Гора отнесен к категории рабочих поселков.
Красная Гора // Блокнот агитатора. - 1967. - № 12 (24)(июнь). - С. 40-45.
Открытие современной спортивной площадки в Красной Горе
Декабрь 1618 года – при подписании мирного договора с поляками в деревне Деулино под Москвой хитроумные дьяки напоили интервентов и вместо оговоренного на словах Брянска в договор украдкой вставили уступку Поповой горы (ныне Красная гора). И Брянск не отдали, как ни буянили потом протрезвевшие поляки.
КРАСНАЯ ГОРА (до 1922 - Попова Гора), пгт (с 1968), адм. ц. Красногор. р-на, в 235 км к 3. от Брянска, на р.Беседи при впадении в неё р.Полонки (53°00' с.ш., 31 °36' в.д.). 5,75 т.ж. В состав г.п. также входят сельские нас. пункты: село Великоудёбное, дер. Батуровка, Дубенец и Селец; пос. Даниловка, Заглодье, Новая Москва и Щедрин (всего 0,5 т.ж.). По археол. данным, осн. не позднее XI в.; впервые упом. в кон. XIV в.. С кон. XV в. - город Мстиславльского кн-ва (упом. как город до XVII в.); с 1503 в составе Моск. гос-ва. В 1607 через Попову Гору пролегал путь к Москве самозванца Лжедмитрия II. В 1 пол. XVII в. под властью Речи Посполитой; с сер. XVII в. врем, являлась сотенным центром Стародуб. полка; в XVIII в. входила в состав Новоместской сотни. В 1 пол. XVII в. находилась во владении Могилевского кафедрального собора; с 1644 по 1786 - владение Киево-Печерской лавры, ц. особой Попогорской волости (объединявшей лаврские владения). Церковь упом. с 1633 (униатская, с 1640 - православная). Последнее здание Троицкой церк. было построено в 1784 (дере-вян., разрушена в 1937). В XVIII-XIX вв. - крупный ярмарочный ц. (до 5 ярмарок в год). В кон. XIX в. действовали почтовое отделение, больница, земская школа. К нач. XX в. до 10% населения составляли евреи. До 1929 - волостной ц. (с 1803 в составе Сураж. уезда, с 1921 - Клинц. уезда). С 1929 - райцентр (первонач. Западной обл., с 1937 - Орловской, с 1944 Брянской обл.); в 1963-1966 Красногорский р-н был врем, упразднён, а его терр. входила в Клинц. р-н. В годы Вел. Отеч. войны оккупир. нем.-фаш. войсками с авг. 1941 по 28.09.1943. В 1960-1980-х гг. действовал аэропорт местного значения. В 1981 присоединено село Ширки. Пищевая пром-сть. Узел связи (инд. 243160).
Красногорье моё родное!
Нет на свете прекрасней тебя,
Когда рожь колоситься стеною,
И когда расцветает земля.
Твоей Беседи светлые воды,
Синева твоих ясных озёр
И берёзок-сестриц хороводы-
Всё ласкает и радует взор...
Журналист Л.В Моргач (Красногорская агитбригада "В путь")
Краеведческий музей Красногорской СОШ №1
КРАСНАЯ ГОРА, п., Рогнед. р-на, Шаровичско-го с.п., в 2 км к Ю.-В. от д.Барановка, в 7 км к С.-В. от ж/д ст. Гобики (53°59'15" с.ш., 33°37'33" в.д.). С 2010 - без населения. Упом. с 1 пол. XX в. (первонач. назв. - Будище); с 1930-х гг. колхоз "Красная гора". До 1966 в Барановском с/с Инд. 242781.
Красная Гора – поселок Рогнединского района Брянской области, Шаровичского сельского поселения, в 2 км к юго-востоку от деревни Барановка, в 7 км к северо-востоку от железнодорожной станции Гобики. Упоминается с первой половины ХХ века (первоначальное название - Будище). С 1930-х годов колхоз "Красная гора". До 1966 в Барановском сельсовете. С 2010 года - без населения.
Красная Звезда, Красная Заря, Красный Октябрь, Красная Знаменка, Красная Криница, Красная Нива, Красная Поляна, Красный Пахарь, Красный Стяг, Красный Клин, Красный Путь, Красный городок, Красная Роща, Красная Николаевна, Красная Слобода, Красная Гора — села и поселки, получившие слово «красное» уже в советское время. Многие повторяются. Слово «красный» здесь как бы символ — слово, относящееся к революционной деятельности, к социалистическому строю.
