Церковь св. Ильи Почепский район Брянской области
Церковь св. Ильи - построена1810 - 23 годах на средства священника Симеона Тимкова и прихожан
Храм во имя Пророка Илии (г. Почеп)
Ильинская церковь - памятник переходного периода от зрелого классицизма к позднему - заставляет вспомнить весьма давнюю военную драму, склонить голову в знак памяти павших героев - почепчан. В 1610 году в борьбе с польско-литовскими интервентами погибло более четырех тысяч жителей города. На месте их захоронения была построена церковь-памятник, получившая название "Костный храм". Впоследствии его переименовали в церковь Ильи.
Сегодня мы видим не ту, первоначальную церковь, а ее каменную "наместницу", постройка которой закончена в 1823 году. План церкви крестовидный, усложнен двумя апсидами боковых пределов, Центральный зал квадратный. Он возвышается, приподнятый цокольный этажом, и является господствующий объемом, увенчанным массивным барабаном, куполом со световым фонарем и крестом. Колокольня построена позже, в 1861 году. Она трехъярусная, невысокая и несколько грузная, имеет фигурное покрытие с коротким шпилем.
Почепский район. Почеп. Церковь Ильи Пророка. XIX в.
Продолжая осмотр памятников архитектуры города, остановимся на возвышенном берегу Судости около Ильинской церкви, в некотором удалении от центра.
В1610 году в борьбе с польско-литовскими интервентами погибло более четырех тысяч жителей города. На месте их захоронения была построена церковь-памятник, получившая название «Костный храм». Впоследствии его переименовали в церковь Ильи. Но мы видим не ту первоначальную церковь, а ее каменную «наместницу», которая построена взамен обветшавшей деревянной. Строительство нача-
лось в 1810 году и продолжалось до 1823 года. Велось оно сначала на средства священника Симеона Тимкова. После смерти его в 1814 году постройка остановилась. Церковь была достроена на средства прихожан священником Павлом Вельским.
В плане церковь крестовидная, усложненная двумя апсидами боковых приделов. Центральный зал - квадратный с закругленными углами - объединен большими арочными проемами с двухчастной и алтарной апсидой. Основной этаж повторяет планировку цокольного этажа.
Господствующий объем - приподнятый цокольным этажом церковный зал с массивным широким барабаном, куполом, увенчанным световым барабанчиком с крестом на шаре - ядро всей пространственной композиции памятника. К нему примыкают почти глухие полуцилиндрические апсиды трех алтарей и колокольня.
Колокольня построена позже, в 1861 году, купцом Стефаном Не-менкой. Она строилась по чертежу мглинского уездного землемера Шмакова. Колокольня трехъярусная, невысокая, с несколько грузными пропорциями, со сложным фигурным покрытием, увенчанным коротким шпилем. Однако архитектура ее не противоречит архитектуре памятника.
Фасады церкви «обыграны» системой треугольных фронтонов, украшающих здание со всех сторон. В нижней части - это завершения стен боковых приделов, на большом барабане -завершения четырех ризалитов с палладианскими окнами, три фронтона завершают нижний ярус колокольни. Боковые входы через приделы обработаны в виде четырех колонных портиков в антах.
Элементы позднеклассицистического наружного декора - полуколонны, пилястры, карнизы, тяги, ниши - выполнены примитивно, грубоваты по профилировке и рисунку. Это особенно относится к позже пристроенным крыльцу северного и открытой лестнице южного приделов. Ильинская церковь имеет важное значение для городского ландшафта. Ее живописный и выразительный силуэт в гармонии с выгодным местоположением украшает надпойменную панораму, придавая своеобразность облику Почепа.
Несколько ранее Ильинской церкви, в 1798 году, построена на месте сгоревшего деревянного храма и в 1804 году освящена Преображенская церковь. Строил ее почепский мещанин Стефан Мала-
шенко. Церковь, более похожая на парковый павильон, притаилась в зеленых зарослях Красного кладбища. В центре ее крещатого плана расположена развитая ротонда - круглый храмовый зал диаметром десять метров. К нему примыкают два одинаковых по величине прямоугольных придела, трапезная и алтарь. Высотой они не достигают карниза ротонды и, как бы подпирая ее стены, помогают твердо стоять на земле. В их торцах кроме алтарного устроены портики входов в церковь. Портики напоминают фасады небольших древнегреческих храмов «в антах»: между выступающими в виде столбов боковых стен поставлены две упрощенные дорические колонны. Совместными усилиями они несут треугольные, римских пропорций фронтоны, которые хорошо гармонируют с куполом ротонды.
Стена ротонды между портиками прорезана четырьмя прямоугольными окнами. Над фронтонами из ее поверхности выступает полоска архитрава и полочка фриза, а над ней небольшого выноса простая плита венчающего карниза. Посредством двух уступов над карнизом создан логичный переход от стены к полусфере купола, который усложнен четырьмя люкарнами с круглыми окнами, соответствующими окнам ротонды. Завершается купол глухим барабанчиком с шаровидной вазой и крестом. Благодаря простоте и естественности композиции скромного органичного декора, при незначительных размерах памятник впечатляет своей монументальностью и торжественностью. Он является ярким образцом архитектуры позднего классицизма в городе.
Почеп. Ильинская церковь. XIX век
Храм Ильи Пророка (1823 г.)
Расположенная в высокой части города, на берегу Судости, Ильинская цэрковь (храм Ильи Пророка) относится к началу XIX в. и представляет собой бесстолпную центрическую композицию с тремя выступающими ветвями креста. Сверкающая белизной церковь особенно выразительна при ярком солнечном освещении. Отсюда открывается «засивый вид на Почеп и его окрестности. За Судостью хорошо видны мощные рвы и валы укреплений, возведенные для отражения войск Карла XII.
Церковь Ильи Пророка (ул. Красноармейская, 36). С нач. XVII в. на этом месте находился так называемый Костный храм, поставленный на месте захоронения 4 тыс. жителей города, погибших в 1610 г. во время обороны от польско-литовских захватчиков. Вместо него в 1810-23 гг. построена нынешняя церковь на средства священника Симеона Тимкова и прихожан, в 1861 г. на средства купца С. Неменки сооружена колокольня. В советское время действовала. Живопись поновлена в 1955-57 гг. 80-летним матером Лысенко из с. Котляково. Иконостасы кон. XIX – нач. XX вв.