СтраницаИнвестиции

Брянская область и инвестиции. Факты и цифры.

Правительство поднимает вопрос об инвестициях как о механизме, который может спасти регионы. Регионы в свою очередь разводят руками и, кажется, ничего не могут сделать для привлечения инвесторов. Но так ли это и какая ситуация в Брянской области? Цифры и факты говорят об инвестиционной привлекательности области, о ее перспективах, о серьезной работе, которая ведется по привлечению инвесторов, а, значит, и об удачном 2012-м годе.

Борьба за инвестиции стала одной из важнейших задач, которую приходится решать руководителям большинства российских регионов. Не выбивается из списка и администрация Брянской области, которая   стремится создать на территории региона благоприятный инвестиционный климат, где интересы деловых партнеров, готовых вложить средства в развитие региона, будут надежно защищены.

Почему в России плохо обстоят дела с инвестициями? Дело в том, что не защищены права собственности, процветают рейдерство и коррупция. Сращивание бизнеса и власти усиливает монополизм и закрывает дорогу честной конкуренции. В период экономического бума инвесторы были готовы закрывать глаза на повышенные институциональные риски, но в условиях посткризисной стагнации желающих инвестировать мало. Иностранному бизнесу столько раз меняли правила игры, что его опасения непреодолимы. За первое полугодие 2010 года прямые иностранные инвестиции снизились в 2 раза (по отношению к тому же периоду 2008 года). Ясно, что на динамику повлиял экономический кризис, но в Калужской области, где инвестиционный климат заметно лучше, прямые иностранные инвестиции за тот же период выросли почти в 2,5 раза. Как так получилось, что вся страна должна брать пример с одного региона?

Есть такая проблема, как объективно существующий дисбаланс интересов центра и регионов: то, что выгодно региону, может не совпадать с приоритетами страны, и наоборот. Например, власти Сахалина мечтают о строительстве моста, соединяющего остров с материком. Но рационально ли это в условиях жестких финансовых ограничений российского бюджета? Частные инвесторы не понимают приоритетов федеральных и региональных властей и не могут оценить вероятность реализации новых инфраструктурных проектов, даже если такие решения приняты. А без инфраструктуры завод или торговый центр не построишь.

В межбюджетных отношениях в России есть масса различных механизмов по перераспределению доходов федерального бюджета (в основном нефтегазовых). Одним из таких механизмов являются дотации на выравнивание бюджета. Это такая форма социальной справедливости, когда субъекты получают деньги для поддержания минимального социального уровня. Но при этом каждый раз, когда субъект размещает на своей территории производство, он увеличивает свой налоговый потенциал, тем самым снижая дотацию на выравнивание. То есть живые деньги из федерального бюджета сегодня заменяются налоговыми поступлениями завтра. Если учесть еще и обслуживание долга, картина для региональных властей престает быть безоблачной.

Вторым механизмом распределения средств федерального бюджета являются субсидии на софинансирование мероприятий. Уровень софинансирования опять же определяется исходя из налогового потенциала. Чем он выше, тем меньше софинансирование из федерального бюджета и тем больше денежных вложений приходится на региональный бюджет.

Налоговую отдачу от инвестиций регион может почувствовать только через три-четыре года, когда предприятие построится и выйдет на полную мощность. Этот временной период приблизительно равен выборному циклу. Вот и получается, что регионам привлекать инвестиции невыгодно. Делают это лишь те регионы, где существует стратегическое видение развития и понимание того, что стратегический выигрыш гораздо важнее тактического.

Существующие законодательные акты всех типов и уровней государственного управления можно разбить на следующие группы с точки зрения их влияния на инвестиционный процесс:

1. Регулирование сфер и объектов инвестирования - определяет приоритетные направления инвестирования (отрасли, объекты, виды деятельности, сферы). Наличие приоритетных сфер в регионе увеличивает его потенциал.

2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности - сферы и виды деятельности в регионе, льготные по налогообложению.

3. Предоставление финансовой помощи и кредитных льгот инвесторам потенциальным инвесторам в данном регионе, или по данной сфере деятельности (по типу Федерального ведомства по опеке в ФРГ).

4. Проведение льготной амортизационной политики (право осуществления ускоренной амортизации для отдельных отраслей экономики).

5. Регулирование участия инвестора в приватизации.

6. Доступность региональных ценных бумаг для внешних покупателей.

7. Обеспечение правовой защиты инвестиций и имущественных региональные законодательных гарантий (в том числе, залоговое право).

