СтраницаКлинцовский

Памятники деревянного зодчества Брянского края. Клинцовский район. 

Клинцы Троицкая церковь.

Троицкая церковь. Клинцы. 1782 г.

Построен храм в 1782 г. и является древнейшим памятников ар­хитектуры в городе.

План церкви вытянут по оси запад-восток и со­ставлен из равношироких помещений: паперти (нижний ярус колоколь­ни), притвора, трапезной, «настоящей» церкви и алтаря. Внешние углы алтаря скошены с целью придания апсидальной формы. Все остальные помещения прямоугольные.

Трапезная имеет базиликальный разрез. Четыре круглых стойки делят ее на три нефа. Средний, более широкий, поднят над боковыми и освещается окнами второго яруса. Общий размер храма 10,5x43 м. Стены - рубленные из бревен «в лапу», первый ярус колокольни и при­твор - кирпичные. На четверике храма поставлены последовательно уменьшающиеся три восьмерика. Алтарная апсида - двухъярусная, верхний ярус ее в несколько уменьшенном виде повторяет форму нижнего, пятигранного.

Пространственная композиция - «кораблем» - состоит из двух выделяющихся по вертикали четырехъярусных объемов: церкви и колокольни, соединенных длинным корпусом трапезной. Последний посредине увенчан декоративным восьмериком на кубической тумбе с куполком и главкой. Этот промежуточный вертикальный акцент за­полняет излишне большой разрыв между вертикальными доминантами и усиливает композиционную связь между ними. Ему вторит такой же акцент над вторым ярусом алтарной апсиды.

Объем собственно церкви решен весьма пластично. Все грани первого светового восьмерика заканчиваются бегущей нарядной линией щипцо­вых завершений. В лотковую крышу его врезаны кубические основания угловых главок, стоящих на куполках восьмигранных барабанов. Главки луковичные, с крестами. Барабаны плотно примыкают ко второму свето­вому восьмерику. Над его купольной крышей возвышается третий, глухой, восьмерик. Он покрыт полусферой и поддерживает более крупную, чем угловые, главу с крестом. Второй ярус алтарной апсиды завершается, как и первый восьмерик, декоративными пологими щипцами. Стены обшиты тесом вертикально, вверху концы нащельников завершены досками с арочными вырезами. Над ней богатые профилированные с сухариками карнизы. Завершения наличников окон - резные гребешки.

Архитектурные формы четырехъярусной колокольни отличны от форм храма и трапезной. Она решена в приемах классицизма и, оче­видно, пристроена к церкви позже.

По трем сторонам второго яруса стена колокольни декорирована портиками пилястр, широко расставленных попарно на краях пологого фронтона. Проемы звонов третьего яруса прямоугольные с полукруглы­ми арками завершения. Четвертый ярус - небольшой глухой четверик, покрытый куполком с крестом на яблоке.

Подкупольное пространство храма объединено с трапезной про­емом по ширине среднего нефа и соединяется тремя дверными про­емами с алтарем. Трапезная, притвор и паперть сообщаются дверями.

В иконостасе - иконы письма XSX-XX веков.

Памятник представляет интересный образец многоглавой дере­вянной архитектуры. Его пластичный силуэт обогащает окружающую застройку города

Село Рожны Клинцовского района Церковь Благовещения

Церковь Благовещения. Рожны. Клинцовскии р-н. 1828 г.

В десяти километрах от города Клинцы находится село, в которое можно приехать на автобусе и посмотреть здесь старинную Благове­щенскую церковь.

Она построена в 1828 году на средства прихожан и первоначально без звона. Собравшись с силами, приходские люди в 1845 году к западной стене церкви пристроили невысокую колокольню.

По какой-то причине строители церкви отрешились от твердо уста­новленных и во множестве всюду построенных образцов церковных зданий. Они пошли самобытным путем и построили то, что хотели.

Прежде всего срубили большую прямоугольную клеть. В ее центре по поперечнику поставили два ряда крупных столбов, по четыре в ряду. Столбы образовали в плане квадрат. Над этим квадратом вверху возвели световой восьмерик. Место алтаря выделили из площади зала двумя приставленными к продольным стенам клети круглым столбам. К боковым стенам клети прирубили по небольшому приделу, украсили их крыльцами-портиками с фронтонами над четырьмя стойками каждый. А внутри выгородили по комнатке - для диаконника и жертвенника. Главный вход сделали через паперть нижнего яруса колокольни и на фасаде его оформили также - портиком с фронтоном на двух столбах.

Световой восьмерик покрыли восьмигранной купольной крышей с маленьким декоративным барабанчиком с куполком и крестом. Это и стало доминантой объёмной композиции церкви. Всё просто и ясно. В гранях восьмерика по сторонам света прорезали прямоугольные окна и обрамили их наличниками с арочным верхом и замковым «камнем». Такие же наличники поместили и на глухих гранях восьмерика. Осталь­ные окна здания оформили прямоугольными простыми наличниками. Вот и весь декор фасадов. Внутреннее убранство не сохранилось.

Хотя состояние и желает лучшего, памятник, тем не менее, следует сохранить и найти ему современное общественное использование.

Он служит очень неплохим и своеобразным примером преломления архитектуры классицизма в народном зодчестве.

Село Душкино Клинцовского района Церковь Рождества Богородицы.

