КЛАССИЦИЗМ. БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Особенности архитектуры классицизма:
• использование колонн;
• геометрически правильные планы;
• безукоризненная симметрия;
• логика, уравновешенность, гармония.
В 1748 году на юге Италии был открыт древний город Помпеи, засыпанный пеплом во время извержения Везувия. Археологические раскопки, проводившиеся там, с новой силой привлекли внимание европейских художественных кругов к неувядаемой красоте античного зодчества и вызвали интерес к стилю классицизм.
Зародившись в XVII веке во Франции в условиях абсолютной монархии, классицизм нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран. В его основе лежало обращение к античности (см. словарик) и к образцам архитектуры эпохи Возрождения (см. словарик).
Русская архитектура классицизма второй половины XVIII — начала XIX веков прошла в своём развитии три этапа: ранний классицизм, строгий (или зрелый) классицизм и высокий (или поздний) классицизм.
Возникновение и развитие классицизма в России пришлось на правление Екатерины II, поэтому в русском искусстве его стали называть екатерининским
Церковь Успения в селе Радогощь Комаричского района (ранний классицизм, 1787 г.)
Ранний классицизм характеризуется тем, что в нём некоторое время сохранялись отголоски барокко (в композиции здания, декоративном оформлении). Одним из значительных памятников раннего классицизма на Брянщине является бывший усадебный храм княгини Н.П. Голицыной — церковь Успения в селе Радогощь (Комаричский район).
Интересная композиция здания, где по продольной оси с основным куполом располагаются две небольшие купольные ротонды (см. словарик), декор фасадов с лепными гирляндами, оригинально поставленные колонны, окно-люнет (см. словарик) и др. указывают на возможное авторство столичного архитектора.
В период строгого (зрелого) классицизма в конце XVIII века ведущим в архитектуре Брянского края становится усадебное строительство. Так, по проекту столичного архитектора Ж.-Б. Вален-Деламота одним из первых в новом стиле был построен великолепный каменный дворец К.Г. Разумовского в Почепе.
Главный дом в усадьбе П.В. Завадовского по проекту Дж. Кваренги в Ляличах Суражского района (зрелый классицизм,! 780-1790-е гг.)
Дворец П.В. Завадовского в Ляличах . Фото начала XX века
Левое одноэтажное крыло, отходившее от центральной части главного усадебного дома в имении П.В. Завадовского
Выдающимся памятником русского зодчества и садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Дж. Кваренги является усадьба П.В. Завадовского в Ляличах (Суражский район), построенная в 1790-х годах. В композиции дворца чётко просматривается схема пал-ладианской усадьбы, воплощённая в русских традициях. Величественные шестиколонные портики (см. словарик) украшали фасады большого усадебного дома, который был расположен в глубине парадного двора. По сторонам он был охвачен закруглёнными одноэтажными крыльями, отходившими от центральной части здания. За домом находился пейзажный парк с павильонами, оранжереями и прудом. Фасады всех частей дома отличались строгостью пропорций и сдержанностью декора, образуя симметричную композицию с чётко выраженной горизонтальной направленностью.
Участник Русско-турецкой войны (1768-1774) граф Пётр Васильевич Завадовский(1739-1812) I стал в 1775 г. кабинет-секретарём Екатерины II, позднее ее флигель-адъютантом. С 1781 года управлял Дворянским заёмным банком в Петербурге. В 1802-1810 годах — первый министр народного просвещения. Занятная история связана с усадебным домом П.В. Завадовского — дворцом в Ляличах. По тогдашнему обычаю ни одно здание в глубинке не могло быть выше императорских строений в Санкт-Петербурге. Павлу I донесли, что ляличский дом Завадовского выше царского дворца в Гатчине. Возмущённый император отрядил в Ляличи специальную комиссию. Но прослышавший об этом граф велел за одну ночь засыпать песком цокольный этаж. В итоге дворец оказался чуть ниже гатчинского.
Церковь Троицы в Гринёво Погарского района, отличается высоким профессиональным уровнем исполнения. По своей необычной центрической композиции и архитектурным элементам восходит к постройкам палла-дианского типа. Иконы церкви, по некоторым сведениям, принадлежали кисти О. Кипренского
Церковь Николая Чудотворца, с. Высокое Мглинского района (зрелый классицизм,! 805 г.)
Церковь Святого Духа в Площанской пустыни (Брасовский район) построена в стиле зрелого классицизма в начале XIX века
В центре села Старое Задубенье (Унечский район) располагается церковь Дмитрия Солунского, построенная в 1870 году. Она своими формами (центрическим объёмным построением) ещё восходит к барокко, а декором (оформлением) уже принадлежит к классицизму. Обратите внимание на строгие лаконичные горизонтальные полосы на фасаде церкви.