Так, например, районный центр Красная Гора стал называться в тридцатых годах, т. е. после Октябрьской революции. Раньше село именовали Поповой Горой.
Село расположено при впадении речки Полонки в Беседь: «На гористом месте, открывающем взору пространный луг и поверхность отдаленных мест». Попова Гора принадлежит к числу старинных русских городков, возникших не позже 16 века, в виде укрепленных центров, под защитою которых ютились поселки, возникавшие на равнинах. Попова Гора по актам известна с 1503 года, когда она была центром особой волости.
Когда-то в центре населенного пункта на возвышенном месте была усадьба попа с хорошим домом и садом. Гору эту называли Поповой. Отсюда и пошло название села Попова Гора.
Попова Гора (Красная Гора) расположена при впадении р. Полонки в р.Беседь и является очень древним поселением, возникшим на одном из важнейших путей, ведших из Польши на Северщину.
Наиболее ранним письменным источником, в котором упоминалась Попова Гора, является список «городов дальних и ближних», составленный в 15 веке и включенный в Воскресенскую Летопись.
В 15 в. Попова Гора входила в Мстиславское княжество Великого княжества Литовского.
С переходом в 1503 году поипутской территории из состава Литовского княжества под власть Москвы Попова Гора, наряду с Дроковым на Ипути, стала опорным пограничным пунктом Русского государства. Она упоминалась в источниках 16 – 17 вв., когда юго-западная территория находилась в зоне русско-литовских и русско-польских конфликтов, например, в Радзивилловских Актах периода Стародубской войны 1534 – 1535 гг., а также, в 1607 году, в связи с переправкой Лжедмитрия II через р.Беседь. В 1708 году шведы дважды проходили через Попову Гору, форсируя р. Беседь – сначала отряд Лагеркрона, а затем, остатки корпуса Левенгаупта.
С конца 17 в. Попова Гора входила в состав владений Киево-Печерской Лавры, являясь центром Попогорской лаврской волости. В эту же волость входили и Ширки. По своему социальному положению жители Поповой Горы имели статус монастырских крестьян (за исключением казаков). Управлялись они монахами-городничими.
Согласно «Описанию Новгород-Северского наместничества», составленного в 1779 – 1781 гг.: «Село Попова Гора…положение имеет на чистом месте, открывающем взору пространный луг и поверхность отдалённых лесов. С одной стороны при сём селе протекает речка Полонка, и на оной монастырских плотин 2: при первой из них мельничных амбаров 2 об 2-х мучных и 1-м валюшном колах, а при другой под самим селом мельничный амбар 1 об одном мучном коле. И за сею последнею показанная речка Полонка впадает в реку Беседь. Село сие лежит на самом берегу Беседи.
С одной стороны окружают его прозрачные между лесами полянка, а с другой пространный луг с протекающей по нему рекою Беседью и привлекающими зрение лесами.
В сем селе церковь деревянная одна, приежой монастырский дом на двух корпусах: один о 7, а другой о 5 покоях, богоделья для прожития нищих, шинок с уездным (крытым) двором...»
К вышеописанному селу земли пахотной посредственно, но жители здешние пытаются оную размножать, вычищая дубровы. Лесов довольно, а сенокосов мало. Заимствуют же оные наймом за деньги у обывателей деревни Смялчи, на лугах около реки Ипуть. Жители упражняются в хлебопашестве и вырабатывают пеньку, кою продают приезжающим сюда из раскольничьих слобод Клинцов, Зыбкой и прочим обывателям…Также выделывают иногда смоляной дёготь и продают оный в раскольничьих слободах…».
После Указа Екатерины II от 1786 года о секуляризации монастырских земель, владения Лавры были переданы в казенное ведомство, а крестьяне перешли в разряд казенных или государственных.
Во второй половине 18 века в Поповой Горе появились помещики, поселившие здесь своих крестьян. В их числе был и Иван Набожинский-Райко, а затем его сын Адам. Вместе с крестьянами в Поповой Горе жили и казаки, составлявшие около 10-ти дворов. Казаки обладали личной свободой и не зависели от лаврских владельцев. В начале 19 века казаки Поповой Горы входили в Лопатенскую казацкую волость.
