Страница Козьмы

Церковь Козьмы и Демьяна Брянский район Брянской области

Церковь Козьмы и Демьяна (с. Барышье)

В писцовых книгах царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича в числе разоренных и раздробленных литовскими людьми церквей Брянского уезда упоминается и Космодамианская церковь. В церковной ведомости за 1831 год значится, что "Космодамианская церковь с. Барышья с приделом святого Алексея Митрополита Московского, зданием деревянная с таковою же колокольнею, крышею и фундаментом, построенная в 1744 году приходским помещиком Петров Афанасьевичем Бахтиным, пришла в ветхость". Вместо нее помещиком Михаилом Петровичем Бахтиным построен был в 1829-1834 годах новый храм, каменный, во имя святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана.

Брянский район, село Барышье, церковь Косьмы и Дамиана, 1829–1834 годы постройки

Барышье. Космодамианская церковь, нач. 19 века

Село Барышье (Брянский район) расположено на левом берегу Судо-сти на равнинном месте. По преданию, село получило свое название (Борис-село) от имени некогда жившей в этом селении богатой и благочестивой боярышни Матрены Борисовны Самородской. В писцовых книгах царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича в числе разоренных и разграбленных литовскими людьми церквей Брянского уезда упоминается и Космодамианская церковь. В церковной ведомости за 1831 год значится, что «Космодамианская церковь с. Барышья с приделом сгятого Алексея Митрополита Московского, зданием деревянная, с таковою же коло­кольнею, крышею и фундаментом, построенная в 1744 году приходским по­мещиком Петром Афанасьевичем Бахтиным, пришла в ветхость». Вместо нее помещиком Михаилом Петровичем Бахтиным построен был в 1829-1834 го­дах новый храм, каменный, во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана.

Любопытное предание о строительстве храма приведено в книге «Истори­ческое описание церквей и монастырей Орловской епархии» (Орел, 1905 г.). Помещик М.П. Бахтин притеснял местного священника и не радел о храме Божием. Когда село посетил преосвященный Никодим, то помещик, чтобы смягчить возможный упрек со стороны Никодима, обратился к нему с просьбой — разрешить ему подвести под храм каменный фундамент. «Неудобно ветхий храм возводить на каменный —                                                            

фундамент тому, у кого находятся каменные сараи для животных, служащих предметом чувственных удовольствий и суетной славы» (разумелись конюшни и псарные сараи. — В.Г.), — строго заметил владыка. Бахтин выразил желание построить новый храм, каменный, который и был освящен в 1834 году. В 1874 году обнесен новой ка­менной оградой, деревянная ре­шетка которой в 1899 году замене­на металлической, «в память свя­щенного коронования Их Импера­торских Величеств». В церковной ограде сохранилась могила строи­теля храма с мраморным памятни­ком М.П.Бахтину.

Архитектура храма в Барышье принадлежит стилю позднего клас-сицизма, иногда называемому стилем ампир. Господствующим элементом его пространственного построения является высокий куб собственно церкви, увенчанный массивным круглым световым ба­рабаном с полушарием купола. К боковым сторонам куба примыкали ныне утраченные четырехколонные портики. Не сохранились также и завершения куполов церкви и колокольни, утрачены многие архитектурные детали.

Необычна своей формой монументальная выразительная колокольня, весьма ладно скомпонованная и слитая с архитектурой церкви единством характерно скупых и плоских деталей скромного декоративного убранства.

Космодамианская церковь — это прекрасный пример архитектуры по­зднего русского классицизма на Брянской земле. Потеря такого высокоху­дожественного памятника будет непростительна для нашего поколения. Его надо обязательно спасти! Вернуть былую красу и гордость.

Первые упоминания о церкви Космы и Дамиана в Барышье в писцовых книгах царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича относятся к началу XVII века и эти упоминания о разорении церкви «литовскими людьми». В XVIII веке деревянная Космодамианская церковь была вновь отстроена в 1744 году приходским помещиком Петром Афанасьевичем Бахтиным. К началу XIX века деревянная церковь обветшала и в 1829-1834 годах на её месте полковником Михаилом Петровичем Бахтиным был построен каменный храм во имя святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана.

Архитектурный стиль храма – ампир. Главным элементом пространственного построения является высокий куб самой церкви, увенчанный массивным круглым световым барабаном с полушарием купола. К боковым сторонам куба примыкали теперь утраченные четырехколонные портики. Не сохранились также и завершения куполов церкви и колокольни, утеряны многие архитектурные детали. Несколько необычна возвышающаяся над зданием трёхъярусная колокольня. Её высокий, прорезанный со всех сторон арками четверик с массивным глухим аттиком служил входом в храм; над ним поставлен меньший четверик звона, также с арочными проёмами, завершенный глухим цилиндрическим ярусом с купольной кровлей.
 

В ноябре 2008 года этот храм, ныне находящийся в упадке и запустении, чудесным образом возродился в совершенно другом месте. Новый храм Иоанна Кронштадского в Брянске полностью (за исключением более высокой, четырёхъярусной колокольни) повторяет истинный облик церкви Космы и Дамиана в Барышье.

БАРЫШЬЕ

ЦЕРКОВЬ КОЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА,

2-я четв. 19 в.

Находится на берегу р. Судость в центре древнего села, является его ар­хитектурной доминантой. Возведена в 1829-34 гг. по заказу помещика М.П. Бахтина вместо прежней, дере­вянной (известна с нач. 17 в., когда она была разграблена "литовскими людь­ми"). К настоящему времени утрачены глава церкви и четырехколонные пор­тики боковых входов на южном и се­верном фасадах. Храм в стиле ампир отличается простотой композиционного построения и монументальностью форм.

Однокупольная, бесстолпная, срав­нительно небольших размеров церковь возведена из кирпича и оштукатурена. Массивный кубический основной объем несет несколько тяжеловесный цилинд­рический барабан с пологим куполом, прежде увенчанным главой. К кубу примыкают широкая полукруглая апсида алтаря и короткая квадратная в пла­не трапезная. Несколько необычна воз­вышающаяся над зданием трехъярусная колокольня. Ее высокий, прорезанный со всех сторон арками четверик с мас­сивным глухим аттиком служил входом в храм: над ним поставлен меньший чет­верик звона, также с арочными про­емами, завершенный глухим цилиндри­ческим ярусом с купольной кровлей.

Весьма сдержанное убранство фаса­дов состоит в основном из тонких, слабо выступающих штукатурных тяг и кар­низов. Арочные проемы основного объема, барабана и колокольни обрам­лены тянутыми наличниками простого профиля. Прямоугольные окна трапез­ной и алтаря украшены лишь замкб-выми камнями. Большую нарядность зданшо придавали портики боковых входов, завершенные фронтонами.