Страницаграфика

ГРАФИКА БРЯНСКИЙ КРАЙ

В. Сидоров. Овстуг зимой, 1980 г. Офорт

Самым доступным и популярным видом изобразительного искусства является графика. Каждый из нас сталкивается с этим видом с раннего детства, используя карандаш и бумагу. Обыкновенный рисунок — это и есть графика искусство, основанное на сочетании белого и чёрного, где белым является бумага, а чёрным карандаш, уголь или другой материал. Но графика включает в себя не только рисунок. С произведениями графики мы постоянно соприкасаемся в жизни. Гравюра, плакат, книжная иллюстрация, карикатура в газете, упаковки различных товаров, этикетки, афиши кино и театра, дорожные знаки, марки,открытки, календари — всё это многообразие форм и видов относится к графике.

Е. Антонов. Воспоминание о Карелии. Забытая лодка, 2006 год. Картон, угольный карандаш.

В средние века, рисунок уже лежит в основе книжной миниатюры. В эпоху Возрождения и Нового времени очень важным становится рисунок с натуры. Именно в это вре­мя происдит становление рисунка как особой сферы художестшественного творчества.

А. Ивахненко. Портрет художника, 2005 г. Бумага, пастель.

В средние века и эпоху Возрождения художники для выполнения рисунка часто пользовались пером и тушью.

Основное отличие между гравюрой (печат­ной графикой) и рисунком заключается в том,что гравёр не рисует прямо на бумаге, а наносит изображение сначала на какую-либо твердую поверхность а потом уже с неё переносит изображение на бумагу.

Дипломная работа В. Коваленко, студента БГУ им.  И.Г. Петровского — иллюстрация к повести А.К. Толстого "Князь Серебряный", выполненная в технике ксилографии, 2009 г.

Основное отличие между гравюрой (печат­ной графикой) и рисунком заключается в том, что гравёр не рисует прямо на бумаге, а наносит изображение сначала на какую-либо твердую по­верхность, а потом уже с неё переносит изобра­жение на бумагу. По-французски gravure (гравёр) означает «вырезать». То есть художники-гравёры вырезают определенный рисунок на доске. При­чём под доской понимается не только дерево, но и другие материалы, по которым можно резать. Впоследствии с этой доски можно сделать опреде­ленное количество оттисков (эстампов). Когда не было фотоаппаратов, гравюры служили средством репродуцирования живописных произведений.

По материалу печатной доски (дерево, металл, камень, линолеум и т.д.) и способам её разработки различают три основных вида печатной графики.

При помощи вырезания или выдалбливания с поверхности доски удаляются все места, ко­торые на бумаге должны быть белыми, на доске образуется выпуклый рельеф, соответствующий рисунку, который и будет отпечатан при помощи специального станка. На доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. На от­тиске-гравюре (или эстампе) чёрными будут те места, которые не тронул резец художника. Они и есть сам рисунок. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.

К выпуклой гравюре относятся гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (лино­гравюра).

А. Зуенко. Иллюстрация к повести А. Пушкина "Капитанская дочь" 1978 г. Линогравюра

Рисунок как одна из форм графики занимает особое положение в мире изобразительного ис­кусства, так как рисунок — это основа любого изображения: графического, живописного, скуль­птурного, декоративного. Рисунок служит для достижения многих целей художника: записи на­блюдений, впечатлений, мыслей, фантазий.

 В. Хроменков. Сосна, 1969 г. Бумага, тушь, стальное перо

Как правило, графическое изображение выпол­няется на листе бумаги (когда ещё не была изо­бретена бумага, в древнейшие времена основой для рисунка служила деревянная дощечка вели­чиной с ладонь), и художнику порой достаточно очень простых средств — карандаша или ручки, чтобы выполнить графический рисунок. Язык графики и главные его выразительные средства — это линия, штрих, контур, пятно, тон и т. д. (см, словарик). Добиться выразительного ри­сунка можно даже при использовании только чёрного цвета. Ведь белый лист бумаги также активно участвует в создании общего впечат­ления от графического произведения. Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого.

