СтраницаГОЛУБЕЯ

ГОЛУБЕЯ село

Воинские захоронения - Брянская обл., Дубровский р-н, Рековичский с/с, д. Рековичи и с. Голубея - Николай Леонидович Новоселов

Село Голубея 

Дубровский район, село Голубея, церковь Троицы, 1844 год постройки.

ГОЛУБЕЯ (устар. Голубей, Голубок, Голобья и др.), е., Дубр. р-на, Рековичского с.п., в 13 км к Ю.-В. от Дубровки, в 2 км к С.-З. от ж/д ст. Ол- суфьево, на правом берегу Десны (53°37' с.ш., 33°39' в д.). 0,05 т.ж.; макс. 0,4 т.ж. (1926). В XVII в. - крупнейший нас. пункт Подывотского стана Брян. уезда. Приход села изв. с 1570-х гг.; церк. Введения и Афанасия и Кирилла возводились в 1707-1718 и 1780-1785 (деревянные, не сохр.). Есть предположение, что в XVII в. селом владел К.П. Нарышкин, дед будущего императора Петра I; по более достоверной версии, в XVII в. село было поместьем Толочановых, в нач. XVIII в. перешло к кн. Голицыным, а в 1 пол. XIX в. - к графам Олсуфьевым, при которых здесь была построена каменная Троицкая церк. (1844-1854, сохр. до наст. вр.). С 1897 работала церк.-прих. школа. С 1861 по 1924 в Салынской вол. Брянсхого (с 1921 - Бежицкого) у.; позднее в Дубров­ской вол., Дубр. р-не (с 1929), В сер. XX в. - кол­хоз им. Чкалова, позднее отд. совхоза им. 1-го Мая, «Коммунар»; действовала метеостанция. С 1920-х гг. по 1954 в Берестокском с/с, в 1954- 1966 в Салынском. Инд. 242755.

► ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОЛУБЕЕ

с. Голубея, Дубровский район

Дубровский район, село Голубея, церковь Троицы

В селе Голубея вблизи Храма Святой Троицы освящён источник. 

Село с поэтическим названием Голубея найдёшь не на каждой
карте. Затерялось оно на просторах нашей Брянщины, и текут над
ним годы и столетия, словно неспешные воды Десны, на высоком берегу
которой стоит оно. А между тем в его судьбе и истории, словно в капле
воды, отразилась судьба и история всей России. Стала Голубея колы-
белью для многих интересных и выдающихся людей, верой и правдой
служивших Отечеству. Воин и пахарь, строитель и учитель, лётчик
и учёный – все они твои дети, Голубея. Знала ты и счастливые дни, и
годы лихолетья, видела оккупантов и угнетателей всех мастей, но всег-
да расправляла плечи и возрождалась к новой жизни.
Время уносит в небытие бывшее с нами и нашими предками,
все события жизни – большие и малые. Еще вчера это казалось важ-
ным, вызывало эмоции, переживания, а сегодня попросту исчезло, рас-
творилось в буднях. Но людям свойственно возвращаться к прошлому,
черпать в нем жизненные силы, искать ответы на вопросы дня сегод-
няшнего.
Главной духовной опорой для любого россиянина, христианина
всегда была его Родина. Березовая белоствольная роща возле села, по-
саженная твоим дедом или прадедом, песчаный деснянский плёс, где
ты загорал и купался, поля и опушки, где собирал грибы, землянику и
березовый сок. И память о предках – в выцветших фотографиях, жел-
товатых вырезках из старой «районки», вещах и символах, им принад-
лежащих. В бабушкиных песнях, которые пелись по праздникам или ве-
черами, когда женщины собирались в самой большой избе на посиделки
и до ночи светились её окна. В потрескивании дров и волшебном запахе
печеной картошки. Таких знаков времени, таких воспоминаний «родом
из детства» – множество, но у всех у них одна природа, один источник:
родная земля.
Потому нам так дороги и тропинка та, и лесок, и избушка, что
наше оно, кожей впитанное, родное. Не предать, не забыть… Вот фо-
тография старого деревенского дома, где ты родился – его уже, может,
и нет на свете.
 
 
День прошёл – опять заголубело:
Вёдро, вёдро – солнышко в ведре.
И в лучах деревня Голубея
С белою церквушкой на горе.
Рощицы, поля да перелески
И Десна, и птицы в лозняке –
Всё в каком-то светозарном блеске,
С дымкой синеватой вдалеке.
Поглядишь – как сказочное диво,
На холме – заманчивая Русь…
До чего же, братцы, тут красиво!
Передать то чудо не берусь.
 
