Страницагениями

Брянск. Позвольте детям быть гениями!

«Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал изобретателем или гениальным математиком, разрешите ему иногда бить тарелки, посмотреть, что находится внутри папиных часов, или разгромить старательно построенную вами башню из конструктора», — советует  детский психолог Оксана Ремез. — А чтобы ваш ребёнок вырос социально эффективным человеком, уделяйте ему побольше своего личного времени…»: -  психолог Оксана Ремез

Существует такое понятие «психологическое сопровождение» ребёнка. В идеальном случае мама не должна тянуть ребёнка за собой, не должна общаться с ним свысока. Подобно тому, как земля выталкивает растение, мудрая мама «выталкивает» в будущее своего малыша, говорит ему: «Ты выше, ты сильнее, ты умнее!» Изначальное позитивное кодирование в возрасте до 3 лет способствует формированию хорошей самооценки. Затем на базе этого в последующие два года через открытый контакт с внешним миром формируется уверенность в своих силах. Позитивное программирование — важнейшая материнская функция. Словесные формулы: «я хороший», «я самый сильный», «самый быстрый» — к трём годам должны стать святой верой ребёнка. Да и вообще за каждым новым механизмом, новым навыком ребёнок бежит к маме. И если не выработан механизм взаимодействия со взрослым, ребёнок не воспринимает старших как равных, как помощников. Отсюда постоянное чувство страха, тревоги, робости, чувство собственной неэффективности, двигательная активность.

Осознание ребёнком отца появляется в течение первого года его жизни, когда папа носит своего малыша на руках. Поэтому мамам очень рекомендую побольше отвлекаться на свои дела и почаще вкладывать ребёнка в руки пап. Ведь именно через телесный контакт появляется чувство близости и родственности с отцом.

Кроме того, папы более стабильны в эмоциональном плане, более устойчивы психически — мужчины способны вместить в себя и погасить детскую тревогу. При контакте с отцом у ребёнка появляется больше шансов почувствовать состояние надёжности. Считается, что состояние защищённости и безопасности ребёнку даёт мама, а состояние надёжности — папа.

Как известно, мальчики хотят быть похожими на своих отцов, а девочки общаясь с папой, формируют свою женскую идентификацию. Все женские роли: матери, жены, женщины — формируются у девочек на основании такого общения. Папа говорит: «Какая ты красивая!», «Как хорошо помогаешь маме!», «Какая ты сегодня нарядная!» — и у девочки формируется модель взаимоотношений мужчины и женщины.

То же самое и в отношениях с сыновьями: важно замечать маленькие победы своего ребёнка, поддерживать и позитивно программировать его, позволять участвовать во взрослых делах и даже… иногда проигрывать ему! Например, позволить победить себя в игре, и мальчик поймёт — если уж он папу своего победил (такого большого и сильного!), то и со сверстниками он легко справится. К слову, насилию в детском коллективе подвергаются именно те дети, которых обижали в семье.

И ещё… чем больше папа включён в процесс воспитания ребёнка, тем больше он чувствует себя счастливым в семье. Если же мама его постоянно устраняет или идёт на поводу его первичной «отцовской» паники, то папа, как правило, изолируется, начинает испытывать страх, собственную неэффективность и обиду. Кстати, это может стать в результате причиной конфликтов в семье.

На сегодняшний день многие родители предпочитают отдавать детей в различные кружки, дошкольные группы и т. д. Прежде всего это полезно с точки зрения развития малыша. При этом зачастую детей в таких группах обучают простой манипуляцией с предметами и не более того.

На мой взгляд, лучший способ развития ребёнка — игра. Ведь в игре развиваются способности к лидерству, самоорганизации, постановке целей и задач, принятию решений, формированию правил поведения, развитию фантазии, воображения, внимания, памяти и способности моделировать внешний мир. И человек, не научившийся в детстве моделировать внешний мир в игре, постоянно попадает впросак, не успевает за изменением ситуации. Это и есть социальная дезадаптация. Поэтому я, как психолог, рекомендую родителям играть со своими детьми старыми «дедовскими» способами.

Каждый возраст характеризуется своей игрой. Например, в 4,5–6,5 года должны преобладать сюжетноролевые игры: доктор-пациент, продавец-покупатель, взрослый-ребёнок, начальник-подчинённый, учитель-ученик… И потом ваш ребёнок в 16 лет с уверенностью скажет, что может легко стать и поваром, и мастером, и доктором, и кем угодно, т. е. в любой профессии сможет достичь успеха. Ведь страшно то, что не знакомо.

Одновременно в игре закладывается понятие о правилах поведения. Вместо того чтобы внушать малышу правила, позвольте ему самому их создавать. Пусть он скажет вам, что необходимо сделать, каким образом играть, куда пойти гулять. А ваша реакция станет для него тем самым наглядным пособием для их выполнения.

Что касается советов, то они весьма простые. По возможности рожайте детей естественным способом, кормите ребёнка грудью, пока есть молоко, не покидайте детей на длительный срок, играйте с ними как можно больше! И если ваши действия дают позитивный результат, если вы чувствуете эмоциональное сближение с сыном или дочкой, то у вас всё в порядке. Если же вы периодически обнаруживаете в поведении своего малыша какие-либо проблемы, не затягивайте с обращением к психологу. Тем более что в Брянске достаточно хороших специалистов!