В средние века и эпоху Возрождения художни­ки для выполнения рисунка часто пользовались пером и тушью.

Кроме того, к графическим материалам, кото­рыми может выполняться оригинальная графика, относятся уголь, сангина, сепия, соус.

Однако не исключено и применение в графике цвета. Границы между графикой и живописью очень подвижны. Например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении — линия или пятно, каково их назначение.

М. Бенцель. Из серии «Пейзажи Брянска». Улица Фокина, 1967-1970 гг. Линогравюра

Само слово графика произошло от греческо­го слова grapho — пишу, рисую, черчу. Это вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости.

История графики как самостоятельной области изобразительного искусства начинается с эпохи Возрождения, когда живопись окончательно от­делилась от архитектуры и завершился процесс разделения живописи и рисунка.

М. Бенцель. Выставочный зал в доме творчества «Челюскинская», 1967-1970 гг. Линогравюра

К углублённой гравюре относятся виды грави­рования на металле — резцовая гравюра, офорт.

Резцовая гравюра получается путём обработ­ки металлической доски специальным резцом — штихелем. Доска во время работы лежит на специальной подушке, которую можно поворачи­вать. Самые ранние образцы резцовой гравюры относятся к XV веку. Один из первых известных мастеров резцовой гравюры — Мартин Шонга-уэр. Расцвет резцовой гравюры относится к XVI веку и связан с именем А. Дюрера. В России в этой технике работали Е. Чемесов, Н. Уткин, Ф. Толстой.

Е. Клюева. Прогулка, 2003 г. Офорт

Офорт — это основной вид гравюры на ме­талле с химической обработкой доски. Широкое распространение получил в XVII-XVIII вв. для репродуцирования живописных и скульптурных портретов. Предварительно доску полируют, на­гревают и покрывают специальным лаком, не вос­приимчивым к кислоте. Затем художник рисует острой стальной иглой. На иглу не надо нажимать с силой, как в резцовой гравюре или как при ра­боте с деревом. Когда процарапанный рисунок на фоне готов, его заполняют краской и травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в

Одними из первых в печатной графике в нашем  городе стали работать Евгений Антонов (офорт),  Валентин Сидоров (офорт), Михаил Бенцель (лино- гравюра), Евгений Кожевников (литография), Людмила Левицкая (литография), Анатолий Недоступенко (литография), Николай Надеин (офорт), | Юрий Комаров (офорт, гравюра на картоне). Сегодня гравюра наиболее ярко выражена в творчестве  Татьяны Папсуевой (литография), Елены Клюевой  (офорт).

Ю. Комаров. Вечер, 1995 г. Гравюра на картоне

Гравюра на картоне — особая графическая техника. По способу печати её относят к выпуклой гравюре. Изобрел гравюру на картоне в 1924 году русский художник К.В. Кузнецов. Это сравни­тельно дешёвый материал, что способствовало распространению этой графической техники. В качестве материала для печатной формы исполь­зуется картон различной плотности, лучше всего пользоваться твёрдым, с гладкой поверхностью, например оргалитом. Гравируют на картоне но­жом или офортной иглой.

Т. Папсуева. Чаепитие. Из серии «Шутки», 2000 г. Цв. литография

Рисунок и фон в этом виде гравюры оказыва­ются на одном уровне. Поверхность камня обра­батывается химическим составом, затем сверху наносится рисунок жирной краской. При накате воспринимаются только места, которые передают изображение (рисунок), а на остальную поверх­ность краска не ложится, оставляя фон бумаги нетронутым.

К плоской гравюре относится гравюра на камне (литография). Кроме камня используют в пло­ской печати алюминиевые дощечки (альграфия).

Гравюра на камне (от греческого «литое» — камень) называется литографией. Перед работой особый известковый камень шлифу­ют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатывается специальными соста­вами, и рисунок на камне как бы закрепляется.

Е. Антонов. На марше, 1964 г. Линогравюра

Е. Кожевников. Кирилло-Белозерский монастыоь, 1966 г. Литография