Страницаходили

  1898 год. Ходили по Десне пароходы. Брянский край.

Десна. Весной она полноводна. Летом, особенно в жару, она здорово мелеет, обнажая кое в каких местах островки, поросшие лозняком. А ведь живы еще те, кто помнит, как по реке курсировали пароходы. Ни с одним человеком при­шлось беседовать мне на эту тему. Валентина Васильевна Федосова, 1900 года рождения, рассказывала, как, будучи девчонкой, первый раз плыла с дедом на пароходе от пристани повыше Черного моста до станции Брянск Риго-Орлов-ской железной дороги. Для перевозки пассажиров и связи города со станци­ей по Десне в 1898 году стали плавать пароходы «Вера» и «Надежда». Каждый из них брал по сорок человек. Позднее начали еще курсировать «Константин», «Олег», «Мария Магдалина», «Виктория»... Пароходы отходили от пристани примерно через каждые полчаса. Цена билета в одно время была десять копеек, а для учащихся наполовину дешевле. В конце девяностых годов XIX — начале XX века в черте Брянска пассажирские пристани были сооружены неподалеку от Черного моста, возле нынешнего концертного зала «Дружба», железнодорожной станции Брянск I; грузовые — Мальцовская и напротив того места, где Бол-ва сливается с Десной...

В 1850-1860 годах были изданы документы под общим названием «Матери­алы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба». В обозрении по Орловской губернии штабс-капитан Кузьмин, описывая Десну, подчеркивал, что весной река разливается на несколько верст. Вода ее притоков и колодцев на возвышенном побережье отличается особой мягкостью и приятностью. В этом описании дана и схема рек бассейна Десны. Сообщается, что Десна до впадения в нее Болвы судоходна. «Ширина ее в Брянском уезде 30-40 саженей, ниже по течению увеличивается вдвое. Глубина летом от двух до восьми аршин. Мели встречаются редко, только во время засух. Дно песча­ное, редко каменистое».

А вот информация из двадцатого тома Энциклопедического словаря Брокга­уза и Ефрона: «Начиная от самого Брянска тянугся целые ряды плотов с лесны­ми материалами, мальцовский товар, состоящий из простого стекла и хрусталя, чугунного литья, железной, эмалированной посуды, фаянса и др.» Товары шли в Киев, Херсон, многие другие места.

В 1848 году из Брянска в Киев отправился первый пароход — буксир «Маль­цов», построенный на Людиновском заводе, собранный на Радицком предпри­ятии и получивший имя его владельца. Это был один из пяти первых речных пароходов мальцовской постройки. С конца 50-х годов между Брянском и Кие­вом начал курсировать еще более мощный пароход.

Буксирные пароходы «Анастасия», «Николай», «Капитолина», пассажирский «Ласточка», товаропассажирские «Иоанн Богослов», «Стрелок» «Удалой», «Поль­за», «Опыт» и другие были построены до 1870 года на Людиновском заводе. Со­бирали и изготовляли их также на Радицком и Брянском заводах.

Передо мной один из многочисленных документов о Десне — «Ведомость о речном судоходстве в Брянске в 1853 году». В ней сообщается, что по реке прошло судов за год 2273, из них лесных — 397. Общая ценность перевезенного груза составила более 864 тысяч рублей. По тем временам это огромная сумма.

Чиновники, жители некоторых населенных пунктов, расположенных вдоль реки, занимались незаконными поборами. «Брянские купцы И.И. Бобков и Н.А. Давыдов, — пишет Ф. Исайчиков в книге «По старому Брянску», — вынуж­дены были в 1860 году направить письмо в Киев руководству правления 10-го округа путей сообщения: «...Обращаясь к Вашему Высокопревосходительству, просим принять с Вашей стороны ходатайство для усовершенствования спла­ва... по реке Десне до впадения в Днепр и оттуда до Херсона, куда, собственно, производится главный сбыт наших товаров... и учреждение в Брянске Брянс­кой судоходной дистанции». Однако прошло семь лет, отмечает краевед, пре­жде чем в Брянске появились два государственных чиновника и писарь 10-го округа путей сообщения и навели порядок в сплаве леса и прохождении судов по Десне.

