СтраницаКЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ. БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Особенности архитектуры классицизма:

•   использование колонн;

•   геометрически правильные планы;

•   безукоризненная симметрия;

•   логика, уравновешенность, гармония.

В 1748 году на юге Италии был открыт древний город Помпеи, засыпанный пеплом во время из­вержения Везувия. Археологические раскопки, проводившиеся там, с новой силой привлекли внимание европейских художественных кругов к неувядаемой красоте античного зодчества и вызвали интерес к стилю классицизм.

Зародившись в XVII веке во Франции в условиях абсолютной монархии, классицизм нашёл отражение в архитектуре большин­ства европейских стран. В его основе лежало обращение к античности (см. словарик) и к образцам архитектуры эпохи Возрождения (см. словарик).

Русская архитектура классицизма второй половины XVIII — начала XIX веков прошла в своём развитии три этапа: ранний класси­цизм, строгий (или зрелый) классицизм и вы­сокий (или поздний) классицизм.

Возникновение и развитие классицизма в России пришлось на правление Екатерины II, поэтому в русском искусстве его стали называть екатери­нинским

Церковь Успения в селе Радогощь Комаричского района (ранний классицизм, 1787 г.)

Ранний классицизм характеризуется тем, что в нём некоторое время сохранялись отго­лоски барокко (в композиции здания, декора­тивном оформлении). Одним из значительных памятников раннего классицизма на Брянщине является бывший усадебный храм княгини Н.П. Голицыной — церковь Успения в селе Радогощь (Комаричский район).

Интересная композиция здания, где по про­дольной оси с основным куполом распола­гаются две небольшие купольные ротонды (см. словарик), декор фасадов с лепными гирляндами, оригинально поставленные колонны, окно-люнет (см. словарик) и др. указывают на возможное авторство столич­ного архитектора.

В период строгого (зрелого) классицизма в конце XVIII века ведущим в архитектуре Брянского края становится усадебное строи­тельство. Так, по проекту столичного архитек­тора Ж.-Б. Вален-Деламота одним из первых в новом стиле был построен великолепный каменный дворец К.Г. Разумовского в Почепе.

Главный дом в усадьбе П.В. Завадовского по проекту Дж. Кваренги в Ляличах Суражского района (зрелый классицизм,! 780-1790-е гг.)

Дворец П.В. Завадовского в Ляличах . Фото начала XX века

Левое одноэтажное крыло, отходившее от цен­тральной части главного усадебного дома в имении П.В. Завадовского

Выдающимся памятником русского зодче­ства и садово-паркового искусства эпохи зре­лого классицизма, одним из лучших произ­ведений Дж. Кваренги является усадьба П.В. Завадовского в Ляличах (Суражский район), построенная в 1790-х годах. В композиции дворца чётко просматривается схема пал-ладианской усадьбы, воплощённая в русских традициях. Величествен­ные шестиколонные портики (см. словарик) украшали фасады большого усадебного до­ма, который был расположен в глубине па­радного двора. По сторонам он был охвачен закруглёнными одноэтажными крыльями, отходившими от центральной части здания. За домом находился пейзажный парк с па­вильонами, оранжереями и прудом. Фасады всех частей дома отличались строгостью про­порций и сдержанностью декора, образуя симметричную композицию с чётко выра­женной горизонтальной направленностью.

Участник Русско-турецкой войны (1768-1774) граф Пётр Васильевич Завадовский(1739-1812) I стал в 1775 г. кабинет-секретарём Екатерины II, позднее ее флигель-адъютантом. С 1781 года управлял Дворянским заёмным банком в Пе­тербурге. В 1802-1810 годах — первый министр народного просвещения. Занятная история связана с усадебным домом П.В. Завадовского — дворцом в Ляличах. По тогдашнему обычаю ни одно здание в глубинке не могло быть выше императорских строений в Санкт-Петербурге. Павлу I донесли, что ляличский дом Завадовского выше царского дворца в Гатчи­не. Возмущённый император отрядил в Ляличи специальную комиссию. Но прослышавший об этом граф велел за одну ночь засыпать песком цокольный этаж. В итоге дворец оказался чуть ниже гатчинского.

Церковь Троицы в Гринёво Погарского района, отличается высоким профессиональным уровнем испол­нения. По своей необычной центрической композиции и архитектурным элементам восходит к постройкам палла-дианского типа. Иконы церкви, по некоторым сведениям, принадлежали кисти О. Кипренского

Церковь Николая Чудотворца, с. Высокое Мглинского района (зрелый классицизм,! 805 г.)

Церковь Святого Духа в Площанской пустыни (Брасовский район) построена в стиле зрелого классицизма в начале XIX века

В центре села Старое Задубенье (Унечский рай­он) располагается церковь Дмитрия Солунского, построенная в 1870 году. Она своими формами (центрическим объёмным построением) ещё вос­ходит к барокко, а декором (оформлением) уже принадлежит к классицизму. Обратите внимание на строгие лаконичные горизонтальные полосы на фасаде церкви.