Страницагулевич

Усадьба Гулевича Выгоничский район Брянской области

Усадьба Гулевича расположена на краю села на склоне небольшой возвышенности, полого спускающейся к дороге и р. Десна. Названа по имени последнего владельца генерал-майора Гулевича, женившегося в 1833 г. на владелице усадьбы Варваре Молчановой. Представляет собой один из интереснейших памятников усадебного строительства в Брянской обл. периода зрелого классицизма.

К настоящему времени от ансамбля сохранились лишь помещичий дом, обращенный основным фасадом к дороге, ряд хозяйственных построек и сильно заросший парк.

Стоит в Удельных Утах усадьба Гулевича и разрушается, окружённая яблоневым садом.

Усадьба Гулевича расположена на краю села на склоне небольшой возвышенности, полого спускающейся к дороге и р. Десна. Названа по имени последнего владельца генерал-майора Гулевича, женившегося в 1833 г. на владелице усадьбы Варваре Молчановой. Один из интереснейших памятников усадебного строительства в Брянской обл. периода зрелого классицизма. К настоящему времени от ансамбля сохранились лишь помещичий дом, обращенный основным фасадом к дороге, ряд хозяйственных построек и сильно заросший парк.
Адрес: Брянская обл., Выгоничский р-н, с. Мирковы Уты

**************

Выгоничский р-н, п. Деснянский (Уты)


Усадьба Гулевича (XVIII век)

фото 14.11.2009.

Уты. Усадьба Гулевича, XVIII век.

Адрес: Брянская область, Выгоничский район, посёлок Деснянский
(1916 год - село Мирковы Уты, Орловская губерния, Трубчевский уезд, Уручьенская волость).

Усадьба названа по имени генерал–майора Андрея Михайловича Гулевича, женившегося в 1833 году на владелице усадьбы Варваре Молчановой. Усадебный комплекс состоял из основного дома, дворовых построек и яблоневого сада. Рядом с усадьбой находился винокуренный завод (не сохранился). Усадебный дом каменный, построен в стиле зрелого классицизма, имел уникальную систему печного отопления. Дом трёхэтажный: цокольный этаж - хозяйственные помещения; первый - парадные залы; второй - небольшие жилые комнаты. В советское время здесь размещалась школа, затем дом культуры, после стал жилым. Во годы Великой Отечественной войны в доме располагался немецкий штаб с тюрьмой в подвале. В 1992 году произошёл пожар, он уничтожил кровлю и внутреннюю отделку, после чего дом забросили.

УДЕЛЬНЫЕ (МИРКОВЫ) УТЫ

УСАДЬБА ГУЛЕВИЧА, кон. 18 в.

Расположена на краю села на склоне небольшой возвышенности, полого спус­кающейся к дороге и р. Десна. Созда­валась для графа Гулевича.

Один из интереснейших памятни­ков усадебного строительства в Брян­ской обл. периода зрелого классицизма. По размерам она значительно уступает крупным дворцовым усадьбам Брянщины того времени (Ляличи, Гринёво и др.), бу­дучи. однако, создана на основе тех же стилистических принципов. К настояще­му времени от ансамбля сохранились лишь помещичий дом, обращенный ос­новным фасадом к дороге, ряд хозяйст­венных построек и сильно заросший парк. Дом. Прекрасный образец монумен­тального усадебного дома-дворца, клас­сицистическая архитектура которого выглядит подчеркнуто парадно. Доволь­но крупная постройка в три этажа (верх­ний антресольный), кирпичная и ошту­катуренная. Композиционно представля­ет собой близкий П-образному в плане объем с различным решением фасадов. Главный северный фасад имеет на флан­гах выступы, а в центре глубокую лод­жию с двумя большими колоннами, под­держивающими балкон второго этажа и закрытую деревянную галерею антресо­лей. Боковые, сильно выступающие час­та паркового фасада также образуют крупные ризалиты, между которыми на­ходится главный вход, ориентированный на основную аллею парка.

Большие прямоугольные окна украшены нарядными тонко профили­рованными наличниками с подоконны­ми досками и треугольными фронтона­ми. Завершает здание классицистиче­ский антаблемент с двумя фронтонами по сторонам лоджии. 

Наружное убранство дома хо­рошо дополняют две большие тоскан­ские колонны лоджии, поставленные на высокие кубические постаменты с позд-неклассицистической металлической ре­шеткой балкона между ними. В правом от лоджии выступе устроен вход с желез­ным козырьком на ажурных консолях, видимо, относящимся к 1-й трети 19 в.

Помещения нижнего этажа сводча­тые, с различными по форме сомкнуты­ми сводами и распалубками над проема­ми. В трех из них: северном вестибюле с лестницей на второй этаж, средней ком­нате восточного крыла и самом обшир­ном, квадратном помещении в юго-за­падном ризалите - своды опираются на квадратный столб в центре. Парадные помещения второго этажа, расположен­ные вдоль главного и южного фасадов. связаны друг с другом анфиладно. Вы­деляются размерами три зала: два в се­веро-восточной части дома и один в за­падной. Третий этаж составляют низкие и небольшие жилые комнаты.

Прежнее внутреннее убранство со­хранялось до недавнего времени в неко­торых помещениях парадного этажа, где имелись лепные классицистические кар­низы, паркетные полы и кафельные пе­чи. Особенно великолепной была нахо­дившаяся в северо-восточном зале боль­шая угловая печь со сложными формами в духе рококо. Ее поверхность членилась раскрепованными карнизами на три яру­са с нишей в средней части, завершенной полукруглым фронтоном и украшенной по сторонам волютами. Печь была обли­цована изразцами с сюжетной росписью в коричнево-фиолетовой гамме, изобра­жавшей отдельные галантные сцены с фигурами кавалеров и дам, заключен­ные в пышные рамки из гирлянд. В на­стоящее время печь практически полно­стью разрушена.

Падин. 1969. с. 45-48: Памятники... 1970. с. 144-145.