Весной этого года в НИУ ВШЭ состоялось заседание Экспертной группы №4 «Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства». Эксперты обсуждали меры по улучшению инвестиционного климата в регионах.  С основным докладом выступил президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Александр Галушка. Он выделил 8 основных принципов, на которых строится успешная работа по привлечению в регион инвестиций:

-включенность в процесс привлечения лично губернатора;

-создание индустриальных парков;

-организация специального агентства по привлечению инвестиций и оргподдержке инвесторов;

-обеспечение поставщиками и кадрами;

-подготовка регионом промышленных площадок;

-финансовая поддержка (налоговые каникулы или льготы);

-«одно окно» и проектное сопровождение инвесторов.

Каковы же должны быть основные принципы работы с инвесторами? В общем виде они таковы:

  • Никакой изоляции инвестора — единая проектная команда инвестора и Правительства области;
  • Никаких долгих процедур — полная административная поддержка;
  • Никакой бюрократии — прозрачная законодательная система;
  • Никаких ограничений — свобода в выборе подрядчиков и партнёров;
  • Никаких инфраструктурных рисков, понятный продукт — индустриальный парк с готовой инфраструктурой на границе участка;
  • Никаких скрытых и дополнительных расходов;
  • Никаких посредников.

Брянская область входит в самую многочисленную группу регионов РФ с инвестиционным рейтингом 3В1, что значит «пониженный потенциал – умеренный риск». Однако по объему инвестиций Брянская область в 2010-м году продемонстрировала одни из самых высоких темпов роста (2-е место), хотя по абсолютным объемам регион занимает 55-е место среди субъектов РФ (40,1 млрд. рублей).

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» недавно подготовило 17-й Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2011-2012. «Рейтинг зафиксировал начало третьей волны роста инвестиционной привлекательности регионов, обладающих тремя общими признаками: близость к экономическим центрам, относительная дешевизна рабочей силы и отсутствие знаковых инвестиционных проектов в предыдущие годы, – комментирует Владимир Горчаков, руководитель отдела региональных исследований «Эксперт РА». – В число регионов «третьей волны» вошли Брянская, Костромская, Ивановская области, Республика Чувашия и другие. Рост инвестиционной привлекательности этих регионов возможен только в отсутствие неблагоприятных внешних факторов вроде нового витка кризиса».

Инвестиционные преимущества Брянской области:

1. Граничит сразу с двумя государствами: на юге с Украиной, на западе и северо-западе – с Белоруссией. А также с четырьмя субъектами РФ: на севере – со Смоленской областью, на северо-востоке – с Калужской областью, на востоке – с Орловской областью, на юго-востоке – с Курской областью. Относительная близость к Московской агломерации.

2. Развитая транспортная инфраструктура. Через нее проходят такие важные транспортные магистрали как Москва-Киев и Брянск - Гомель - Брест (с выходом на трассу Москва - Минск - Брест). Крупный узел железнодорожных магистралей, воздушных трасс, магистральных шоссе, нефте- и газопроводов. Важное стратегическое и международное значение имеют автотрассы: М3 Москва—Киев (с выходом на трассу М20 Санкт—Петербург—Киев—Одесса), М13 Брянск—Кобрин (с выходом на трассу М1 Москва—Минск—Брест и на М20), А141 Орел—Рославль. Имеет статус международного аэропорт «Брянск», который расположен на международной воздушной трассе R-22, соединяющей Москву с Киевом, Западной Европой.

3. Достаточно большой по численности населения (в масштабах ЦФО) административный центр.

4. Диверсифицированная структура экономики.

5. Положение в староосвоенной части России.

6. Брянская область расположена в лесной зоне. Наиболее ценные леса — хвойные, которые занимают 53 процента лесных площадей. В области имеются значительные запасы природного сырья (цементное сырье, карбонатные породы, стекольные пески, глины, трепел, мел) для промышленности строительных материалов и стекольной промышленности, освоенные запасы торфа, фосфатосодержащие руды для производства минеральных удобрений. Всего по области насчитывается до 80 месторождений различного минерального сырья.

7. Существенную позитивную роль в поддержке инвестиционной активности предприятий играет система государственной поддержки инвестиционной деятельности инвесторов, осуществляемая на основании Закона Брянской  области от 19 августа 1996 года № 29-З «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области». Основными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности в области являются: предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций  и субсидирование части процентных ставок ставки по банковским кредитам, полученным инвесторами на реализацию проектов.

В Брянской области с 1996 г. действует закон «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области». Закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории области и направлен на обеспечение роста инвестиций, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.
В соответствии с указанным законом: 
• инвесторам предоставляются льготы по уплате налога на прибыль в части суммы налога, зачисляемой в областной бюджет;
• все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности;
• предприятия всех форм собственности, осуществляющие создание новых, реконструкцию, модернизацию существующих производств и реализующие инвестиционные проекты, освобождаются от уплаты в областной бюджет налога на имущество;
• в течение трех лет с момента заключения договора об инвестировании на инвесторов не распространяется действие областных законодательных и подзаконных актов, ухудшающих условия инвестирования;
• инвесторам возмещаются убытки, включая упущенную выгоду, причиненные неправомерными действиями или бездействием должностных лиц органов государственной власти области в установленном законом порядке.