Голубея (устаревшее Голубеи, Голубок, Голобья и другие) - село Дубровского района, Рековичского сельского поселения, в 13 км к юго-востоку от Дубровки, в 2 км к северо-западу от железнодорожной станции Олсуфьево, на правом берегу Десны. В XVII веке - крупнейший населенный пункт Подывотского стана Брянского уезда. Приход села известен с 1570-х годов; церковь Введения и Афанасия и Кирилла возводились в 1707-1718 и 1780-1785 (деревянные, не сохранились). Есть предположение, что в XVII веке селом владел К.П. Нарышкин, дед будущего императора Петра I; по более достоверной версии, в XVII веке село было поместьем Толочановых, в начале XVIII века перешло к князьям Голицыным, а в первой половине XIX века – к графам Олсуфьевым, при которых здесь была построена каменная Троицкая церковь (1844-1854, сохранилась до настоящего времени). С 1897 работала церковно-приходская школа. С 1861 по 1924 в Салынской волости Брянского (с 1921 - Бежицкого) уезда; позднее в Дубровской волости, Дубровском районе (с 1929). В середине ХХ века - колхоз имени Чкалова, позднее отделение совхоза имени 1-го Мая, "Коммунар"; действовала метеостанция. С 1920-х годов по 1954 в Берестокском сельсовете, в 1954-1966 в Салынском сельсовете. Максимальное число жителей 400 человек (1926).
 
В один из солнечных летних дней с писателем Тарасом Степанчуком как-то

пришлось побывать в селе Голубея. Он собирал дополнительно материал для

документальной повести «Чаша слез материнских». И здесь на память невольно

пришли строки знаменитого русского художника Николая Константиновича

Рериха: «Если хотите увидеть место самое древнее, ищите самое красивое — умели

древние люди выбирать прекрасные места».

Место, где раскинулось село, было прекрасным, и имя села красивое.

— Откуда такое поэтическое имя? — поинтересовался я у старожилов.

— Посмотрите, какая кругом голубизна. Небо голубое. Десна — голубая, даль —

голубая. Село стоит на высоком берегу реки и как бы парит в поднебесье. Вот

отсюда и пошла Голубея, — пояснили мне.

С.И.Ожегов в Словаре русского языка дает пояснение слова «голубой» —

с окраской небесного, светло-синего цвета. У В . Д а л я : светло-синий, лазаревый,

ярко-небесного цвета, а также «голубить холсты» — красить ткани в синюю,

кутовую краску. Голуб, голубка — птица.

Имя села в документах встречалось еще и как Голубок. Слова «голубок»,

«голубочек», «голубки» — растения водосбор, орлики, звонки, колокольцы, павли-

ыеочки. Может, и отсюда родилось название места, потом поселения. В ХУП веке

Чногда писалось имя села и как Голубье. Голубы.

Решили зайти в церковь. Она была закрыта. Разыскали сторожиху, благо она

проживала рядом.

На памятной доске в церкви прочел: «В память Строителя Храма сего графа

Василия Дмитриевича Олсуфьева, родившегося в Москве 21 июля 1796 г. Скончавшегося

в Риме 11 февраля 1858 г., погребенного в Московско-Даниловском

монастыре.

В вотчинном его селе Голубеях лета 1884 в благополучное царствование

императора Николая 1, благословения преосвещения Евлагия, епископа Орловского

и Севского создан сей святой храм усердия графа гоф-маршала Василия

Дмитриевича Олсуфьева».

Голубея — родовое имение графов.
ГОЛУБЕЯ, ВЯЗОВСК - эти два небольших соседних селения, расположенные на реке Десне,
относятся к числу старинных. В ХVII и Голубея была единственным селом в Подывотском стане
Брянского уезда (территория стана занимала значительную часть современного Нубровского
района и северо-восток Клетнянского района). Церковь в селе, судя по древнейшему синодику
Свенского монастыря, где упомянут священник Борис села Голубей», существовала еще в 1570-е
годы.
В документах ХУП в. иногда встречаются другие названия села (Голобье, Голуба), а также
деревни Вязовск (Вязовец, Вязовка), но « концу века устанавливаются современные названия.
В 1708 г., когда возникла угроза вторжения шведской армии Карла ХП в глубь России, вдоль
Десны от с. Голубея почти до северной границы cовременного Рогнединского района велись
активные оборонные работы: устраивались укрепления, засеки, завалы, копались рвы и т.д. В
сентябре-октябре здесь работало более тысячи человек, в основном крестьян из брянского уезда.
Есть сведения об активной классовой борьбе местных крестьян против крепостнического
произвола. Так, в 1784 г. в Вязовске был убит приказчик местного помещика, генерала А. С.
Лопухина Андрей Акимов. Совершившие это Тарас Баранов, Ермолай Удалых, Яков Батажонкови
Семен Бараненков были после жестокого телесного наказании и клеймления направлены на
каторжные работы.
Ко времени отмены крепостного права в Вязовске насчитывалось 277 жителей, а в Голубее и
того меньше (181), хотя село было центром одного из крупнейших (12 тысяч десятин земли)
поместий, которым владела графиня М. А. Олсуфьева.
Нередко сюда приходили и крестьяне окрестных селений: в графское имение, в торговые
лавки и на периодически проходившие базары, а также прихожане церкви, новое здание которой
было построено в 1869 г. Сохранившаяся до наших дней Троицкая церковь в с. Голубея
несомненно заслуживает внимания как интересный архитектурно-ландшафный памятник.

Книги в PDF  по данной теме:

«Возвращаюсь к тебе, Голубея...» - В. Полозов, Д. Полозов