СтраницаГавриловой-Эрнст

Актриса Гаврилова-Эрнст  Брянск

Долгая жизнь народной артистки РФ Марины Александровны Гавриловой-Эрнст — самая яркая и захватывающая пьеса из всех, что она переиграла на сцене. В августе Марине Александровне «стукнет» 85. Марина Александровна по гороскопу и по жизни — лев. Биография ее семьи — живой учебник истории. В ней доблесть и боль, горечь и радость минувшего времени.

ПОРТРЕТЫ

Детство в коммуналке в од­ном из арбатских переулков в Москве — Карманицком. На этом месте сейчас посольство Филиппин. В этой сцене глав­ная роль — у бабушки Елиза­веты Владимировны, на ней держался дом. Мариша — лю­бимая внучка. Елизавета Вла­димировна переехала в Мо­скву к дочери после того, как у нее отобрали имение в Твер­ской губернии. Ее любимую поговорку Мариша запомни­ла на всю жизнь. Звучит она так: «Деньги потерять — ниче­го не потерять, время потерять — многое потерять, мужество потерять — все потерять». Как самое дорогое бабушка при­возит в Москву и развешивает на стене портреты своих му­жественных предков и род­ственников, служилых офи­церов в парадных эполетах с орденами и медалями.

ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ

В детстве и юности в нее влюблены Володя Левертов, будущий профессор ГИТИСа и Юра Ханютин, будущий из­вестный кино- и театровед. В старом лифте его призна­ние: «Гаврилова, я тебя лю­блю». Толя Кузнецов, будущий «товарищ Сухов» из «Белого солнца пустыни» приглашает поехать в гости к брату, из­вестному киноартисту кра­савцу Михаилу Кузнецову. Он у самого Эйзенштейна сни­мался. Но она отказывается.

Зато Гешу сразу выделила среди абитуриентов: старше всех, прошел войну. Сестре Маша сказала: за этого чело­века я выйду замуж. И через несколько месяцев они поже­нились.

Она учится в Щукинском училище у знаменитой Ту­рандот — Цецилии Мансу­ровой, у молодого тогда Вла­димира Этуша, Владимира Москвина, Иосифа Толчанова, Бориса Захавы. На одном кур­се с Александром Ширвинд­том, Владимиром Шалевичем, Ниной Дорошиной, Владими­ром Земляникиным, Львом Борисовым. Старше курсом учится Юра Яковлев, а младше курсом — Вася Лановой и Таня Самойлова.

С Самойловой они получа­ют нагоняй от Юрия Любимо­ва, (он в те годы был завтруп-пой театра им. Вахтангова). Две студентки чуть не сры­вают спектакль «Великий государь»: в роли рынд — те­лохранителей у трона Ивана Грозного они поворачивают топорики с точностью до нао­борот — на плечи царю. Бояре давятся от смеха.

ЖИЗНЬ АКТРИСЫ ГАВРИЛОВОЙ ВОБРАЛА В СЕБЯ МНОГО ЧУЖИХ ЖИЗНЕЙ И ХАРАКТЕРОВ — БОЛЕЕ 120 РОЛЕЙ! НО САМОЙ УСПЕШНОЙ РОЛЬЮ СТАЛА ЕЕ СОБСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ.

«ГДЕ ОНА, ТАМ МОСКВА» Эту крылатую фразу произ­носит на презентации книги Гавриловой «Моя жизнь в теа­тре и дома» зав. бутафорским цехом Михаил Иванович Бо­бров: «Она в детстве откусила сладкий кусок от московского столичного пирога и потом пронесла эту радость через всю свою жизнь. Она никогда не ныла и не звала, как чехов­ские Три сестры: «В Москву! В Москву!». Где она, там и Мо­сква!» И Марина Алексан­дровна с места подтверждает: «И никогда не жалела!» Этому научил ее муж — актер и ре­жиссер Геннадий Эрнст, тоже коренной москвич, нечаянно родившийся в Карачеве.

После окончания Щукин­ского училища их сцена — вся страна: Челябинск, Влади­кавказ, Тула, Мурманск и, на­конец, Брянск. Здесь Мари­на   Александровна   прожила полжизни и стала народной артисткой. Здесь появился на свет ее любимый внук Ни-колаша. Здесь она много лет возглавляла ВТО-СТД, умея превращать недругов в друзей, разрозненную труппу — в кол­лектив единомышленников, а заурядные гастроли — в за­хватывающее путешествие.

УСПЕЛА ПОПРОЩАТЬСЯ...

Они с мужем были иде­альной парой. Но семейное счастье-сотворчество оказа­лось не столь долгим. Генна­дий Эрнст не дожил и до 55. Последние семь лет тяжело болел. Возможно «аукну­лась» война. Он ушел воевать добровольцем-ополченцем 17-летним мальчишкой. В мае 45-го наткнулся на противо­пехотную мину. Перенес 18 операций.

Свекровь, не сразу приняв­шая невестку — «финтиф­люшку с Арбата», потом при­зналась: «Никогда не думала, что ты, Мариша, будешь так ухаживать за своим мужем».

ПРЕЛЕСТЬ ВОЗРАСТА

Актриса Гаврилова вобрала в себя много чужих жизней и ха­рактеров — более 120 ролей! Но самой успешной ролью стала ее собственная жизнь, и глав­ный ее талант — умение жить и радоваться жизни. Об этом ее монолог под занавес:

— С годами начинаешь уди­вительно объективно смо­треть на женщин: и на жен­щин-актрис, и на женщин в троллейбусе, ценить и с ра­достью принимать их моло­дость, их прелесть, красоту.

Мои ангелы-хранители — святые Козьма и Демьян. Они были покровителями бабуш­киной гимназии в Чудиново и теперь оберегают мое семей­ство. Каждый вечер, прежде чем заснуть, прошу: «Помоги­те дочери моей Маше во всех многотрудных делах и на­ставьте на ум на разум моего внука Николку».

Татьяна РИВКИНД

Гаврилова