Брянск. Русский народный хор и ансамбль «Раздолина».
Вряд ли есть в Брянске человек, который, проезжая по улице Калинина, не обратил бы внимание на фасад с колоннами и огромной лирой. Это памятник архитектуры — здание бывшей мужской гимназии, подаренное городу купцами-меценатами братьями Могилевцевыми. Ныне—городской Дом культуры Советского района с более полувековой историей.
Много чем славен ДК, в народе именуемый «Промкой», но одним из главных «брендов» до сих пор остается Русский народный хор. История коллектива началась в далеком 1948 году, когда недавний участник ансамбля брянских партизан баянист Федор Оленев организовал на швейной фабрике хоровую группу, позже ставшую ядром будущего Русского народного хора промкооперации.
Рассказывая о 65-летней истории хора, нельзя не упомянуть о нелегкой судьбе его создателя. Родился Федор в маленькой деревне Турушла в Башкирии. С мечтой о музыке приехал в Уфу, устроился на стройку маляром. С первой получки купил гармошку, долго и упорно учился на ней играть, радуя друзей по общежитию задушевными песнями. Через два года прикупил баян, нашел учителя. Забрали в армию, там, в свободное от армейской учебы время давал концерты по заявкам. Во время Великой Отечественной войны тоже не расставался с баяном, музыка поднимала дух воинам, скрашивала их тяжелый фронтовой быт. Заметили «певучего» бойца командиры, собрали коллектив из ему подобных талантов и создали ансамбль, который воодушевлял солдат на ратные подвиги, на веру в Победу. Немало концертов дал он на передовых, в госпиталях и деревнях...
После войны председатель правления клуба брянской швейной фабрики Петр Лунев, зная о заслугах Оленева, его таланте и неиссякаемом энтузиазме, предложил Федору Михайловичу возглавить женский хор при фабрике. Немало сил, энергии и творческой сноровки потребовалось, чтобы собрать коллектив, еще больше — чтобы он «запел».
8 Марта 1948 года хор дал свой первый концерт, а 1 Мая — второй. Концерты понравились. Но предстояло еще многому учиться...
Ф.М. Оленев объездил с магнитофоном почти все районы Брянщины, записывал песни, частушки, припевки, которые впоследствии вошли в репертуар хора. Потом пришел успех. Приглашали на Всесоюзные фестивали, на гастроли по стране и за рубежом. Получили звание «Народный».
Русская песня прочно подружилась в этом коллективе с танцем. Талантливый балетмейстер, Заслуженный работник культуры Анатолий Иванович Зенин поставил десятки ярких хореографических номеров, которые долго не сходили со сцены. Многие артисты-любители впоследствии стали профессионалами. Значительно обогатило звучание ансамбля появление в его составе оркестра народных инструментов.
Уже к середине 60-х годов ансамбль песни и пляски входил в число лучших самодеятельных коллективов России. Традиции русской песни бережно хранил преемник Оленева — Заслуженный работник культуры РФ Вячеслав Иосифович Солоницын.
Об истории хора можно говорить долго. Подробную информацию можно найти в книге А.Е. Шочина «С песней по жизни».
Сегодня коллективом руководит Заслуженный работник культуры РФ Владимир Ефимович Плеснецов. За его плечами 48 лет музыкального стажа. Родом он из Клинцов. В раннем детстве, слушая народные напевы мамы (Наталья Сергеевна была знатной певуньей), Владимир, можно сказать, впитывал музыку. В школе посещал музыкальные, эстрадные кружки. Первые уроки игры на баяне брал у ветерана Великой Отечественной Николая Гавриловича Дятлова. В 8-9 классах уже с легкостью аккомпанировал школьному хоровому коллективу. Талантливому пареньку прочили музыкальное будущее. Окончил культпросветучилище по классу баяна (ныне Брянский колледж искусств и культуры), затем Московский институт культуры, получил квалификацию «Руководитель русского народного хора». В 70-х работал в культпросветучилище концертмейстером на отделении руководителей народного хора, рука об руку с именитым худруком Ф.М.Оленевым. В 1977 году покинул училище, но в 90-х вновь продолжил преподавательскую деятельность. За те годы, которые Владимир Ефимович проработал с Оленевым, он перенял от него преданность профессии, ценность хранения исконно русских традиций... Как-то Федор Михайлович сказал молодому коллеге: «Тебе придется продолжать мое дело». Так и вышло.
В 2008 году после того, как Солоницын оставил хор, он был на грани распада. Владимир Ефимович дал согласие возродить хор, внести в него свежую струю. Прослышав, что пришел новый художественный руководитель, старожилы, коих было немного, стали «подтягивать» на репетиции подруг-певуний из других ансамблей и хоров, обладающих удивительно колоритным разноголосьем. Собралось более 20 человек.
