СтраницаИстория города Унеча

История города  Унеча Унечский район Брянской области

Во время первой мировой войны началось сооружение железной дороги от Хутора Михайловского до Орши через Унечу и Сураж. В 1918 году был сдан в эксплуатацию участок дороги до Суража. Дальнейшие работы в связи с гражданской войной, экономическими и техническими трудностями пришлось при­остановить. Только в 1924 году удалось пустить в эксплуатацию дорогу от Суража до Кричева. А поезда до Орши пошли значи­тельно позже. В 1930 году железная дорога была проложена до Хутора Михайловского. Так, станция Упеча стала крупным же­лезнодорожным узлом. Поезда отсюда идут теперь на Брянск и Гомель, Оршу и Хутор Михайловский, на Стародуб.

Местное население до Советской власти в основном работало на железной дороге, в депо. Кроме небольшого стружечного за­вода, пенькотрелальни, паровой мельницы да маслобойни, ника­ких предприятий в Унече не было. Видимо, поэтому население станции росло сравнительно медленно. В 1900 году здесь насчи­тывалось 250 человек, в 1905 году — около 360, пять лет спу­стя — 500 и в 1917 году — не более 700 человек.

Накануне Октябрьской революции в Унечском депо работа­ли около 20 слесарей, кузнец, токарь, столяр, четыре кочегара и шесть рабочих на поворотном кругу для паровозов. К слову, круг этот вращали вручную. Станция располагала одним манев­ровым паровозом, четырьмя осмотрщиками вагонов, нескольки­ми стрелочниками. Машинисты паровозов и их помощники жили в Гомеле и Брянске. Уже эта маленькая деталь в какой-то мере характеризует дореволюционную Унечу, ее медленное раз­витие.

Самое раннее упоминание об Унече обнаружено в материалах Киевского архива. Это документ 1770 года, согласно которому Унечская Рудня Стародубского полка была передана Екатериной II графу П.А.Румянцеву. В 1773 году Унечская Рудня по указу Малороссийской коллегии была присоединена к деревне Чертовичи, которая также была передана П. А. Румянцеву.

Административное подчинение Унечи неоднократно менялось. Летом 1924 года она стала волостным, в 1929 году — районным центром, а в 1940 году — городом районного подчинения.

Появилась Унеча в 1885 г. как железнодорожная станция у пересечения линий Брянск-Гомель. Как водится, при станции сформировался поселок, получивший свое название от р. Унеча. Многие исследователи придерживаются мнения, что название "Унеча" происходит от гидронима древнерусского корня "унь", современный "юный", т.е. "молодая река".

Станция Унеча в короткий промежуток времени превратилась в крупный железнодорожный узел - через нее пролегли пути, связавшие напрямую порты Балтики с Черноземным Центром: линия Орша-Хутор Михайловский.

В ноябре 1918 г. на станции Унеча был проведен исторический митинг бойцов Красной армии и революционно настроенных солдат германской армии, на котором немецкие солдаты заявили о прекращении войны против Советской России. Их поддержка, ускорившая распад Германской империи, помогла в кратчайшее время освободить оккупированную в марте 1918 г. часть территории Брянщины. В Унече формировал Щорс Богунский полк своей знаменитой дивизии, освободившей Чернигов и Киев от войск директории.

Уже после окончания гражданской войны в Унече началось промышленное строительство предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов, по ремонту паровозов и вагонов. В 1940 г. Унеча стала называться городом.

В 1941 г. немецко-фашистские войска заняли Унечу. Здесь был установлен жесткий режим, должный обеспечивать деятельность железнодорожного узла. После того как Советская армия в сентябре 1943 г. выбила оккупантов из Унечи, оказалось, что станция и пристанционные сооружения были полностью разрушены. Пришлось все возводить заново: пути, корпуса депо, жилой поселок.

Восстановлены были электростанция, маслодельный, крахмальный, цикорный заводы, построен промкомбинат, позднее электротехнический завод "Тембр". Но все более определяется сельскохозяйственная ориентация промышленности Унечи. Здесь начинают действовать овощесушильный завод, предприятие по изготовлению сухого молока, мясоптицекомбинат, маслозавод. Их возведение обеспечивает новый комбинат железобетонных изделий. С 1965 г. Унеча известна на картах не только как железнодорожный узел, но и как одна из мощных перекачечных станций нефтепровода "Дружба".

*******************

 

«Унеча, милая Унеча,
Есть что - то в имени твоем…»
А.В. Казаринов
«Букет цветов тебе, Унеча!»

Из поколения в поколение передает человечество, как эстафету память, вытканную народами, память об историческом прошлом нашего края.

В  конце X века край вошел в состав Древнерусского государства.

В период феодальной раздробленности территория  современного  Унечского района являлась составной частью Чернигово - Северской земли. Наиболее крупным населенным  пунктом  края в домонгольский  период являлся  феодальный замок  Рассуха, впервые  упоминаемый в Ипатьевской летописи под   1160-м годом.

К середине XIV столетия  ослабленные монгольским  нашествием  юго-западные земли Руси, а в их числе и территория края, подчинил себе  великий князь Литовский  - Ольгорд.

В 1410  году   жители края в составе литовских полков приняли участие в разгроме  Тевтонского Ордена под  Грюнвальдом.

