СтраницаИстория города Мглина

История города Мглина Брянская область

Мглин — один из древнейших городов Брянщины. Он распо­ложен на крутом берегу реки Судынки, в 140 км от Брянска и в 28 км от железнодорожной станции Унеча. Свое название город получил от слова мгла, что, очевидно, связано с характе­ром местности. В старину Мглин окружали дремучие леса, в которых даже днем было сумрачно, мглисто. Большое количест­во зелени, липовые и березовые аллеи на улицах, холмистый рельеф, близость широкой поймы Судынки делают город и его окрестности и сегодня необычно живописными.

В древности Мглин был ареной сражений русского народа с крымскими татарами, литовцами, поляками, шведами, фран­цузами. О прошлом края говорит название горы Столпище. Во времена вражеских набегов здесь стоял столб со смоляной боч­кой, которую поджигали при появлении неприятеля. Это слу­жило сигналом тревоги.

На месте нынешнего Мглина в XII веке стоял древний город Зартый, который был полностью разрушен татарами. Потом его восстановили, он попал в зависимость от Литвы и Литовско-Польского государства.

В 1652 году город окончательно перешел к русскому госу­дарству. Но захватчики не унимались. В 1661 году Мглин вновь отражал яростное нападение крымских татар, которые опять сильно разрушили город.

Через семь лет после этого под Мглином были разбиты польские войска под командованием Прозоровского и Барятин­ского. Осенью 1708 года здесь шла упорная борьба против шведских завоевателей. Выполняя царский указ, горожане ге­роически отражали натиск врага.

Находясь на границе с Польшей, город имел значение кре­пости и управлялся комендантами. 19 апреля 1764 года комен-дантство было отменено, место управителя занял городничий.

В 1781 году Мглии становится уездным городом, войдя в состав Новгород-Северского наместничества. Он насчитывал тогда 524 двора и 630 хат. 4 июня 1782 года был утвержден герб Мглина, на котором изображены три золотые башни с воротами в центральной.

Новому сильному разрушению город подвергли войска На­полеона.

До 1825 года в Мглине имелось 6 церквей, 2 богоугодных заведения, 16 лавок, 26 трактиров, 23 немощеных улицы и переулка. Основным занятием горожан являлись торговля и ремесло: ткацкое, кузнечное, сапожное, гончарное, кушнерство (выделка овчин). В конце 1850 года начали работать два сало­топенных и три кирпичных завода. В 1864 году открылась приходская школа для девочек, а через два года — приходское училище, где обучалось всего 90 человек. Посещать его могли только дети помещиков и купцов.

В 1 км от современного Мглина, вверх по течению Судынки, на мысу выскокого правого берега находится городище, датируемое IX-X вв., которое Карамзин считал древним Мглином, упоминаемым в Ипатьевской летописи под названием Зартый (Зарытый). В центре города (между пл. Советской и ул. Ворошилова) находится другое городище, которое археологи относят к двум периодам - XI-XIII вв. и XV-XVII вв. Крепость, сооруженная здесь, видимо, в первый период, но упоминаемая в исторических источниках позднее, положила начало Мглину.

Летописные известия собственно о Мглине относятся к XIV веку. Литовские метрики за 1387 г. отмечают захват Мглина князем Ольгердом, который отдал город своему сыну Симеону. После Симеона Мглином владели его сын Юрий и внук Иван. В 1472 г. город был причислен к Смоленскому воеводству, а после разгрома литовских войск под Дорогобужем в 1500 г. отошел к России. Свыше 100 лет Мглин являлся пограничным городом Московского государства. В этот период были возобновлены земляные укрепления.

В Смутное время Мглин был захвачен польскими войсками и по Деулинскому соглашению 1618 г. перешел к Польше. В этот период в числе других городов Мглин получил привилегии по Магдебурскому праву. В 1652 г. Мглин заняли сторонники Богдана Хмельницкого и он стал сотенным городом Стародубского полка, а в 1654 г. по решению Переяславской Рады был возвращен России. Опись этого года зафиксировала в местечке Мглин "две церкви деревянные - во имя Воскресения Христова и Всемилоствого Спаса... В том же местечке старое земляное городище над речкою Судимкою, на горе; на том земляном городище острожка нет".