Вместе с Плеснецовым помогать в возрождении хора стала его коллега по музколледжу Лариса Тимошенко. Она окончила Орловский институт искусств и культуры, получила квалификацию «Преподаватель специальных дисциплин, руководитель народно-певческого коллектива». До этого не один год отработала в детской музыкальной школе, руководила ансамблем «Лукошко». Вскоре Лариса Викторовна предложила при хоре создать ансамбль «Раздолина», чтобы растить смену.
Ансамбль «Раздолина» - смена хора
Участниц нового коллектива долго искать не пришлось. Мамы детишек из «Лукошка» сами выразили желание петь. Сейчас в «Раздолине» почти все исполнительницы с музыкальным образованием. Елена Максимкина — музыкальный работник в детсаду, ее дочь Полина закончила музыкальную школу, бывшая участница «Лукошка». Наталья Шилкина—учительница начальных классов, ее дочь Валентина также экс-участница «Лукошка». Семейный подряд в коллективах только приветствуется. Александра Пищенко (Селявина) тоже перешла из «Лукошка» в «Раздолину», как и Елена Бохан. Год назад пришла Алена Тимошенко (однофамилица). Не имея музыкального образования (работает судебным приставом), проявляла большое желание и упорство. Теперь частенько солирует, но, признается, каждый выход на сцену волнителен, как впервые... Все девушки большие энтузиастки, никаких корыстных целей и в помине нет. Сами заработали на ткань, выступая на заказных концертах, одна из участниц сшила костюмы. На заработанные деньги пишутся и «минусовки» (музыка без слов). Помогать некому, да они и не просят. Им нравится петь, они живут репетициями и концертами. В прошлом году в совместном проекте с народной вокальной студией эстрадной песни «Созвучие» ездили в Болгарии на международном конкурсе завоевали диплом лауреата. Сетует Тимошенко, что нет преемственности поколений худруков на Брянщине, все толковые ребята по окончании музколледжа перебираются в Москву или Питер.
Репертуар Русского народного хора — старинные русские песни, которые зачастую исполняются а капелла. Много песен исконно брянских, для которых характерны «гуканье» и «ики». Ни в одном другом регионе России такого нет. Молодежь часто исполняет современные, популярные эстрадные композиции. Но главная изюминка творческих, колоритных коллективов Русского народного хора и «Раздолины» — умелое и звучное соединение многоголосья опытных участниц хора и молодежи. Дополняет вокал ансамбль народных инструментов под руководством Василия Коломейца. Ни один праздник не проходит без их участия.
Завершая свой рассказ о богатом историческом прошлом Русского народного хора, пообщаемся с некоторыми старожилами коллектива. Их четверо — Татьяна Абрамова, Лариса Аносова, Мария Дубовицкая и Светлана Бынкова.
— Хор — это моя семья, прихожу в Дом культуры как к себе домой, — делится Татьяна Алексеевна Абрамова. — Сорок лет пою в хоре! На школьном музыкальном смотре, когда была в 8 классе, в жюри сидел сам Оленев. Он меня заприметил и позвал в хор, носивший в то время смешное название «Шпулечки-иголочки». Тогда большинство исполнителей были работниками швейной фабрики. Что запомнилось за эти годы? Многое. Пожалуй, одно из самых приятных воспоминаний оставила поездка всем коллективом в Феодосию: и отдыхали, и покоряли голосами местную публику. «Шатер» была любимой песней Оленева, без нее не обходился ни один концерт. Ездили в Польшу, Болгарию, Закарпатье. Колесили по стране: Москва, Ленинград, Тамань, Подмосковье... С теплотой вспоминаю вокальный смотр в Воронеже. Наши зеленые костюмы с орнаментом (в них мы были похожи на русские березки) и вокал покорили Татьяну Устинову, худрука хора имени Пятницкого. Она вышла на сцену и со слезами на глазах сказала теплые слова благодарности. Помнится вечер в ресторане в Варшаве, где нас встречали аплодисментами и разными яствами, сильное впечатление осталось после посещения Освенцима... Не раз местное телевидение снимало выступления хора. Жаль, сейчас нет возможности куда-то выбираться. Нет транспорта, средств... Раньше было проще.
— Я пришла в хор больше 20 лет назад, — рассказывает Мария Федоровна Дубовицкая. — До этого выступала в других музыкальных коллективах. В моей памяти сохранилась поездка в подмосковный Загорск (Сергиев Посад), где мы провели много концертов и имели колоссальный успех. Экскурсии, радушный прием, благодарные зрители — все это создавало настроение праздника. Видеть искренние, наполненные светом и добротой глаза, радовать человеческие сердца — великое счастье для исполнителя.
Слушаешь их и понимаешь как дорог им Русский народный хор, ставший для многих не просто отдушиной от семейного быта, но и вторым домом. Приятно, что добрые сердца бескорыстно служат народу, радуют зрителей на всех городских праздниках. Хочется пожелать им здоровья, простого женского счастья, любви и понимания. Пусть каждый день будет радостным! А хору — дальнейшего процветания, долголетия, успеха, новых побед и признаний!