Инвестиции в Брянск
В Брянске произошло событие, пока не оцененное в полной мере: «Мегафон» открыл свой большой офис — Контактный центр. На первом этапе в центре будет трудиться четыреста, а затем и тысяча сотрудников, которые будут обрабатывать звонки всего центрального региона. Сумма инвестиций в брянский проект — 200 миллионов, но главное даже другое: сильная компания выбрала именно Брянск для своего бизнеса. Бизнес этот стабильный, создаст массу рабочих мест и обеспечит стабильное поступление налогов в десятки миллионов рублей в местный бюджет.
Главный вопрос — почему Брянск? Если вспомнить, что МТС для подобного центра в Поволжье выбрало похожий на Брянск, полудепрессивный, но промышленный Ульяновск, то ответ очевиден. Менеджеры искали недорогую квалифицированную рабочую силу, и тут Брянск подходит даже лучше какого-нибудь Смоленска или Орла, просто потому, что он больше, значит кадровый выбор лучше.
В недавнем прошлом, много путешествуя по Отечеству и стремясь определить для себя провинциальные критерии уровня жизни, я остановился на двух — зарплате секретарши в коммерческой конторе и стоимости аренды однокомнатной квартиры. Так вот, пять лет назад секретаршу в Брянске можно было нанять тысячи за четыре в месяц, когда в каком-нибудь Ростове — не меньше, чем за восемь тысяч, то же самое и с арендой квартиры. Вообще, из увиденных в то время российских городов по дешевизне Брянск можно был сравнивать только с Тамбовом, Псковом и Курганом. И вот этот очевидный минус для жителей, похоже, стал несомненным плюсом для крупных компаний. Стремясь сэкономить на оплате труда, с недавних пор они взялись переносить свои офисы из Москвы и больших городов — в города небольшие. Выгода несомненна, а бизнесу это не вредит.
В связи с происходящим как не вспомнить мнение одного из помощников брянского губернатора, который, готовя интервью по вопросам «Точки», сердито упрекнул журнал в том, что тот, дословно, «предлагает области путь банановой республики». А журнал всего-то задал вопрос: «Не лучше ли областной власти не увлекаться гигантскими проектами, а вплотную заняться привлечением инвесторов по перенесению офисов из столицы в
Брянск, используя очевидные преимущества Брянщины — относительную близость к столице и наличие квалифицированной рабочей силы». Именно это и происходит сегодня.
От советского времени Брянск получил непростое наследство — крайне милитаризированную, а потому весьма уязвимую экономику из множества военных производств. Все это было построено, огромные деньги потрачены, десятки тысяч людей для этих предприятий вытащены из деревни и обучены. Но кончились большие войны или ожидание больших войн, и все рухнуло. Мало кто знает, что главным плательщиком налогов в советскую пору на Брянщине был вовсе не знаменитый огромный БМЗ, а Брянский химзавод в Сельцо, тот самый, что напрямую работал на войну и 70 лет подряд делал порох.
Ответ на вопрос: можно ли все эти брянские заводы возродить, а прошлое вернуть, — прост так же, как
рефрен слов ворона из знаменитой поэмы Эдгара По — «никогда»! Да, собственно последние двадцать лет как раз и проверили на прочность всех, кто хотел выжить, вроде «Кремния», «Термотрона» и прочих, кто сам уже наметил свой вектор развития.
А в остальном мир давно вступил в постиндустриальную фазу развития, где главным становится не бизнес производств, а бизнес услуг. В развитых странах его доля в ВВП уже выше, чем доля промышленности. Резко ухудшающаяся демография в России не дает других шансов расти, кроме как за счет роста производительности труда и изменения структуры экономики в сторону более капиталоемких секторов, а также секторов, основанных на знании.
Брянску остается или продолжить тосковать, глядя на более удачливых соседей, вроде Калуги, где рождается новый автомобильный кластер России и где доходная часть бюджета областного центра уже составила 7 млрд. рублей (для сравнения: у Брянска с населением на 100 тысяч человек больше — всего 4 млрд. с небольшим). Или формировать новую повестку привлечения инвесторов.
Эта повестка может и должна быть нацелена, в первую очередь, на развитие сферы услуг и секторов, основанных на знании. Вот почему — другая музыка нужна