Об истоках названия реки Десна. Брянск, Брянская область.
Одна из распространённых версий происхождения названия «Десна»
сводится к тому, что славяне или русы, двигаясь с низовьев Днепра к его
верховьям, встретили реку справа по движению, т.е. - «одесную» [1]. Сама эта
версия рассматривается подтверждением того, что славянская колонизация
бассейна Днепра шла с юга. Нам представляется, что вопросы о названии
рассматриваемой реки и направлении народной колонизации совершенно
разные и не подлежат смешению.
Аргументация происхождения названия реки по встрече её справа по
движению вряд ли заслуживает внимания хотя бы потому, что ни на одной из
рек Восточно-Европейской равнины нет названия рек, встреченных слева, т.е. -
«ошую». А таких при движении славян или русов с юга к северу не могло не
быть. Другим аргументом, «не работающим» на отмеченную
распространённую версию, является существование на Восточно-Европейской
равнине ещё двух рек с тем же названием. Одна из них является также левым, а
не правым, притоком реки, связанной с историей славянства, а именно -
Южного Буга. В отношении этой реки достоверно известно, что славяне или
русы вверх по её течению не мигрировали. Славяне, наоборот, «стекали» с
Карпат по ней к югу и эту реку встречали слева по движению. Речка, меньшая
своей именитой тёзки по размерам, находится северо-восточнее г. Винница.
Южнобугскую Десну, видимо, без особых сомнений можно рассматривать ещё
одним, но уже гидронимическим следом миграции с Карпат на восток
исторических вятичей и радимичей. Они небезосновательно перенесли с собой
на еще более новое место обитания (нынешние Сиверщина и Брянщина)
ривычное им имя реки. При этом возникает вопрос о том, а как оно появилось
на прежнем месте на Подомье. Третья протекает по юго-западу г. Москвы,
является правым притоком Москвы-реки, впадает в нее в районе Домодедово.
Исторические сведения о колонизации бассейна Москвы-реки русами или
славянами и ее направлении отсутствуют. И что здесь рассматривать, «ошую» и
«одесную», вообще неясно. И разгадку этого следует, по нашему мнению,
искать в особенностях языческих верований славян - вятичей и радимичей,
которые пришли, как известно, от ляхов, ярых поклонников Велеса. «Правым»
у язычников считался Перун/Сварог/ Радар - бог громовержец [2], владыка
надземного мира. Его противоложность, враг, «левый» - это Змей/ Троян
/Триглав/Велес/Криве - владыка подземного царства[3].
Видимо, ляшские племена вятичей и радимичей, первоначально
поклонявшееся Велесу, вклинившись на Южном Буге в земли антов, живших, в
частности, в поречье нынешней Южнобугской Десны и поклонявшихся
Перуну, назвали свое новое местоположение по вере местных жителей -
правым, т.е. Десной. Позже история повторялась, так как и литовцы (голядь,
судины), и северяне – потомки антов, аборигены нового местоположения,
также поклонялись «правому» - Перуну (Перкунасу). Радимичи, в свою
очередь, встретили ту же ситуацию в районе нынешней Москвы и аналогично
отреагировали.