СтраницаКак оплатить

Как оплатить неподъёмные та­рифы

Долги россиян за ЖКХ достигли миллиардов рублей. Кто кому должен.

В правительстве посчита­ли: 60-70% россиян не пла­тят вовремя за услуги ЖКХ. Но лишь у 5-7% из них ре­ально нет на это денег.

«АиФ» попытался выяснить, что же это - саботаж, жадность или реакция на заоблачные та­рифы. И чем всё это кончится.

В Карелии население задол­жало поставщикам тепло- и энергоресурсов около 3 млрд руб. По ряду терри­торий суммы задолженностей нарастают в , последние полгода.

Такие долги ста­вят под угрозу начало отопительного сезона: нет денег, нет мазута, не работают котельные, в домах стремительно хо­лодает. Причём страдают из-за неплатежей как те, кто добро­совестно оплачивает все посту­пающие счета, так и злостные должники. С последними всё не так просто - часть непла­тельщиков не гасят долги прин­ципиально. Люди уверены, что жилищно-коммунальные струк­туры их просто обманывают.

- С нового года в наших квитанциях появилась новая графа - ОДН (общедомовые нужды). В 2012 г. наша семья в месяц за потраченную воду и водоотведение платила около 200 руб., и вдруг в марте мы по­лучаем квитанцию за февраль, где за то же самое мы должны уплатить 1800 руб.! Указано, что расход воды на общедомо­вые нужды составил более 50 кубов. А это, между прочим, 50 тонн воды, небольшое озе­ро. И такие квитанции получил весь наш 16-квартирный дом. В здании нет подвалов, трубы проходят по чердаку, и мы ви­дим, что течи нет. Почему мы должны оплачивать приписки коммунальщиков? - возмуща­ется петрозаводчанка Надежда Ильина.

На эту графу жалуются и жители других районов рес­публики - то в Беломорске две тусклые лампочки в подъезде нагорят на 600 руб., то в пригра­ничной Сортавале на обогрев 8-квартирного дома официально уйдёт столько тепла, сколько в соседней Финляндии тратят на отопление целой улицы. Люди отказываются платить, управ­ляющие компании кивают на коммунальщиков, те - на управ­ляющие компании, чиновники на местах не могут разобраться в происходящем, а депутаты карельского парламента даже отправили в Госдуму петицию с просьбой рассказать им, что та­кое это самое пресловутое «ОДН» и как оно рассчитывается.

Но основная проблема не­платежей - в тарифах, которые оказываются поистине неподъ­ёмными для части жителей региона. 1 июля состоялось очередное повышение, в итоге стоимость киловатг-часа возрос­ла на 14,8%, на тепловую энер­гию - на 9,7%, на водоснабжение и водоотведение - на 13,6%. А розничные цены на сжиженный газ, реализуемый ОАО «Карел- газ», возросли на 15,9%.

Карельские власти, вместо того чтобы разбираться с та­рифами, озабочены важным делом: зима всё ближе, долги перед коммунальщиками всё выше, и, по всей видимости, для того чтобы не допустить промерзания систем ЖКХ, вновь придётся гасить долги муниципалитетов за счёт ре­гионального бюджета. И так из года в год, с самыми мрач­ными перспективами. В других российских регионах ситуация похожая.

Евгения ЮНИСОВА, руководи­тель Ассо­циации по содействию „ развития ТСЖ и ЖСК:

- Разрешить неразбериху с коммунальными долгами, ко­торые угрожают развалить всю систему ЖКХ, поможет про­зрачность. Население вроде бы платит, управляющая компания вроде бы собирает деньги, от­правляет их поставщикам услуг, которые худо-бедно эти услу­ги жильцам оказывают. Но кто, сколько и за что конкретно от­даёт деньги, проследить невоз­можно. Если «дыра», в которой пропадают платежи, - управля­ющая компания, жильцы имеют право платить за услуги напря­мую поставщикам: водоканалу, электроснабженцам. А те не имеют права отключать услуги  целому дому, ведь тем самым они могут ущемить и добросо­вестных жильцов.

Кстати, однозначно винить жильцов-неплательщиков в об­разовавшихся долгах нельзя. Люди своими неплатежами мо­гут высказать протест против не­качественных услуг, потому что другим способом обратить вни­мание на проблему не получает- ся (к примеру, у 40% россиян из крана бежит некачественная во­да). Здесь должны помочь влас­ти: проверять, стоят ли услуги навязываемых тарифов.