В 1784 году на средства Киево-Печерской Лавры в Поповой Горе была построена деревянная Троицкая церковь. Во второй половине 19 века здесь служили священники Иоанн Спасский, Владимир Кудрявцев, Гавриил Горский, Николай Михайловский, Лев Вербицкий, Александр Лебедев.
Священник Иоанн Спасский в 1891 году входил в Совет Братства Св. Михаила, имевшего главной задачей борьбу с раскольниками. По своему округу он был избран окружным миссионером.
В 1930 году в Клинцовском окружном исполнительном комитете был поставлен вопрос о закрытии Троицкого храма в Красной Горе.
Фамилии крестьян села Поповой Горы в первой половине 19 века:
Авдеенок, Антипенок, Антюшка, Бардюга, Бардюгленок, Беглий, Безсрочный, Белокаменцов, Белый, Бобер, Бондаков, Бондаренок, Бондарь, Борисенок, Боровик, Бочков, Буйный, Булах, Бычок, Вернигор, Воскалей, Вуцин, Выгонный, Гармалис, Головач,Гончар, Гордеенков, Гордеенок, Горелый, Горянский, Грак, Гребень, Грибан, Грибенок, Губенок, Добытенок, Довгий, Жежель, Жидок, Журавский, Зайцов, Запецкий, Запечкий, Ивченок, Каврига, Кайленок, Камадин, Камень, Канарский, Канатка, Кобешов, Коваленков, Коваленок, Коваль, Козловский (Сердын), Колесников, Колтигин, Комадинок, Концовой, Копленок, Кормильцев, Косьянов, Котляр, Кравец, Кравчонок, Кремачь (Слепой), Кривопуск, Круглик, Крупеня, Кулешов, Куркачов, Курно, Курносый, Курпачь, Кученок, Кучеренок, Легинькой, Лисиченок, Луговской, Макаренок, Малай, Маловаский, Марка, Марков, Матаренок, Мацкевич, Медведь, Мелник, Миненок, Митков, Мицков, Мовчанов, Москаленок, Мурашка, Наливайчик, Никитченок, Ольховый, Оробей, Павлов, Паржный, Плосконой, Плотка, Подоляка, Портной, Резицкий, Решетник, Решетников, Рубан, Рыбалкин, Рыженок, Самулич, Сапелкин, Саросеков, Свербаненок, Свинчанок, Седень, Селедец, Семенченок, Середенок, Сковпня, Солодуха, Ставинов, Старченок, Старченок, Таран, Твердый, Тевень, Теретенок, Терехов, Тетенок, Ткач, Ткачев, Ткачов, Точила, Тупик, Удавенок, Хандожка, Храмцов, Хролов, Цыба, Цыбулька, Цыгуев, Цыгуль, Черепок, Шапочка (Удовенок), Шевченок, Шкредов, Щерба, Янков.
Фамилии казаков села Поповой Горы в конце 18 века – начале 19 века:
Басенок, Гарист, Грибан, Дмитраченок, Жвачков, Калупай, Кашанский, Корпачев, Кружай, Озерский, Пасенок, Пригаровский, Решетников, Цытович, Ячмень.
Из цикла «Села Суражского уезда». Попова Гора (Красная Гора).
Чеплянская Е.А.,
ведущий архивист
отдела публикации
и использования
документов ГАБО.
ПОПОВА ГОРА (КРАСНАЯ ГОРА)
Посёлок городского типа Красная Гора является административным центром Красногорского района Брянской области и Красногорского городского поселения.Расположен на реке Беседь (приток Сожа), в 56 км к северо-западу от железнодорожной станции Клинцы и в 240 км к западу от Брянска.
Площадь - 8,4 кв.км. На 2010 год население - 6,2 тыс. жителей.
Поселок Красная Гора (до 1922 года село Попова Гора) в прошлом занимал выгодное географическое и экономическое положение. Полноводная в то время река Беседь, входящая в состав рек Днепровского бассейна, надежно связывала ее со многими городами.
Впервые упоминается в 1387 году как сторожевое поселение.
История Поповой Горы связана с событиями, вошедшими в историю России.
В 1648 году у Поповой Горы состоялся бой между казаками Багдана Хмельницкого и шестью тысячным отрядом польского гетмана Вишневецкого. Поляки были разбиты, и позднее Попогорская волость перешла к Украине.
В начале XVII века в Поповой Горе скрывался самозванец Лжедмитрий Второй, претендовавший позднее на Российский престол.
