По правилам и без правил: - земельные гербы и эмблемы брянского края
Предыстория этой книжки, как мне рассказал один из авторов, краевед Дмитрий Кузнецов, такова. В годы молодые Дмитрий увлекался собирательством значков с изображениями старых гербов городов. И однажды крепко удивился, обнаружив на значках с гербом Брянска то разное количество ядер у мортиры, то голубой фон вместо красного. Как так? Ведь должен же быть какой- то порядок? Порядка не было.
Именно с целью выяснить для себя законы и порядки в брянской геральдике много лет спустя Кузнецов взялся за основательный поиск материалов. В процессе работы познакомился через Интернет с исследователем из Твери, нашим земляком, энтузиастом геральдики Александром Шпунтовым. Тот как раз выпустил брошюру по гербам и эмблемам Стародубья.
Многие гербы заново по старым описаниям реконструировал и нарисовал Александр Шпунтов, он же изготовил замечательные карты нашего края, который за много сот лет в чьем только подчинении ни побывал. Шпунтов сам и книгу сверстал. Поиски денег на издание взял на себя Кузнецов (требовалось 300 тысяч рублей на тираж в тысячу экземпляров, дороговато, но книжку надо было издать именно в цвете). Много коридоров Кузнецов оббил в бесполезных поисках, пока случайно не обрел поддержку в лице предпринимателя и краеведа Андрея Кукатова. Так и вышла эта книжка под названием «Земельные гербы и эмблемы Брянского края».
Следует ли говорить, что никакого гонорара за труды авторы не получили, только авторские экземпляры. Впрочем, деньги никогда не являются стимулом и смыслом писательской работы для настоящего краеведа (Прим.: Помпезные дорогие издания с участием власти и предисловием губернатора — не в счет). Вы спросите, а в чем тогда стимул и смысл? В моем представлении, в нормальном честолюбии и, как ни высоко звучит, в поиске истины.
Российская традиция гербов не столь давняя и ведет свою историю с государственной печати к грамоте 1497 года. На лицевой стороне той печати был изображен всадник, поражающий копьем дракона. Западная часть брянских земель долго находилась под властью Польши, и первые гербы Стародуба, Мглина, Погара имели польские корни. Считается, что старых гербов русских городов — меньше ста. В число вошли и три брянских города — Брянск («В красном поле золотая мортира с положенными по сторонам пирамидами снарядов», Севск («В синем поле, на зеленой траве золотой ржаной сноп») и Стародуб («Дуб старый, стоящий на зеленой земле, поле белое»). К концу XIX века свои гербы имели 700 российских городов. К примеру, у Трубчевска в гербе были дули (груши), у Карачева — букет распустившегося мака, у Новозыбкова — сноп конопли (важнейшего сырья для производства пеньки).
В советское время старые порядки и традиции были отринуты, и в гербах появились шестерни, трактора, дымящиеся трубы и прочие предметы торжества технического прогресса.
На рубеже веков местные власти вновь увлеклись герботворчеством. И если в одних местах (Гордеевка, Дубровка, Климово) все сделали по правилам, по закону, согласовали свои идеи со специалистами из российской геральдическои службы, а потому и гербы их получились и красивые, и правильные (Прим.: Особо хорош герб Климовского района), то другие действовали, как «глазу глянется». В Клинцах в итоге на эмблеме района теперь на синем фоне всходит зеленое солнце, в Почепе на эмблему попал местный храм, архитектурный памятник, что по правилам совершенно недопустимо. Кстати, авторы книги жестко отличают гербы (согласованные с Геральдической службой и правильно составленные) и эмблемы, которые сделаны в нарушение правил и потому не должны считаться гербами. К сожалению, к таковым приходится причислить и принятый в 1998 году герб Брянской области, личное авторство которого подтверждает тогдашний губернатор Юрий Лодкин. Но вот надо ли губернаторам самим составлять гербы — это большой вопрос.
В геральдике, надо сказать, действуют жесткие правила того, что можно, а что — нельзя. К примеру, сегодня в гербах городов и регионов недопустимо заимствование государственных символов, использование фраз, цифр, архитектурных памятников, конкретных технологических элементов новейшего времени и т.д. Так что здесь, как и везде, соблюдение правил — это первое условие для создания правильного герба. К слову, одним из самых ярких гербов мог бы стать герб Навли с изображением русалки (навы). Однако навлинцы прошли мимо такого сюжета.
Авторы книги убеждены, что многих ошибок при создании герба области (да и других гербов) можно было бы избежать, если б к делу были привлечены специалисты. В книге звучит призыв к созданию геральдической комиссии при областной власти (по такому пути пошли многие другие регионы России). Увы, пока такая структура в Брянске так и не создана.
Герб Климовского района
Проект герба Брянской области Е.А. Шинакова.
Из-за множества геральдических ошибок эксперты называют герб Брянской области эмблемой.
Юрий ВАСИЛЬЕВ