СтраницаГубонин

ПЕТР ГУБОНИН -  БРЯНСКИЙ КРАЙ.

«…А ныне, милость божия!

Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка -
Жую - не нажуюсь».

Н. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо?"

Герб Губониных

Знаменитый российский строитель железных дорог, предприниматель и благотворитель Пётр Ионович Губонин прошёл необычный жизненный путь от крепостного до одного из самых успешных российских промышленников второй половины XIX столетия. Он родился в 1825 году в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии в семьелсрепостных крестьян помещика Д.Г. Бибикова. Дед Губонина был умелым каменщиком, можно предположить, что освоил он это ремесло при возведении храма Святого Духа в селе Шкинь, на строительстве которого в конце XVIII века трудились мужики со всей округи «во славу Божью». Поразительное сходство храма с величественным Троицким собором Александро-Невской лавры неизменно поражало всех, кто его видел. Вид неординарной церкви, словно перенесенной в неведомую Шкинь с петербургского проспекта, не мог не отразиться на формировании духовных и жизненных приоритетов юного Петра Губонина. Интерес к ремеслу камнетеса и камнереза повлиял на его решение получить разрешение помещика и в возрасте 17 лет уйти в Москву для работы по найму у своего родственника Яковлева. Мастер, видя смекалку и усердие юноши, сделал его своим приказчиком. В 1848 году Петр получил в наследство от Яковлева инструменты и несколько подрядов на выполнение    каменных    работ. Добросовестно  справляясь  с заказами,   он   сумел   собрать деньги для своего выкупа и в 1858 году получил от помещика вольную.


ОБЩЕСТВЕННАЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.И. ГУБОНИНА

Во второй половине XIX столетия в российском обществе имя Губонина неизменно упоминалось в связи с его активной общественной деятельностью и многими благотворительными акциями как в Москве так и в других городах России. Он был гласным московской городской Думы, присяжным поверенный Московского коммерческого суда, выборным от купеческого общества, казначеем и почетным членом Совета 1-го Арбатского отделения Дамского Попечительства о бедных в Москве, членом и жертвователем Благотворительного общества попечения о раненых и больных воинах, почетным членом Санкт-Петербургского Совета детских Приютов и Покровской общины сестер милосердия, членом Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге. Одним из первых его благотворительных дел стало основание в 1860 году Детского приюта Петра Губонина в Петербурге, на содержание которого он ежегодно вносил 4 тыс. рублей. В 1868 году передал 25 тыс. руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества. Для Петра Ионовича было характерно сочувствие и гуманное отношение к нуждающимся. Он часто соглашался быть крестным отцом детей небогатых людей по-христиански осознавая, что должен в первую очередь позаботиться об их образовании, а крестницам обеспечить приданое.