В 1661 г. город разрушен крымскими татарами, но быстро восстановлен. В 1666 г. среди других городов Мглин получил от царя Алексея Михайловича грамоту на возобновление привилегий, данных по Магдебурскому праву, сохранив также значение сотенного города. По сведениям начала XVIII века здесь числится 187 дворов и 44 бездворные хаты. Занятия жителей - торговля и промыслы. По ревизии 1723 г. в Мглине насчитывалось 130 казачьих дворов, 91 мещанский и 105 бездворных хат. В 1747 г. царица Елизавета Петровна подтвердила грамотой вольности, дарованные жителям города. Тем не менее в 1760 г. он был пожалован фельдмаршалу графу К.Г. Разумовскому.

С образованием в 1781 г. Новгород-Северского наместничества Мглин становится уездным городом. В 1787 г. в городе насчитывалось 609 домов, 14 лавок, 5 церквей. Мглин становится поветовым городом вновь образованной Малороссийской губернии, а с 1802 г. - Черниговской губернии.

Развитие промышленности (в 1842 г. - один свечной завод, в 1859 г. - салотопенный, кожевенный, 3 кирпичных и 6 гончарных заводов), рост численности населения (соответственно с 3500 до 8078 человек), накопление в городе торговых капиталов активизировали строительство, количество которых за этот период возрастает с 489 до 627. С 1884 г. число ярмарочных торгов увеличилось до 4 в год. По сведениями 1887 г. в Мглине насчитывается уже 825 дворов и 11426 жителей. С проведением Брянско-Гомельской железной дороги, которая не прошла через Мглин, начинается экономический упадок города.

До Октябрьской революции и в первые годы Советской власти Мглин был центром Мглинского уезда Черниговской губернии, с 1919 г. - Мглинского уезда Гомельской губернии, с 1929 г. - Мглинского района Клинцовского округа Западной области. В 1937 г. Мглин стал районным центром Орловской области. За время предвоенных пятилеток в городе были построены промышленные предприятия, в том числе крахмальный завод, общественные и жилые здания. Перед войной в Мглине проживало около 7,5 тыс. человек.

В период Великой Отечественной войны Мглин был оккупирован с 16 августа 1941 г. по 22 сентября 1943 г. В это время город подвергся серьезным разрушениям, и сразу же после освобождения были начаты восстановительные работы. Многие промышленные предприятия фактически построены заново (маслозавод, крахмальный и кирпичный заводы, локомобильная электростанция). С 1944 г. Мглин - районный центр Брянской области.

 

Архитектурный образ Мглина

Мглине исторические сведения встречаются

впервые в 1387 году, когда он попал под власть

Литвы.

После разгрома в 1502 году литовских войск под

Дорогобужем в числе других городов Мглин возвра-

щен Русскому государству. В 1618 году по Деулинско-

му перемирию между Россией и Польшей отошел

к Польше. В 1654 году по решению Переяславской

рады Мглин вновь возвращен Русскому государству.

По описи этого года, «в местечке Мглин две церкви

деревянные... старое земляное городище, над реч-

кою Судынкою на горе; на этом зеленом городище

острожки нет».

В 1708 году город был разорен проходившими

через мглинский край войсками Карла XII. В 1719

году захвачен вместе с окружающими селами кня-

зем А.Д. Меншиковым, а через пять лет возвращен

в состав Гетманщины. В 1760 году «пожалован» им-

ператрицей Елизаветой Петровной фельдмаршалу

К.Г. Разумовскому.

С утверждением в 1781 году Новгород-Север-

ского наместничества Мглин становится уездным

городом.

Петербургской комиссией по делам строений в

1782 году Мглину в числе многих городов России был

разработан «геометрический план». Этот план почти

не изменил исторически сложившуюся планировку

города, которая представляла собой радиально-луче-

вую систему улиц, расходящихся от центра – земляной

крепости по направлению основных внешних дорог.

Крепость, обнесенная земляным валом с басти-

онами на углах, располагалась на самом высоком

месте правого восточного берега реки Судынки,

против ее излуки. С востока крепость имела еще

одну водную преграду – ручей Голякин с болотистой

поймой и с севера – речку Молотьковку, в которую

впадал ручей.