 Село находится в восемнадцати километрах на юго-восток от города Клинцы. Церковь расположена в центре села, выходя на улицу южнымфасадом. Это самое значительное здание села. Она построена в 1891 году на средства прихожая. В 1940 году частично перестроена, причем тогда были убраны завершения собственно церкви и колокольня. Эта перестройка нарушила объемно-пространственную композицию, и церковь утратила значение памятника архитектуры. План ее крещатый, традиционный. Это отражено и в объёме - пересечением двух лежачих параллелепипедов; над средокрестием возвышалось завершение. Какой был облик его, а также колокольни, судить не представляется возмож­ным. Характер декора сохранившейся части соответствует времени построения церкви.

В интерьере сохранился иконостас с иконами позднего, начала XX века, письма.

Село Смотрова Буда Клинцовского района Церковь Никольская

Село расположено на юго-восток от города Клинцы в десяти кило­метрах. Оно существует с начала XVSI века. Петром I было отдано Савве Рагузи некому в 1710 году.

Никольская церковь построена в центре села на пригорке края оврага. Строитель ее неизвестен, а время постройки - 1889-1892 годы.

Церковь деревянная, рубленная из бревен «в лапу», установлена на кирпичном цоколе. Снаружи обшита тесом: до перемычек окон гори­зонтально, затем вертикально, по фронтонам «в елку».Тройная система обшивки повторена на восьмерике церкви и четверике третьего яруса колокольни. Крыши железные.

Планировочное решение традиционное - план крещатый. Объёмное Построение также традиционно. Однако, как всюду, композиция имеет своё индивидуальное лицо, здесь оно выражается в применении двух значительных в общем строе композиции шатров: восьмигранного над восьмериком собственно церкви и четырёхгранного над четвериком третьего яруса колокольни.

Преобладающей темой объемно-пространственной композиции и её декора является игра наклонных линий и плоскостей. Шатры, двух­скатные крыши, крупные щипцы торцов приделов и алтаря, меньшие по нижнему ярусу колокольни, «стрелы», прерывающие венчающие карнизы восьмерика церкви и четверика звона колокольни, стрельча­тые «бровки» наличников окон - это всё придаёт монолитное единство композиции. Образ памятника четок и ясен, геометрия форм, может быть, несколько суховатая и излишне строгая, тем не менее выглядит весьма слаженной, соразмерной и логически простой.

Характерные для дерева треугольные формы, преобладающие в облике памятника, находят родственные связи с окружающей сельской застройкой - он закономерно и естественно возникает из неё господ­ствующим компонентом.

Внутреннее, крестовидное в плане, пространство соединено посред­ством широких проёмов, и его центр - под вспарушенным потолком восьмерика - свободно и непринуждённо взмывается вверх навстречу свету, падающему из окон.

В интерьере декоративного убранства нет. На алтарной преграде имеются несколько рядов икон письма конца XIX - начала XX века.

Памятник представляет собой интересный пример шатрового храма конца XIX века

Клинцы Церковь Преображения (старообрядческая)

Церковь Преображения. Клинцы. 1823 г.

Находится в центральной части города недалеко от рынка. Распола­гается в центре - на участке, обнесенном оградой. Церковь построена в 1823 году на средства прихожан.

К основному, удлинённому в плане корпусу здания, состоящего, как обычно, из паперти, трапезной, собственно церкви и алтаря, с боковых сторон прирублены небольшие приделы. Колокольня, бывшая над па­пертью, не сохранилась. Без колокольни объемно-пространственная композиция представляет параллелепипед, покрытый двухскатной кры­шей, к которому с боков примыкают пониженные пятистенные объемы приделов. Над собственно церковью слегка приподнят четверик, несу­щий пятиглавие, с центральной главой значительно большей угловых.

Западный фасад решён в виде двух выступающих один из-под другого фронтонов крыльца на паре точёных стоек каждый. Вместе с фронтоном торца корпуса они образуют ритмично нарастающую пространственную композицию главного входа. 

Такие же два креста на главках установлены по коньку трапезной между фасадом входа и четвериком пятиглавия. Стены снаружи обшиты тесом разными спосо­бами. Наличники со ставнями. Верх резной. В интерьере - иконостас с иконами позднего письма.

Памятник является примером скромной приходской церкви XIX века.

Клинцовскни район

Ветряная мельница. Кирово. Клинцовский р-н. Конец XIX в

На Клинцовской земле коротают свой век четыре ветряных мельни­цы: в селе Великая Тополь и Княвичи, в деревнях Кирово и Круглое. Все они построены во второй половине XIX века, ближе к его концу. Строили их местные мастера ставить мельницы.

Все мельницы построены по одному типу: двухъярусные, восьми­гранные в объеме и одинаковые по материалу и конструкциям.

Небольшим отличием некоторых из этих мельниц является верхний восьмерик, скорее лежачий четверик со срезанными углами - так узки его диагональные грани, что с первого взгляда завершив читается параллелепипедом, покоящимся на нижнем, вполне определенном восьмерике. В этом утверждает и четырехскатная крыша.

Тем не менее, навершия хорошо выполняют свою роль, придавая объёмной композиции законченный вад. Над мельницей в Кирове со­хранился интересный кованый флюгер. Здесь же целы и крылья с пово­ротами. К сожалению, тремя остальными мельницами крылья утрачены.