Преображенская церковь в Бежиие

Вначале село, где жили строители завода, называлось Губонино, затем с 1889 года стало именоваты Бежица. Скупив земли между реками Болва и Ветьи у разорившегося помещика Астахова, Губонин основе распилочный шпальный завод. В марте 1867 года утвердили положения  Комитета о концесси на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу,  в течение трех месяцев создат общество по строительству дороги от Орла до Витебск; главным подрядчиком которой стал Губонин и его колпаньоны из Министерства путей сообщения: инженер генерал-майор  А.Б.Казаков  и  инженер-подполковни: Т.Л. Садовский. За год дорога была построена и принес ла подрядчикам 19 млн. руб. прибыли. Губонин вместе с инженером В.Ф. Голубевым решили построить на месте распилочного шпального завода рельсопрокатный и получили в 1873 году Высочайшее разрешение на учреждение Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Идея строительства принадлежала Голубеву, с которым Губонин познакомился во время строительства Орловско-Витебской железной дороги. Инженер убеждал Губонина довольно долго, но основным аргументом стала насущная необходимость строительства такого предприятия, так как рельсы в стране изготовляли лишь заводы Демидова и Мальцова. В ожидании царского указа Губонин вовлек в дело князя В.Н. Тенишева, который непосредственно руководил строительством завода.
Место для завода было выбрано очень удачно: рядом сосновый лес, торфяные болота, реки Десна и Болва. На строительство потянулись крестьяне Орловской, Смоленской, Калужской, Могилевской и Минской губерний, так что недостатка в рабочей силе не было. Первым был построен двухэтажный корпус с машинным и модельным отделениями, а также чугунолитейные и механические мастерские. В 1876 году правление Общества получило правительственный заказ на изготовление 1.800.000 пудов стальных рельсов. Брянский завод выплавлял третью часть стали, производимой в России. Орловско-Витебская, Грязе-Царицынская, Курско-Харьковская и Орловско-Грязевская железные дороги оснащались исключительно рельсами Брянского завода. Капитал Брянского общества, определенный уставом в 600 тыс. руб., через пять лет вырос втрое. Кроме рельсов заводом были изготовлены конструкции 336-метрового моста через Днепр, 1590-метрового моста через Аму-Дарью, балки для Киевского вокзала в Москве и Варшавского в Санкт-Петербурге.
Не забывали основатели завода и о социльной сфере. Одновременно с домами для администрации и служащих начали строиться дома барачного типа для рабочих. Первыми общетвенными учреждениями в центре села Губонино стали больница на 50 коек и начальное училице, в котором обучалось вначале 130, а затем 375 человек. В 1878 году при училище были открыты вечерние курсы, которые посещали мастеровые и их дети. В 1883 году построили Преображенную церковь, которой в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас. С 1889-го село стало называться Бежицей, от слова «прибежище», так как в эти места бежали люди от голода в соседних землях. Численность населения в это время доходила до 12 тысяч человек.

Московский купец Петр Ионович Губонин, узнав о работах англичан, приехал в Брянск и купил лес и земли, расположенные на трассе проектируемой дороги.
В 1865 году вблизи реки Болва посреди сплошного хвойного леса, на пути прокладки новой линии железной дороги, заработал распиловочный шпальный завод купца Губонина и посёлок при нём, состоявший из одного производственного здания, конторы и нескольких землянок, в которых ютились нанятые из окрестных сёл крестьяне. Поначалу сельцо называлось «Губонино», но потом (примерно с 1889 г.), навсегда закрепилось за ним название «Бежица», что, возможно, означало «прибежище». В те годы, после земельной реформы, много крестьян разорялось и бежало в город; люди были счастливы тем, что, как писал поэт Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
« А ныне милость божия!
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую – не нажуюсь»…
 

Брянский вестник 1894 год

Губонин Павел Ионович. Выдающийся российский промышленник, основатель брянского завода. Экспозиция Брянского областного музея.

Губонин Петр Ионович (1825-1894), предприниматель, общественный деятель. Родился в д. Борисово Коломенского у. Московской губ. Из крепостных крестьян-старообрядцев помещика Д.Г. Бибикова, почетный гражданин (1868), дворянин (1872), действительный статский советник (1875), тайный советник (1885). Землевладелец (ок. 36 тыс. дес. в разных губерниях Европейской России). Унаследовал от отца две каменоломни: в с. Лыткарино Бронницкого у. и с. Котельники Московского у. Московской губ. Разбогател на подрядных работах, в т.ч. на строительстве Московско-Брестского шоссе (1848). В 1858 получил от помещика вольную, записался в Москве в купцы 3-й гильдии. Один из активных учредителей акционерных железнодорожных обществ в к. 1860-х — 1-й пол. 1870-х. Начал в 1864 с подряда на постройку каменных мостов на казенной Московско-Курской железной дороге, в 1866 вместе с инженером Т.Л. Садовским и генерал-майором А.Б. Казаковым получил подряд от Орловского земства на строительство Орловско-Витебской железной дороги (завершена в 1868). При его участии на условиях концессии построены Грязе-Царицынская (1871), Лозово-Севастопольская (1875), Уральская горнозаводская (Пермь — Екатеринбург, 1878) и др. железные дороги. Губонин входил в число директоров правлений ряда железнодорожных обществ, в т.ч. обществ Оренбургской, Уральской и Фастовской железной дороги. Был учредителем и строителем Петербургской (совместно с С.Д. Башмаковым) и Московской конно-железных дорог. Совместно с В.А. Кокоревым учредил Волжско-Камский банк (1870), «Северное общество страхования и склада товаров с выдачей варрантов» (1872), Бакинское нефтяное общество (1873), Пермское товарищество по торговле солью (1873). Участвовал в учреждении Русского общества механических и горных заводов (владело Невским судостроительным и механическим заводом в Петербурге), Коломенского машиностроительного завода акционерного общества, Брянского завода акционерного общества (совместно с В.Ф. Голубевым и В.Н. Тенишевым), товарищества «Нефть». В результате активной предпринимательской деятельности нажил многомиллионное состояние. В к. 1870-х стал терпеть убытки, в т.ч. по строительству Уральской железной дороги (св. 5 млн руб.). Пользовался значительной государственной поддержкой. Владел лесопильными заводами в Орловской и Смоленской губ., солеваренным и солемольным производством в Царицыне, угольными копями на Юге России. Приобрел имение Гурзуф в Крыму, превратив его в курорт и центр местного виноделия.