Попова Гора с окрестными населенными пунктами первоначально входила в состав Нежинского полка, а в 1663 году в составе Новоместской сотни вошла в состав Стародубского полка.
В 1669 году Попова гора ( по указу царя Алексея Михайловича) переходит во владения Киево-Печерской лавры.
В 1747 году в Поповой Горе заканчивается возведение православного храма Святой Троицы.
В 1782 году Поповогорская волость вошла в состав Новгород-Северского наместничества.
В 1922 году Попова Гора была переименована в посёлок Кра?сная Гора?.
С 1968 года - статус посёлка городского типа.
Расположен на реке Беседь (приток Сожа).
Находится в 56 км к от железнодорожной станции Клинцы.
К достопримечательностям посёлка относятся Древнее городище и Радимичские курганы.
Материал из книги
Владимира Александровича Снытко
« КРАСНОГОРЬЕ МОЕ РОДНОЕ »
(Историко-краеведческий очерк).
Из сохранившихся письменных источников известно, что Попова Гора всегда являлась административным центром, своеобразной «столицей», объединявшей вокруг себя населённые пункты, даже более крупные по числу жителей. Такой статус поселения объяснялся выгодным географическим положением на перекрестке сухопутных дорог и на паромной переправе через Беседь. Этому статусу способствовал также рельеф местности: укрепленный пункт на крутом берегу полноводной реки надежно обеспечивал безопасность жителей края в тревожные времена средневековой Руси.
Известно также, что территория нынешней Брянской области была заселена людьми в глубокой древности (по разным источникам, от 120 до 50 тысяч лет тому назад). На территории нынешнего Красногорского района доказано появление жителей в эпоху неолита (V тысячелетие до н.э.). На это обстоятельство указывают, в частности, 33 археологических объекта, расположенных как в черте Красной Горы (Городок), так и вблизи населенных пунктов: Батуровка, Верхличи, Лотаки, Любовшо, Заборье, Ивановка, Кашковка, Палужская Рудня, Селец, Увелье, Щедрин. Это городища, стоянки, курганные могильники. Из них 6 объектов относятся к эпохе неолита, 3 – к эпохе бронзы, 7 – к раннему железному веку, 3 – к юхновской культуре и остальные - к периоду Киевской Руси. Данные объекты исследовались в конце XIX века археологом П.М. Еременко и в 1974 году - археологом А.В. Кашкиным…
…Если говорить об этнической принадлежности и о культурных различиях жителей территории нынешнего района, то, по данным раскопок, это были племена юхновской и, возможно, милоградской культур. Племена эти родственны балтским народам, на что указывают данные современной топонимики Брянской области.
… В X веке на запад Брянщины проникло славянское племя радимичей, расселившееся, в частности, по берегам Сожа и его притоков – Ипути и Беседи. В «Повести временных лет» говорится, что свое название радимичи получили от имени своего вождя – Радима. Летописец указывает также, что радимичи происходили от западной ветви славян и были в известной степени родственны полякам («ляхам»). Жили они поселками на высоких берегах рек и поселения свои обносили частоколом. Главное занятие радимичей - подсечное земледелие; пашенного земледелия они еще не знали. Наряду с обработкой земли важную роль играли скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество. Радимичи обожествляли солнце, небо, воду, поклонялись также деревьям, птицам, животным… Близость лесостепной зоны способствовала проникновению сюда орд различных кочевых народов. Поэтому неудивительно, что в IX - X веках жители края платили дань крупному степному государству - Хазарскому каганату.
В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
В X веке на известном пути «из варяг в греки» образовалось огромное государство – Киевская Русь. Еще в 885 году князь Олег пытался подчинить своей власти земли радимичей, требуя от них уплаты дани. Радимичи, как говорится в «Повести временных лет», согласились уплатить ее Олегу. Так началось государственное освоение территорий современного Красногорского, а также соседних районов Брянщины, освоение, растянувшееся не менее чем на сотню лет. Оно включало в себя не только периодически взимаемую дань («полюдье»), но и постепенное устранение местных племенных вождей, присоединение новых земель к владениям киевского князя, а также строительство опорных пунктов-крепостей, где могли размещаться княжеские дружины при сборе дани. Очевидно, таких крепостей было очень мало в земле радимичей, поскольку дань ими уплачивалась нерегулярно.