Воспоминания о плавании по Десне и Днепру из Бежицы до Екатеринослава на пароходе «Благодать» оставила Мария Клавдиевна Тенишева, вторая жена князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Плавание состоялось во время сва­дебного путешествия в конце апреля — начале мая 1892 года. «У Вячеслава был свой собственный пароход, построенный на Бежицком заводе. Мы сели на «Благодать» в двенадцать часов дня», — пишет М.К. Тенишева в своей кни­ге «Впечатления моей жизни». Поездка надолго запомнилась ей. Все радовало: пробуждающаяся весенняя природа, разливы рек. «Местами водное пространс­тво незаметно суживалось, чувствовались берега, заросшие кустами, окутанные бледно-зеленой дымкой. Искрящаяся мелкая рябь на воде ослепительно блес­тела на солнце, и теплый ветерок ласково щекотал лицо. Мы были прикованы этим зрелищем. Для слов и восторга не было места...».

До Великой Отечественной войны в Брянск приходил пароход из Чернигова. По Десне из Брянска в 1937 году по различным направлениям, на разные рас­стояния было перевезено около 67000 человек и 76000 тонн грузов. Действова­ло водное пассажирское сообщение от Брянска до Трубчевска и после войны. Деятельность Брянского управления транспортного освоения малых рек была прекращена в 1953 году.

Вспоминаю, что в те годы на берегу старицы Десны, как ехать на Брянск I, еще строились небольшие деревянные баржи. В семидесятые годы у берега возле концертного зала «Дружба» швартовался многоместный катер «Пересвет». На нем жители города могли совершить прогулки по реке до Свенского монастыря, а когда позволяла вода, и в другие места. Потом катер списали.

Мелеет с каждым годом Десна. Все уже ее берега. Не слыхать пароходного гудка, о котором вспоминают лишь глубокие старики. Да бережно хранят лето­пись Десны желтеющие в архивных документах строки. О Десне можно найти упоминание и в Ипатьевской летописи. Когда киевский князь Святослав Всево­лодович возвращался в Киев из Карачева, то «плыл по Десне в лодиях к Черни­гову». Это было в 1185 году. В ряде мест на реке найдены челны, относящиеся к далекому прошлому.

Я. Соколов

Мальцовские пароходы

В нынешнее время, когда враги России* в бессильной злобе своей, думают повредить нам, остановив заказанные Россией пароходные машины, - сердца Брянских жителей забились радостно, при виде двух новых пароходов, на этих днях прорезавших родные воды нашей Десны, - и отправившихся в Киев и далее к Екатеринославлю. Здешний помещик, г. Мальцов, как бы предчувствуя козни врагов наших, помышляющих, что без них мы не будем в состоянии себя вооружить и иметь свои пароходы, устроил свои заводы так, что русский может вполне гордиться введенными им усовершенствованиями! Лучшее доказательство этому сделанный на заводе его, и ныне спущенный, 50-ти сильный пароход «Сергий Радонежский»: быстрота его неимоверна: он ходит до 25 верст в час, весь железный и превосходной отделки. – Другой пароход «Иоанн Богослов», спущенный прошедшею осенью, такой же силы, железный, с внутренними деревянными укреплениями. – Более всего приносит честь г. Мальцову то, что в этих пароходах, начиная от паровой машины до последней заклепки, все сделано на собственных его заводах! Следовательно, оба эти парохода можно назвать «нашими собственными, родными, русскими пароходами!»

Молитвами святых угодников, именами которых названы пароходы г. Мальцова, да благословит Господь похвальное рвение нашего почтенного соотечественника! Мы от души благодарим его, ожидая от его пароходов оживления нашей родной реки и города, - а России возможности иметь для Черного моря пароходы, без помощи наших врагов!

Из письма в редакцию «Московских Ведомостей».

Московские ведомости. – 1854. – 30 (18) мая. (№59)