После  войны России  с Литвой в 1503 году был заключён мир, по которому территория края вошла в состав Российского централизованного государства.

Основой экономики края в XVII веке было мелкое производство в земледелии, соединенного с домашним крестьянским ремеслом. XVII век – эпоха «смутного времени», больших  и тяжелых войн, окончательного вхождения территории края в состав  России. 

В результате войны с Польшей в 1618 году территория  района отошла к Речи Посполитой на 30 лет. Польская шляхта усилила феодальный и религиозный гнёт местного населения. 

Во времена  Екатерины II  территория района входила в состав Черниговской губернии. 

Яркую страницу в истории  России жители края вписали в 1812 году, участвуя в войне с Наполеоном. На территории  района формировались казачьи полки и полки народного ополчения. Население добровольно собирало различные припасы, снаряжение, деньги в помощь армии.

Массовой школой для народа в  России была 3-4-х  летняя начальная школа. Среди этих учебных заведений особо выделялись земские начальные школы и училища. Они функционировали  в волостных центрах нашего района: Павловке, Староселье, Ивайтёнках, Найтоповичах, Займище. Церковно-приходские школы  были открыты в Высоком, Гудове, Старом Задубенье, Лыщичах, Верховке,  Васильевке.

В посёлке  Унеча   работали железнодорожная и церковно-приходская начальные школы, хедер при синагоге. С 1913 года – поселковое 3-х классное училище, преобразованное потом в земское высшее  4-х  летнее начальное училище.

В крае развивались традиционные кустарные и сельско - хозяйственные промыслы: гончарное, кузнечное, плотницкое, бондарное, рогожное, по изготовлению мелкой посуды, прядение и ткачество, кожевенное и другие ремесла.

На территории края  находилось около 30 церквей, десятки часовен, в которых хранились иконостасы, церковные книги и предметы мелкой пластики. Практически в каждом доме имелись произведения церковного искусства. Они отражали  умонастроения, систему поведения и взаимоотношений людей, их представления о добре и зле, истине и справедливости, гражданском и семейном долге.

Свою историю город  Унеча  ведет (свой отсчёт) от строительства первых жилых домов посёлка при железнодорожной станции. Станция  III класса  Унеча получила своё название по имени реки и хутора с одноименным названием, упоминаемого в документах с 1811 года.

Первоначально при станции и депо на  землях помещиков Белохвостова и Билибина, а также найтоповичских казаков были построены полтора-два десятка домов и лавок, которые образовали в последствии Водокачечную и Почтовую улицы, а также залинейную часть посёлка.

Первыми жителями Унечи стали железнодорожники, дровосеки, трепачи, николаевские солдаты, портные, сапожники, мясники, кирпичники, торговцы украинской, русской и еврейской национальностей. Постепенно посёлок отстраивался и рос.

Из   архивных  данных  известно, что строительство паровозного депо  в Унече  на четыре паровоза было закончено 1 августа 1887 года.

В 1900 году узкоколейная дорога соединила Унечу  и  Стародуб. 

В 1904 было начато и в 1910 году закончилось строительство второй колеи на участке Брянск – Гомель.

Кроме железнодорожного депо, мастерских и водокачки были построены пакгаузы, товарный двор с эстакадой, почта, православная часовня и синагога, пекарня и бойня, складские помещения, промышленные  предприятия.

К 1914 году в посёлке  насчитывалось уже 197 домовладельцев и 2200 жителей, были сооружены два кабака, этапное  арестное помещение, деревянная церковь, артезианский колодец, врачебный участок, две школы.

Посёлок получил право городского  самоуправления.

В конце 1917 года жители  Унечи познакомились с автомобилями и электрическим  освещением, телефоном.

Посёлок  благоустраивался и становился значительным железнодорожным, промышленным, торговым центром дооктябрьской  Черниговской губернии.

Территорию края пересекали  два  почтовых тракта: Смоленский (участок   Стародуб - Мглин) и Гомельский (участок Сураж-Стародуб). Эти дороги круглый год были основными магистралями для передвижения гужевого и пассажирского транспорта, перевозки почты. Многие  крестьяне из близлежащих сёл занимались извозом, преимущественно зимой. При  станции Унеча работали профессиональные извозчики. С 1916 года по Гомельскому тракту стали курсировать автомобили.

Параллельно развивался железнодорожный  транспорт. 8 августа 1887 года  была открыта железная дорога  Брянск-Гомель. Унеча стала на ней  важной станцией. В 1898 году  к станции  Унеча предпринимателем Вединским  была проведена узкоколейка от Стародуба. Унеча стала узловой станцией.

С 1904  года  началась укладка вторых путей на участке  Брянск-Гомель, а в 1913 году – строительство новой стратегической дороги от  хутора  Михайловского до  Орши. Эта  работа  была завершена в связи с  империалистической и гражданской войнами только в 1930 году.

В феврале 1900 года разъезд  Рассуха был превращён в полустанцию, а в сентябре 1912 года становится тарифной пассажирской станцией. К 1910 году  появляется ещё одна станция – Жудилово.

Строительство железных дорог осуществлялось украинскими граберами и русскими землекопами, населением окрестных сёл, а в период  первой  мировой войны – мобилизованные жители Средней Азии, военнопленные австрийцы, китайцы, проживающие в России.