Горохов Михаил Федорович Герой Социалистического труда. Брянск.
Михаил Федорович Горохов уже не сидит за штурвалом тепловоза, не
позволяет состояние здоровья. Но совсем расстать-
ся с машиной он не смог. Предложили быть проводни-
ком машиниста на обкатке рефрижераторных вагонов
БМЗ, и не отказался, а обрадовался этому предложению.
— Значит, я снова буду в своей стихии, — думал
он, — и, как прежде, смогу войти в кабину, смогу по-
прежнему быть в постоянном движении.
Быть в постоянном движении... Это чувство с годами
приобрело главное значение в жизни Михаила Федоро-
вича. С ним связано все, весь его трудовой путь. Сейчас
ему 54, а 36 лет из них — на колесах. Пришел на желез-
ную дорогу, окончив школу ФЗО, стал слесарем. Поло-
женную работу в мастерских выполнял как следует, но
тянуло к паровозу. И в свободное от работы время он
мог подолгу стоять у дороги и смотреть вслед уходящим
поездам, или помогать то одному, то другому машини-
сту начищать до блеска корпус паровоза.
— Буду, во что бы то ни стало буду и я машини-
стом, — твердо решил он тогда, но не враз осмелился
высказать свою мечту дома и на работе. А когда выска-
зал, поддержали его и послали на курсы помощника ма-
шиниста. Через несколько месяцев он уже был у завет-
ной цели, но наездить километры, чтобы стать машини-
стом, до армии не успел. Скорость-то паровоза в среднем
достигала 40 километров в час. И оборачиваемость
была не та, что теперь. В месяц машинист делал по 10—
12 рейсов, или всего лишь 2 тысячи километров. Уже, бу-
дучи в армии, окончил полковую школу и стал машини-
стом в эксплуатационном полку. А в годы Великой Оте-
чественной войны водил поезда с военными грузами, был
машинистом-инструктором и дежурным по депо. Медали
«За победу над Германией в Великой Отечественной
войне 1941 —1945 гг.» и «За победу над Японией»
отмечают его заслуги перед Родиной.
На его глазах и при его активном участии шло восста-
новление и техническое совершенствование железнодо-
рожного транспорта в послевоенные годы. С привычным
ему трудолюбием он весь уходит в работу, много думает
над тем, как увеличить грузоподъемность паровоза и в
то же время сократить расход горючего, продлить сроки
межремонтного пробега. По его примеру многие машини-
сты вели тогда ежедневный учет расхода и экономии
горючего и смазочных, учились водить тяжеловесные
поезда. В числе первых М. Ф. Горохову вручили знак
«Отличный паровозник» и медаль «За трудовое отличие».
II как одного из лучших машинистов коммунисты обла-
стной партийной организации избрали делегатом XXII
съезда партии.
До сих пор в депо помнят его сверстники и рассказы-
вают тем, кто помоложе, как Михаил Федорович провел
состав из Комаричей до Брянска в полторы сотни ваго-
нов с грузом в 5250 тонн, в два раза превышающем нор-
му. И сделал это на паровозе, бригада которого счита-
лась самой отстающей. Эта поездка как бы утвердила
высокую оценку его заслуг, достойных звания Героя Со-
циалистического Труда и ордена Ленина.
Звание многому обязывало. Казалось, что по-преж-
нему уже работать нельзя. Михаил Федорович настой-
чиво учит членов новой локомотивной бригады, в кото-
рую перешел, поддержав почин Гагановой, работать
упорно, водить тяжеловесные поезда, экономить топливо
учится сам, изучая опыт работы передовых машини-
стов страны, уже переведенных на тепловозы.
Трудно было расставаться с паровозами, но и отста-
вать в жизни непривычно. И Михаил Федорович едет на
курсы переподготовки, а затем снова пять лет на рель-
сах, уже за штурвалом тепловоза. В соревновании за
успешное выполнение производственных заданий по пе-
ревозкам грузов он, как прежде, в числе первых. Его ус-
пехи отмечаются присвоением званий Почетного желез-
нодорожника и Отличника социалистического соревнова-
ния железнодорожного транспорта.
И пусть сейчас его заботы несколько отличны от тех,
прежних, но нормы ответственности не стали ниже. Те-
перь Михаил Федорович строго следит за выполнением
приказа о безопасности движения поездов. И работа эта
не так уж спокойная. Телефонный звонок с предприя-
тия может раздаться в любой час дня и ночи, и Михаил
Федорвич, как в прежние времена, одев спецовку, спе-
шит на выполнение задания. И хоть нет у него в руках
обычного для машиниста молоточка, чтобы проверить го-
товность тепловоза к поездке, он слышит стук сердца
машины, чутьем угадывая неполадки, и как старший го-
тов всегда помочь устранить их. Более 800 вагонов про-
шли испытания при его участии.