МИСТЕРИЯ КРАСОК. БРЯНСКАЯ ВЫСТАВКА.
Берег очарованный и очарованная даль открываются в эти осенние дни посетителям выставочного зала на бульваре Гагарина в Брянске.
Здесь обжигает жаром огне-крылая птица Сириус, по бескрайнему океану неба плывет золотая рыба Солнце, и сквозь струи дождя встает над Россией во весь рост Илья-пророк. Художник Владимир Саможенов творит свою действительность, где реальность переплетается со сказкой, грезой, мифом.
Созданная им феерия завораживает экспрессией красок, выразительностью и эмоциональностью. В его палитре преобладают оранжевые, розовые, фиолетовые краски, теплые тона, придающие особое обаяние работам. Живописец смело использует язык символов и метафор, чтобы передать красоту и двойственность мира — видимого и невидимого, свое чувственно-эмоциональное восприятие явлений и событий. Сказочно-поэтична его «Зима в России». Над полями и лесами идет госпожа Метелица, осыпая землю, словно лебяжьим пухом, снегом. Бури и ветры белой мантией вьются за ее спиной. А вот в звоне фанфар встает над миром Победа — богиня Ника. В ее распростертых до горизонта огненных крыльях еще догорают отсветы былых пожарищ. По очищенной от скверны и зла земле она ведет за руку мальчика. Это небо, эти реки, эти тихие закаты и рассветы — для него.
Аллегоричны картины из цикла «Шапка Мономаха» — они об искушении славой и властью, о ее тяжком бремени, которое порой давит так, что хрустят кости. А еще о большой ответственности, которою несут самодержцы перед Богом и перед людьми, об их вынужденном одиночестве.
В творчестве Саможено-ва сильно театральное начало, карнавальность. Особенно ярко это выражено в итальянской серии и цикле работ, посвященных миру искусства: «Мелодия», «Петрушка», «Женщина в маске». Неудивительно, что любимые его модели — актеры и музыканты, еще не вышедшие из роли, образа, в соответствующих эпохе костюмах и настроении. Пианист и композитор Владимир Дубинин позирует в форме офицера французской армии. В оратории, написанной им к 200-летию Отечественной войны 1812 года, он предстал в новом амплуа, сыграв Наполеона. Горделивая осанка, прямой, открытый взгляд — композитор и в жизни, и в творчестве привык брать намеченные высоты.
Воспарить над реальностью, приподняться над бытом Саможенов стремится даже в натюрмортах. Неизменными атрибутами композиции в них становятся артобъекты — статуэтки, фотографии в рамочках, картины. Стремление к совершенству во всем — одна из черт истинного творца.
Озарение может настигнуть внезапно, как удар молнии, порыв ветра, а мимолетная встреча пробудить душу, воскресив ее для любви. Вслед за Пушкиным Саможенов погружается в стихию стиха, воссоздавая промозглую атмосферу окутанного серой дымкой Петербурга. И на этом унылом фоне пылают два ярких цветовых пятна.
Одно — ветка клена, зажженная осенним пожаром, второе — незнакомка в лиловом, взгляд которой опалил сердце поэта.
Художники — посредники между Богом и людьми, причастники высших тайн. Своеобразной творческой декларацией можно считать две работы Саможенова — «Золотая рыбка»
и «Арбат». На первой - живописец работает на пленэре. Он творит, и все преображается вокруг, послушное его воле: парят среди облаков влюбленные, поют херувимы, ликует земля. На второй — на своих ладонях художники держат храм. Аккуратно и бережно, как святыню, как драгоценный дар. Эти добрые руки сберегают для нас красоту, сохраняют душу и дух народа от растления.
Ирина МАРЧЕНКОВА.