Страницахрусталь

Дятьковский хрусталь Н. ГАСПИРОВИЧ, Е. РАЧУК

Дятьковскому хрустальному производству почти двести лет. В 1790 году изестным русским промышленником И. А. Мальцевым была основана хрустальная фабрика в живописном лесном уголке Дятьково, поблизости от Брянска. В 1829 году в Петербурге проводилась первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий. Продукция Дятьковской хрустальной фабрики получила высокую оценку: «Широко употребляемые в быту вещи (графины, стаканы, рюмки, бокалы и др.) до настоящего времени ни на одном предприятии в России так чисто, искусно и аккуратно не вырабатывались, и оная фабрика — первая, которая довела до такой степени отделку, что ежедневно употребляемые вещи не уступают аглицким, а поэтому принадлежат к первому разряду».

Случалось мастерам выполнять и особенно сложные изделия, наподобие того подсвечника высотою в 2,5 метра, из цветного трехслойного граненого стекла, что украшает и сегодня один из разделов музея Дятьковского хрустального завода.

Высокого совершенства достигли на заводе художественная гравировка и гранение хрусталя. Талантливые дятьковские мастера выполняли ее не просто по образцам, а слагали и собственные композиции, такие, как «паутинка», «куст», «звезда», «камень» и другие, ставшие со временем основой традиционной, так называемой «мальцевской» грани.

Вдохновляющим источником творчества была родная природа. В. И. Немирович-Данченко в статье «Америка в России» приводит слова одного из таких мастеров: «Я и птичку могу на стакане, крылья распустила и летит, а под ней — цветочек распустился и бабочка на цветочке с лету держится».

Русские гравированные рисунки в отличие от зарубежных были живее по композиции, вольнее по сюжетам. Красив был и гутный декор, выполняемый из стекла в горячем состоянии: ажурные лепные украшения, разноцветные нити и накладные слои на бесцветном хрустале. Привлекали тонкостью и изяществом исполнения изделия, расписанные от руки эмалями и золотом. Ряд таких образцов был создан известной в свое время художницей Е. М. Бён. Она воскресила в стекле полузабытые формы и орнаменты русской старины: изделия уподоблялись деревянным ковшам, сундучкам, чаркам и братинам. Ее самобытные «в русском вкусе» — произведения удостоились высоких наград на международных выставках в Чикаго (1893) и в Париже (1900).

Примечательно восторженное высказывание о дятьковцах одного французского заводчика: «Здесь учить нечему, здесь нужно учиться. Не могу понять, как здесь могут вырабатывать такие превосходные изделия?» Мастера отвечали с достоинством: «Мы — артисты, наше дело — рисунок. Тут вкус нужен. Это не ремесло».

И таких «артистов» у Мальцевых немало: в 1862 году тысяча человек, через пятьдесят лет уже вдвое больше. По объему производства и числу занятых рабочих Дятьковский хрустальный завод был самым крупным в России.

После Октябрьской революции был организован государственный трест мальцевских заводов. Высокую оценку дал коллективу завода в 1919 году нарком просвещения - А.В. Луначарский: «Очень сильное и благоприятное впечатление произвел на меня Дятьковский завод, изготовляющий всякого рода стекло. Работа на нем кипит, производство стоит на весьма почетной высоте...»

В знак своей преданности делу социалистической революции и любви к великому вождю пролетариата Владимиру Ильичу Ленину дятьковские хрустальщики изготовили особые подарки-сувениры и направили их в декабре 1919 года в Кремль со специальной делегацией рабочих. Подарок представлял собой хрустальную книгу — Конституцию РСФСР, цветники с портретами Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Карла Либкнехта, кувшин, два стакана для ручек и чернильницу. В. И. Ленин беседовал с рабочими, а изделия хрустальщиков назвал чудесными вещицами...

За большие заслуги в развитии международной тоpговли и активное участие в выполнении заказов на свои изделия ряда стран Дятьковский хрустальный завод отмечен почетным международным призом «Золотой Меркурий».