В 984 году войска киевского князя Владимира одержали победу над радимичами на реке Пищане (на территории современной Могилевской области в ста километрах от Красной Горы ) и заставили их регулярно платить Киеву дань. Таким образом, земли в районе рек Сож, Ипуть и Беседь окончательно вошли в состав единого Древнерусского государства, а соседнее стародубское ополье вскоре стало плацдармом для освоения новых территорий уже на востоке Брянщины. Отсюда можно выдвинуть первую версию возникновения нашего райцентра: именно в X веке появилась Попова Гора как опорный пункт власти киевского князя над покоренными племенами радимичей.
Легенда связывает появление названия «Попова Гора» с тем, что вождь одного из радимичских племен, живших на возвышенном берегу Беседи в районе городища, первым в своей округе принял христианство и способствовал таким образом укреплению власти киевского князя над окрестными землями.
В процессе распада Киевской Руси из нее выделились, в частности, Смоленское и Черниговское княжества. В состав последнего вошла значительная часть нынешней Брянщины, а также земли по среднему Днепру и по нижнему течению рек Сож, Ипуть и Беседь. В 1142 году эту территорию пытался захватить смоленский князь Ростислав, но черниговцы отстояли свои земли, а их княжество стало одним из самых значительных на Руси. Владения Чернигова простирались от берегов Днепра до верховьев Оки.
Граница между Смоленским и Черниговским княжествами проходила, как указывал историк С.М. Соловьев, у реки Прони - притока Сожа, в районе современного города Славгорода Могилевской области Республики Беларусь . Таким образом, земли в среднем течении Беседи оказались как бы в нейтральной полосе. И до Смоленска, и до Чернигова было очень далеко, поэтому государственное и хозяйственное освоение края шло очень медленно.
Когда же из состава Черниговской земли выделилось самостоятельное Новгород-Северское княжество, включившее в себя на некоторое время территорию Красногорского района, связи с Черниговом не были потеряны. Ведь и в Чернигове, и в Новгороде-Северском правили князья из известного рода Ольговичей. Черниговцы также понимали, что усиление Новгорода-Северского может привести к отделению от их княжества его восточных земель. Разумеется, происходили частые княжеские усобицы, но в то же время наши далекие предки вместе отражали набеги кочевников-половцев, организовывали далекие походы в степь. Один из Ольговичей - новгород-северский князь Игорь Святославич - стал героем знаменитой поэмы «Слово о полку Игореве».
Таким образом, имеет право на существование и вторая версия возникновения Поповой Горы: она могла появиться как укрепленный пункт князей Ольговичей на границе Черниговского и Смоленского княжеств в XII веке, тем более что эти княжества тогда часто воевали между собой. Однако в русских летописях, рассказывавших о событиях XII - начала XIII веков, упоминания о Поповой Горе отсутствуют.
Противостояние Смоленска и Чернигова уси¬лилось после 1180 года, когда в южной части Смоленской земли появилось удельное Мстиславское княжество. Первым правителем его стал Мстислав Романович, сын смоленского князя из рода Ростиславичей. Это был опытный полководец и видный государственный деятель. Новгород-северским и черниговским князьям стоило немалых усилий сохранять за собой свои северные зем¬ли: приходилось искать союзников и в По¬лоцке, и на Волыни. Возможно, что роль Поповой Горы в этот период была весьма значительной. Ведь, как мы видели, территория Красногорщины оказалась на стыке трех княжеств: Черниговского, Новгород-Северского и Смоленского.
Огнем и мечом прошли по русским землям монголо-татары, захватившие в 1239 году Чернигов. Монголо-татарское нашествие во многом изменило ситуацию в нашем крае. Ведь Чернигов был разорен, а Смоленск и Мстиславль, наоборот, усилились; в итоге земли по течению Беседи полностью перешли под контроль северных соседей. И хотя городов на берегах Ипути и Беседи по-прежнему не было, можно выдвинуть третью версию: именно в конце XIII века на южных рубежах Смоленской земли появилась новая волость с центром в Поповой Горе. Крепость на берегу Беседи должна была теперь надежно защищать границы Мстиславского и Смоленского княжеств от нападений татар и их союзников с юга.
Разумеется, высказанные предположения нуждаются в документальных доказательствах, но тот факт, что Попова Гора в 1387 году уже была городом, не вызывает сомнений и дает право на существование вышеупомянутых версий появления современного райцентра.