План 1782 года ограничился лишь закреплением

границ городской территории и перепланировкой

центра города.

Контур валов крепости – неправильный один-

надцатиугольник – по плану прерывался четырьмя

въездами: с северной, восточной, южной и западной

сторон. Территория крепости шестью улицами дели-

лась на 10 кварталов правильной геометрической

формы и две площади.

На площади в южной части оставались две су-

ществовавшие церкви – Соборная и Николая Чудо-

творца, в северо-западной части – Воздвиженская

церковь. Все храмы деревянные.

Мглин. Успенский собор (1815–1832 гг.). Общий вид храмового комплекса. Фотография нач. XX в.

Мглин. Храмовый комплекс: Успенский собор и церковь Великомученицы Варвары. Фотография нач. XXI в.

 

Остальная территория города сохраняла свою

свободную, живописную планировку с ломаными и

криволинейными улицами. У северо-восточного угла

крепости, там, где сходились большая столбовая Смо-

ленская дорога, идущая с севера, и дорога из Почепа,

идущая с востока, сохранялась городская площадь с

Успенской церковью и городским магистратом. Вдоль

юго-восточного и северного валов расширенная

окружная улица играла роль торгово-складского

центра города.

Архитектурный облик Мглина конца XVIII века

определялся пятью деревянными церквами, земля-

ным валом крепости, несколькими «партикулярны-

ми» деревянными строениями казенными и местной

знати, а также фоном этих выделяющихся построек

– одноэтажными домами центральной части и ниже-

расположенных по склонам предместий. В то время

в городе насчитывалось 524 двора и 630 хат.

В 1803 году для Мглина утвержден новый «ре-

гулярный» план. Этот план геометрической сеткой

накладывался на историческую планировку всей

территории города. Земляные валы назначались к

уничтожению, а на территории крепости проектиро-

валась центральная городская площадь с церквами,

общественными зданиями и рынком. Все основные

лучевые улицы спрямлялись на городскую площадь.

Восточный луч (дорога на Почеп), юго-восточный луч

(дорога на Погар) и улица, заключенная между ними,

веером расходились от площади. Западные лучи

(дорога на Стародуб и Сураж) сводились в круглую

площадь Заречья и от нее двумя прямыми короткими

улицами выходили к городской площади, вливаясь в

сетку улиц правого берега Судынки.

Осуществление этих планов в течение XIX и пер-

вой половины XX века закрепило в натуре планиров-

ку города, дошедшую до наших дней.

Чтобы представить себе образ древнего Мглина,

необходимо посмотреть на природное окружение,

в котором он находился. В Древней Руси не только

отдельные общественно важные постройки, но и

поселения в целом всегда разумно сочетались с

природой – творения людей составляли естествен-

ную часть древнерусского пейзажа. И если в горо-

де не сохранилось памятников архитектуры XVII

века, то градостроительная традиция «вживания» в

исторический пейзаж, безусловно, оставалась при

реконструкциях и размещениях новых важных для

городов сооружений.

И действительно, если посмотреть со стороны

поймы Судынки на отвесно-обрывистый правый

берег, поднявшийся Воздвиженской, или Казацкой,

горой, то невольно почувствуешь дыхание древ-__

ности. Воображение свободно рисует на вершине

горы земляные валы с частоколом и над ними воз-

вышающиеся деревянные храмы – Воздвиженский,

Успенский и Николы. И несмотря на то что их давно

уже нет, береговые обрывы воспринимаются как

остаток человеческих деяний, навевающих истори-

ческие воспоминания.

Традиция проявилась в том, что градостроители в

конце XVIII века с полным пониманием значения этого

важного для облика города места назначили его для

размещения общественного центра. Очевидно, что

отсюда и надо начинать ознакомление с архитектур-

ным образом Мглина.

Главное здесь – как, впрочем, и для всей архитек-

турно-ландшафтной панорамы города – дошедший

до нас памятник архитектуры и истории – Успенский

собор. Он положил начало созданию соборного

комплекса на обширной площади, определенной

планом 1803 года.