Состоял присяжным попечителем Московского коммерческого суда, казначеем 1-го арбатского отделения Попечительства о бедных в Москве и почетным членом его совета, выборным от Московского купеческого общества, гласным Московской городской думы, членом и жертвователем Общества попечения о раненых и больных воинах. В 1869 передал 25 тыс. руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества. Совместно с Х.Х. Мейном основал Комиссаровское техническое училище в Москве, являлся его пожизненным почетным попечителем. Был в числе организаторов Политехнической выставки 1872 в Москве (в том же году получил дворянство за пожертвования и устройство выставки и участие в организации ее железнодорожного отдела), а также Всероссийской художественной промышленной выставки 1882 в Москве, участвовал в финансировании строительства здания Политехнического музея в Москве. Принимал участие в строительстве Херсонского храма близ Севастополя и Храма Христа Спасителя в Москве, реконструкции Петропавловского собора в Петербурге. На свои средства построил и реконструировал церковь Параскевы Пятницы, а также церкви при Комиссаровском училище и Успения Богородицы в Гурзуфе. В 1876 два сына Губонина (Сергей и Николай Петровичи) возведены в дворянство. В 1878 Губонины получили дворянский герб с девизом «Не себе, а Родине». По воспоминаниям С.Ю. Витте, Губонин представлял собой «русского простого мужика с большим здравым смыслом».

 

Знаменитый российский строитель железных дорог, промышленник и благотворитель Пётр Ионович Губонин (1825-1894) был выходцем из крепостных крестьян. С детства, проявив недюжинные таланты в организации строительного производства, он прошёл блистательный путь от крепостного до одного из самых успешных российских промышленников второй половины XIX века. Созданные им железные дороги и заводы и в наше время успешно работают на благо России и стран ближнего зарубежья. Даже краткий рассказ о свершениях П.И.Губонина занял бы очень много места. Но существенная часть его деятельности нередко выпадает из поля зрения пишущих о нём. Это его неустанные труды на благо русской православной церкви. За свою долгую жизнь он сам построил немало церквей, а количество храмов и соборов в строительстве, ремонте и реконструкции которых он участвовал, не поддаётся учёту. Везде, где Губонин строил железные дороги, заводы, шахты, он строил и храмы Божьи. Об этой стороне деятельности Петра Ионовича и хотелось бы кратко рассказать читателям

 

Одним из первых известных деяний во славу Божию стало участие Петра Ионовича в завершении строительства Исаакиевского (во имя Исаакия Долматского) собора в Санкт-Петербурге, который был освящён в 1858 году. Молодой промышленник поставил гранит для облицовки цоколя. В этот год он выкупился из крепостной зависимости у помещика Бибикова, записался в третью гильдию московского купечества и получил первое широкое признание общественности.

 

 

 

Значительную часть своих доходов Пётр Ионович и его сыновья тратили на помощь сирым, больным, обездоленным, увечным. Строили школы, училища, музеи. Устраивали промышленные выставки, заботились о развитии науки и культуры. Так, в немалой степени на деньги Губонина была построена первая очередь Политехнического музея. Губонин с сыновьями оказывали большую помощь великому драматургу А.Н.Островскому в его попытках создать в Москве общедоступный русский драматический театр. Но особой заботой всё-таки были церкви.