Инвестиционные недостатки

1. Длительный процесс депопуляции населения, активизировавший процессы деградации сельской местности и способствующий снижению человеческого капитала.

2. Размер экономики Брянской области в вполне достаточный, она относится к полудепрессивным промышленным регионам освоенной зоны. На нее приходится менее 0,4% от общероссийского ВРП. По душевым объемам она занимает 72-е место среди субъектов РФ.

3. Регион получил наибольший ущерб среди субъектов РФ в результате Чернобыльской аварии.

 

Наибольшее позитивное влияние на экономическое развитие региона оказали приграничное положение и транзитные функции (на транспорт и связь приходится 14,4% ВРП). Вместе с тем, потенциал приграничного положения здесь практически не реализован: объем внешнеторгового оборота со странами СНГ здесь сравнительно небольшой. Он составляет менее 0,76% от РФ. Несмотря на поверхностное загрязнение радионуклеидами значительных площадей сельскохозяйственных угодий после Чернобыльской аварии, сельское хозяйство остается одной из отраслей специализации региона (10,8% от ВРП), а пищевая промышленность является лидером обрабатывающего сектора (31,9%). В сумме на долю Брянской области приходится 59,7% производства в РФ тепловозов, 16,3% – автокранов, 11,3% – радиаторов, 6,1% – цемента и 5,9% – сырных продуктов.

Опираясь на данные статистики, руководство региона говорит о динамичном развитии областной экономики на всех основных её направлениях: «Индекс промышленного производства к уровню аналогичного периода 2011 года составил 115%. Что касается группы обрабатывающих производств индекс впечатляющий — он приблизился к 25 процентам. Более чем на четверть вырос внешнеэкономический оборот. На 12% предприятия региона вложили больше инвестиций в основной капитал. Причём доля бюджетных инвестиций снизилась до 20%. На 20% вырос объем иностранных инвестиций».

В 2011 году утверждена постановлением администрации Брянской области ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Повышение инвестиционной привлекательности Брянской области» расчитанная на 2011 –  2015 годы. Цель программы - создание механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Брянской области для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала Брянской  области, а также проведение организационных мероприятий, способствующих привлечению внимания российских и иностранных инвесторов к Брянской области. На нее выделено 188900,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета. К 2015 году ожидается увеличение инвестиций в основной капитал на 50% и увеличение рабочих мест на 3000.

В соответствии с Законами Брянской области "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области", "О налоге на имущество организаций", "О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории области, предоставляются льготы:
– по налогу на прибыль предприятий в доле, зачисляемой в областной бюджет (4,5%).
– освобождаются от уплаты налога на имущество предприятий (2,2 %).

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики Брянской области за 9 месяцев этого года, составил 38 миллионов долларов, отмечается на сайте Брянскстата. Прямые инвестиции за 9 месяцев 2012 года составили 11 миллионов долларов, кредиты — 27 миллионов долларов. Основные традиционные страны-инвесторы: Беларусь($ 17,3 млн.), Германия ($ 5,6 млн.) и Кипр ($ 4,9 млн.). Среди новых — Китай с объемом инвестиций 2,5 миллиона долларов.

В областном конкурсе ««Лучшее муниципальное образование по инвестиционной привлекательности» первое место заняло муниципальное образование «Жирятинский район», второе место — муниципальное образование Новозыбковский район», третье место — муниципальное образование «Стародубский район».

Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций:

лесопромышленный комплекс;

строительство;

промышленность строительных материалов;

машиностроение и металлообработка;

пищевая промышленность и сельскохозяйственное производство;

энергетика;

туризм.

Законодательство Брянской области в инвестиционной сфере.

В Брянской области создана база регионального законодательства в сфере инвестиционной деятельности.

Действует закон Брянской области от 19.08.1996 г. № 29-З «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области».

На территории области предусмотрены льготы для субъектов инвестиционной деятельности в соответствии с законом Брянской области от 27.11.2003 г. № 79-З «О налоге на имущество организаций» и от 28.11.2004г. № 73-З «О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков».

Администрация Брянской области стимулирует инвестиционную деятельность в регионе за счет:

субсидирования части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам;

выдачи государственных гарантий (на конкурсной основе), налоговых льгот инвесторам.

Администрация Брянской области оказывает содействие:

в разработке и получении исходно-разрешительной документации по проекту;

в решении вопросов регистрации, организации и постановки на учет в налоговых органах;

по резервированию и выделению земельных участков и производственных площадок;

по оформлению прав собственности, заключению договоров аренды имущества;

в решении споров и противоречий, возникающих в ходе реализации проекта;

в получении юридического, аудиторского, страхового сопровождения проекта, в получении услуг оценочных организаций.