Причины, побудившие мглинчан начать тяжкое

для них строительство собора, были высокопатрио-

тическими, глубоко традиционными. Собор Успения

Богоматери построен «в память избавления Мглина

от неприятельского нашествия и разорения в 1812

году». «В знак достопамятного события оного, с об-

щего согласия поставили на место существовавшей

ветхой деревянной построить... новую каменную,

трехпрестольную церковь».

Основанная на исторической, соединенной с

удачно найденной архитектурной идеей, объем-

но-пространственная композиция собора своим

главным фасадом обращена к реке. Собор широко

раскинулся на высоком плато. Внушительные раз-

меры и живописность силуэта сделали его главной

доминантой города, господствующей над окружаю-

щим пространством и низкой застройкой. Он при-

дал значительность всему облику города. Боковые

колокольни, подпиравшие небо высокими шпилями,

составляли своеобразную раму картине собора. В ее

центре – мощный куб с выступающими четырехко-

лонными портиками. Он увенчан пятью массивными

цилиндрическими световыми барабанами с купола-

ми и крестами на шарах.

Собор с внешней стороны почти лишен декора-

тивных элементов. Архитектурные формы его – это

ясный язык русского классицизма первой трети XIX

века. Башни-колокольни располагались слева и

справа от собора по линии его главного западного

фасада. Их симметричное расположение выделяло

главную «башню»–собор. Колокольни были трехъ-

ярусные. Верхний ярус их прорезан характерными

для классицизма арками, с парой колонок в каждом

проеме. Углы яруса оформлены трехчетвертными

ионическими колоннами, вместе со стеной несущими

яйцевидные крыши с высокими шпилями и крестами

наверху. Второй и первый ярусы – это мощные ос-

нования башен, связанные антаблементами с кубом

собора.

Как и внешний облик памятника, композиция

интерьера вызывает приподнятое и торжественное

чувство устремленным вверх пространством. Свет,

ниспадающий из-под центрального купола, допол-

няется потоками света четырех угловых барабанов.

В интерьере создается весьма эффектная игра света

и теней.

Несколько позже, во второй половине XIX века, по

соседству с Успенским собором, внутри его ограды,

построен небольшой каменный храм, сохранивший-

ся до наших дней. Церковь Великомученицы Вар-

вары сменила обветшавшую деревянную церковь.

Построена она, как и собор, на средства прихожан.

Архитектура Варваринской церкви – это уже другая__

архитектурная эпоха в городе. Церковь построена в

новорусском стиле, распространенном в России во

второй половине XIX века. Для этого стиля характер-

но декоративное убранство фасадов, использующее

мотивы и детали древнерусской архитектуры второй

половины XVII века.

Несмотря на стилевое отличие, церковь Варвары

вписалась в соборный комплекс, будучи подчинен-

ной более мощному и выразительному соседу –

Успенскому собору.

В тиши городского кладбища еще стоит заброшен-

ная Никольская церковь. Всмотримся в ее архитектуру.

Купы деревьев обступили церковь, стараясь скрыть

от взора посетителей людское небрежение к своей

истории. Постройка второй половины XIX века утра-

тила свои завершения, кровлю и значительную часть

штукатурки кирпичных стен. То, что осталось – объем-

ное построение и своеобразные детали, еще хранит ее

черты. Они говорят об увлечении архитектора храма

мотивами древнерусской архитектуры, хотя мотивы

эти и переработаны на своеобразный лад. Углы объе-

мов – колокольни, трапезной и куба церкви – обрабо-

таны гранеными полуколоннами с раскреповкой над

ними карнизов. Так же граненые пилястры обрамляют

единственный вход. Во всем видна рука опытного

архитектора и хороших строителей.

Памятник является архитектурно-образным

акцентом зеленого массива кладбища, по-своему

рассказывает строительную историю города, отме-

ченную не таким уж большим числом архитектурных

вех. Поэтому сохранение его – дело чести мглинчан.

В центре, вблизи церкви Варвары, в 1880 году

купец Онуфрий Попелышко, состоявший в то время

городским головой Мглина, построил небольшое

производственное здание, в котором ныне разме-

щается райпотребсоюз. На высоком цоколе поднят

нарядный снаружи этаж. Архитектурные формы его

декора самобытны. Они отдаленно напоминают и рус-

ское барокко XVIII века и мотивы более ранней архи-

тектуры XVII века и, таким образом, перекликаются с

архитектурой Варваринской церкви, распространяя

ее стиль на городскую частную застройку.