 

Многим и многим храмам России помогал Пётр Ионович. Поэтому не случайно, что панихиды в память о нём служили во многих церквах и соборах. Как это было, например, в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря. Сей величественный храм был освящён незадолго до кончины Петра Ионовича. А сам Губонин заложил первый камень в основание 77-метрового собора. Конечно, одним камешком не обошлось.

Одним из множества славных дел Губонина было создание в 1870-х годах на голом месте Брянского машиностроительного завода. Одно из крупнейших в России предприятий выпускало рельсы, паровозы, вагоны, сборные элеваторы и прочую продукцию из металла. Даже броню для броненосца «Князь Потёмкин Таврический». Завод был построен на месте заболоченного леса. Вначале сельцо, где жили строители завода, называлось Губонино, затем стало именоваться Бежица, в советское время называлось Орджоникидзеград. Сейчас это крупнейший район Брянска — Бежицкий, который в этом году будет отмечать своё 140-летие. На территории завода кроме цехов и других необходимых заведений было и много чего другого. Например: больница из пяти павильонов на 75 кроватей с аптекой и амбулаторией, мужская школа на 400 человек, женская на 170 человек, церковно-приходская на 125 человек, ремесленное училище на 100 человек, два парка, пруд, птицеферма, народная столовая на 500 человек, заводской продовольственный магазин с паровой мельницей и бойней, детский сад на 60 детей. Когда двух школ не стало хватать, открыли третью, платную, для детей более зажиточных работников завода. Годовая стоимость обучения составляла 6 рублей с ученика. Были и 300 усадеб с огородами, коровниками, ледниками. Служащих завода с чадами и домочадцами было около 15 тысяч. Конечно, в социальную сферу немало сил вкладывала Мария Клавдиевна Тенишева, супруга совладельца завода князя В.Н.Тенишева. Но вряд ли её труды шли вразрез с политикой Губонина. Когда же читаешь, что эксплуатация рабочих на Брянском машиностроительном заводе Губонина бала самой бессовестной, то трудно понять, почему страну сотрясали революции. Ведь на других заводах, надо понимать, было ещё лучше. Какое современное предприятие может сейчас похвастать такой «социалкой»? Были на территории завода и две церкви вместимостью на 4000 человек. Вероятно для одной из них, церкви Преображения Господня, в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас.

 

Немало средств тратил Губонин и на развитие образования, от начального до высшего. Им созданы технические училища в Москве, Коломне, Борисоглебске. Построено здание духовной семинарии в Твери. Несть числа стипендий, учреждённых Петром Ионовичем. Особыми заботами он окружал Императорское московское техническое училище. Училищем оно только называлось, а было одним из крупнейших ВУЗов страны, известное затем как МВТУ им. Баумана. Губонин был Почётным членом Совета училища, много помогал материально, особенно в устройстве институтской церкви Марии Магдалины, пострадавшей при пожаре. Не только сейчас, но и в советское время, в училище с почтением относились к памяти великого благотворителя.

ПЕТР ГУБОНИН меценат Брянщина

Петра Ионовича Губонина называли китом российского предпринимательства, железнодорожным и нефтяным королем России. Часть жизни Петра Губонина, крепостного крестьянина, купца, миллионера и промышленника, связана с Брянском. Один из его проектов — Брянский машиностроительный завод — пережил века и до сих пор занимает ведущее место в российской промышленной индустрии.

Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод появился «из тьмы лесов, из топи блат» благодаря прозорливости и деловой хватке Губонина. Инженерами у него работали князь Тенишев, барон Штейнгель. Завод выпускал конструкции для мостов, огнеупорный кирпич, баржи и пароходы, броневые листы для кораблей. Качество было столь высоко, что предприятию было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб. В 1878 году Губонины получили дворянский герб с девизом «Не себе, а Родине».

Книги в PDF  по данной теме:

П. И. ГУБОНИН И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА XIX СТОЛЕТИЯ - Сергей Дмитриевич Мингереш

«Петр Губонин - промышленник и предприниматель»

 

Фильмы и видео, как дополнение к содержанию главы сайта

Пётр Губонин. Меценаты земли брянской.