Страницаиндустриализацию.

Брянщина. Курс на социалистическую индустриализацию.

Курс на социалистическую индустриализацию был выдвинут XIV съездом правящей партии в 1925 году. Индустриализация в СССР проводилась в крайне сжатые сроки, без помощи извне, за счет внутренних накоплений и строжайшего режима экономии.

Коммунистическая партия, органы советской власти усилили свое влияние на предприятиях. В центре их внимания постоянно находились вопросы реконструкции и строительства предприятий, развития творческой инициативы рабочих и инженеров, повышения эффективности производства, улучшения труда и быта трудящихся.

Много внимания уделялось технической реконструкции старых предприятий и развертыванию промышленного строительства.

В 1925 году при широком участии рабочих был разработан проект пятилетнего плана расширения завода «Красный Профинтерн». Документ был одобрен Советом Народных Комиссаров СССР. Он предусматривал развитие производства паровозов, большегрузных вагонов, мостовых ферм, кранов, сельскохозяйственных машин, нефтяного оборудования и т.д. В последующие годы на заводе был построен и оборудован новый цех большегрузных вагонов, освоено производство тракторов, электроплугов, мощных пассажирских паровозов серии «СУ».

В 1926 году процесс восстановления и развития производства ускорился. Были пущены все ранее законсервированные заводы и фабрики, в том числе Ивотский стекольный, старый цементный завод, Радицкий вагоностроительный, Радицкий и Марьинский кирпичные заводы, Жуковский обозный, Брянский стружечный, Брянская прядильная фабрика. Почти заново был перестроен Любохонский чугунолитейный завод.

В 1926-1928 годы были построены: Злынковский шпалопропиточный и Азаровский спиртоводочный заводы, Клинцовская швейная фабрика и другие предприятия.

В 1927 году строился кирпичный завод, производилась реконструкция стекольных фабрик. На заводе "Красный Профинтерн" заканчивалось строительство цеха большегрузных вагонов. В этом году завод «Красный Профинтерн» получил первые 288 импортных станков. На Мальцовских заводах переконструировали печи и газогенераторы.

Фосфоритный завод, строительство которого началось в 1927 году стал в I пятилетке первым предприятием края химической индустрии.

Брянская    районная   электростанция    (БРЭС)    имела   большое значение для промышленного развития Брянщины. Постановление о ее сооружении было принято Советом труда и обороны б мая 1927 годя. Ее строительство осуществлялось в соответствии с ленинским планом электрификации СССР.

Электростанция получила статус государственной районной станции союзного значения. Ее проектная мощность была установлена в 22 тыс. кВт.

Торжественная закладка состоялась в поселке Белые Берега 8 ноября 1927 года, в день десятой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

В первые годы социалистической индустриализации темпы роста промышленности губернии были несколько выше общесоюзных. По государственной цензовой промышленности они составляли 24%, а по местной — 25 процентов в год.

Восстановление промышленности области, в основном было завершено в 1926-1927 хозяйственному году. Объем промышленного производства на Брянщине превысил довоенный уровень. Работало 175 предприятий

На 1 октября 1928 года в государственной промышленности было занято 42 тыс. рабочих, что составляло 93,7% от общего числа рабочих. Восстановление происходило неравномерно по отраслям. Но если тяжелая промышленность выпустила продукции на 25,4% больше, чем в 1913 году, то легкая промышленность дала продукции только 54,7% к уровню 1913 года.

Особенно быстро восстанавливалась и развивалась крупная государственная промышленность, которая заняла решающие позиции в экономике региона.

По трем основным секторам промышленности: государственной, кооперативной и частной - валовая продукция в тысячах рублей распределялась следующим образом:

Объем производства крупной промышленности Брянщины составил к 1913 году - 170%, в том числе машиностроения - 204%, бумажной и деревообрабатывающей промышленности - 140%, легкой промышленности -180%.

7 июня 1928 года Президиум ВЦИК принял постановление о присвоении рабочим завода «Красный Профинтерн» М.Д. Фролову и Н.И. Верейкину, паровозному мастеру И.А. Суслину, конструктору B.C. Новикову, монтеру Е.А. Михайлову и рабочему Брянского мехзавода И.В. Федосову звания Героя Труда.

Доля промышленности Брянской губернии в экономике России

была выше, чем ее доли по населению и территории.

Территория Брянской губернии занимала 0,21% от всей территории РСФСР, а население - 2% населения республики. Однако, регион производил 1,5% валовой промышленной продукции РСФСР.

Брянщина в 1928 году производила в РСФСР 17,8%- обработки пеньки, 8,1%- продукции машиностроения, 6,7%- добычи и обработки минералов, 5,1%- обработки шерсти, 3,8%- обработки дерева, 2,7%- обработки металлов, 2,0%- продукции бумажной промышленности, 0,9%- продукции химической промышленности.

100% российских локомобилей производил Жуковский обозный завод, 60% - большегрузных вагонов и 19% - паровозов выпускали «Красный Профинтерн» и Радицкий вагоностроительный заводы, значительную часть стекла выдавали заводы Мальцовского фабрично-заводского округа. Наступала эпоха индустриализации, то есть внедрения индустриальных (машинных) форм труда во все сферы экономики.