СтраницаИнвестиции

Инвестиции в Брянск

В Брянске произошло событие, пока не оценен­ное в полной мере: «Мегафон» открыл свой большой офис — Контактный центр. На первом этапе в центре будет трудиться четыреста, а за­тем и тысяча сотрудников, которые будут обрабатывать звонки всего центрального региона. Сумма инвестиций в брянский проект — 200 миллионов, но главное даже другое: сильная компания выбрала именно Брянск для своего бизнеса. Бизнес этот стабильный, создаст массу рабочих мест и обеспечит стабильное поступление нало­гов в десятки миллионов рублей в местный бюджет.

Главный вопрос — почему Брянск? Если вспомнить, что МТС для подобного центра в Поволжье выбрало по­хожий на Брянск, полудепрессивный, но промышленный Ульяновск, то ответ очевиден. Менеджеры искали недо­рогую квалифицированную рабочую силу, и тут Брянск подходит даже лучше какого-нибудь Смоленска или Орла, просто потому, что он больше, значит кадровый выбор лучше.

В недавнем прошлом, много путешествуя по Отечеству и стремясь определить для себя провинциальные крите­рии уровня жизни, я остановился на двух — зарплате се­кретарши в коммерческой конторе и стоимости аренды однокомнатной квартиры. Так вот, пять лет назад секре­таршу в Брянске можно было нанять тысячи за четыре в месяц, когда в каком-нибудь Ростове — не меньше, чем за восемь тысяч, то же самое и с арендой квартиры. Во­обще, из увиденных в то время российских городов по дешевизне Брянск можно был сравнивать только с Там­бовом, Псковом и Курганом. И вот этот очевидный ми­нус для жителей, похоже, стал несомненным плюсом для крупных компаний. Стремясь сэкономить на оплате тру­да, с недавних пор они взялись переносить свои офисы из Москвы и больших городов — в города небольшие. Выгода несомненна, а бизнесу это не вредит.

В связи с происходящим как не вспомнить мнение одного из помощников брянского губернатора, который, готовя интервью по вопросам «Точки», сердито упрекнул журнал в том, что тот, дословно, «предлагает области путь банановой республики». А журнал всего-то задал вопрос: «Не лучше ли областной власти не увлекаться гигантскими проектами, а вплотную заняться привлече­нием инвесторов по перенесению офисов из столицы в

Брянск, используя очевидные преимущества Брянщины — относительную близость к столице и наличие квали­фицированной рабочей силы». Именно это и происходит сегодня.

От советского времени Брянск получил непростое наследство — крайне милитаризированную, а пото­му весьма уязвимую экономику из множества военных производств. Все это было построено, огромные деньги потрачены, десятки тысяч людей для этих предприятий вытащены из деревни и обучены. Но кончились большие войны или ожидание больших войн, и все рухнуло. Мало кто знает, что главным плательщиком налогов в совет­скую пору на Брянщине был вовсе не знаменитый огром­ный БМЗ, а Брянский химзавод в Сельцо, тот самый, что напрямую работал на войну и 70 лет подряд делал порох.

Ответ на вопрос: можно ли все эти брянские заво­ды возродить, а прошлое вернуть, — прост так же, как

рефрен слов ворона из знаменитой поэмы Эдгара По — «никогда»! Да, соб­ственно последние двадцать лет как раз и проверили на прочность всех, кто хотел выжить, вроде «Кремния», «Термотрона» и прочих, кто сам уже наметил свой век­тор развития.

А в остальном мир дав­но вступил в постиндустри­альную фазу развития, где главным становится не биз­нес производств, а бизнес услуг. В развитых странах его доля в ВВП уже выше, чем доля промышленности. Резко ухудшающаяся де­мография в России не дает других шансов расти, кроме как за счет роста производи­тельности труда и изменения структуры экономики в сто­рону более капиталоемких секторов, а также секторов, основанных на знании.

Брянску остается или про­должить тосковать, глядя на более удачливых соседей, вроде Калуги, где рождается новый автомобильный кла­стер России и где доходная часть бюджета областно­го центра уже составила 7 млрд. рублей (для сравне­ния: у Брянска с населением на 100 тысяч человек боль­ше — всего 4 млрд. с небольшим). Или формировать но­вую повестку привлечения инвесторов.

Эта повестка может и должна быть нацелена, в первую очередь, на развитие сферы услуг и секторов, основан­ных на знании. Вот почему — другая музыка нужна