Одновременно с производственным зданием

О.Г. Попелышко строит свой жилой дом на Погар-

ской улице (ныне Первомайская, 46). Дом украшен

богатыми рельефными очельями окон, подоконными

узорными вставками, развитым по высоте карнизом.

В 1880-е годы на улице Слободской (ныне улица

Кирова) построено одноэтажное каменное здание

уездного казначейства (ныне Госбанк), в обработке

фасадов которого применен декор, схематизирую-

щий в кирпиче формы далекой эпохи Возрождения,

сочетая их с деталями русской архитектуры.

Этому памятнику близки тогда же построенный

на улице Почепской (улица Буденного, 35) жилой дом

купца Кухмана, дом Монаховой, построенный в 1895

году на улице Слободской, дом судьи Середы, здание

полицейского управления с питейным заведением в

первом этаже (оба постройки 1890-х годов) на улице

Смоленской (ныне улица Ленина, № б и 7) и недалеко

от них жилой каменный двухэтажный дом помещика

М.А. Белохвостова (ул. Ленина, 30). Во дворе этого дома__

и поныне стоит большой каменный склад, предназна-

чавшийся для хранения пеньки,– образец купеческой

промышленной архитектуры в городе. Скромно де-

корированный венчающим карнизом с кирпичными

кронштейнами, расчлененный лопатками, лишенный

оконных проемов склад производит внушительное

впечатление своей монументальной массой.

На эти годы падает неожиданный проблеск в

эклектичной архитектуре города. В 1895 году строит-

ся церковно-приходская школа на улице Суражской

(теперь улица Ворошилова, 7). Однако зданию не су-

ждено было стать очагом просвещения. Вскоре после

постройки оно было продано мелкому ремесленнику

П.Т. Ляхову, который устроил в нем мастерскую по

выделке овчин. Курьезная история использования

здания не по первоначальному назначению на том не

кончилась. Многие десятилетия в нем размещается

городская баня.

Разумеется, такая судьба полностью изменила

внутреннюю планировку здания. Но лицо его... Оно

неожиданно поражает необычностью своей архи-

тектуры. Чудо-ветер архитектурных веяний занес в

Мглин модный в те годы в «большом мире» стиль

модерн.

Трудно объяснить, каким чувством священник

Богоявленской церкви Николай Архангельский – пер-

востроитель здания – уловил экстра-моду и привнес

ее детище в город.

Здание приходской школы – единственный

представитель стиля модерн в городе. Его облик,

при всей скромности архитектуры, целостен и несет

явные черты этого стиля. Асимметричны членения

фасадных плоскостей. Главный фасад разделен на

три разные по величине части, с различно сгруп-

пированными тремя парами окон. Над крайними

парами расположены характерные для стиля модерн

украшения – круги с «подвесками», соответствующие

им элементы завершений окон и подоконных вставок

– не менее характерные элементы стиля.

Застройка Мглина в первые десятилетия XX века

представлена, к сожалению, немногочисленными

зданиями. В их архитектуре продолжают варьиро-

ваться мотивы новорусского стиля, по-своему упро-

щенные и обобщенные.

Таковы жилой дом дьячка Успенского собора

А.П. Брошевского, построенный в 1909 году на улице

Суражской (улица Ворошилова, 76): с живописным

карнизом, соединенным с лучковыми сандриками

окон и лопатками стен; дом кузнеца А.С. Жигорева

постройки 1915 года (ныне площадь Ленина); наи-

более крупное, двухэтажное здание гимназии, закон-

ченное постройкой в 1900 году. Исторический Мглин

сохранил в названных зданиях неповторимый облик,

сложившийся в XIX – начале XX века. Ведущееся в

настоящее время новое строительство не должно

уничтожать драгоценные черты этого облика.

Некогда житель Мглинского уезда А.К. Толстой

писал: «Город есть еще один, называется он Мглин...».

Пусть же Мглин и до будущих поколений дойдет

единственным в своем роде.

 

В.Н. Городков