Актриса Гаврилова-Эрнст Брянск
Долгая жизнь народной артистки РФ Марины Александровны Гавриловой-Эрнст — самая яркая и захватывающая пьеса из всех, что она переиграла на сцене. В августе Марине Александровне «стукнет» 85. Марина Александровна по гороскопу и по жизни — лев. Биография ее семьи — живой учебник истории. В ней доблесть и боль, горечь и радость минувшего времени.
ПОРТРЕТЫ
Детство в коммуналке в одном из арбатских переулков в Москве — Карманицком. На этом месте сейчас посольство Филиппин. В этой сцене главная роль — у бабушки Елизаветы Владимировны, на ней держался дом. Мариша — любимая внучка. Елизавета Владимировна переехала в Москву к дочери после того, как у нее отобрали имение в Тверской губернии. Ее любимую поговорку Мариша запомнила на всю жизнь. Звучит она так: «Деньги потерять — ничего не потерять, время потерять — многое потерять, мужество потерять — все потерять». Как самое дорогое бабушка привозит в Москву и развешивает на стене портреты своих мужественных предков и родственников, служилых офицеров в парадных эполетах с орденами и медалями.
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
В детстве и юности в нее влюблены Володя Левертов, будущий профессор ГИТИСа и Юра Ханютин, будущий известный кино- и театровед. В старом лифте его признание: «Гаврилова, я тебя люблю». Толя Кузнецов, будущий «товарищ Сухов» из «Белого солнца пустыни» приглашает поехать в гости к брату, известному киноартисту красавцу Михаилу Кузнецову. Он у самого Эйзенштейна снимался. Но она отказывается.
Зато Гешу сразу выделила среди абитуриентов: старше всех, прошел войну. Сестре Маша сказала: за этого человека я выйду замуж. И через несколько месяцев они поженились.
Она учится в Щукинском училище у знаменитой Турандот — Цецилии Мансуровой, у молодого тогда Владимира Этуша, Владимира Москвина, Иосифа Толчанова, Бориса Захавы. На одном курсе с Александром Ширвиндтом, Владимиром Шалевичем, Ниной Дорошиной, Владимиром Земляникиным, Львом Борисовым. Старше курсом учится Юра Яковлев, а младше курсом — Вася Лановой и Таня Самойлова.
С Самойловой они получают нагоняй от Юрия Любимова, (он в те годы был завтруп-пой театра им. Вахтангова). Две студентки чуть не срывают спектакль «Великий государь»: в роли рынд — телохранителей у трона Ивана Грозного они поворачивают топорики с точностью до наоборот — на плечи царю. Бояре давятся от смеха.
ЖИЗНЬ АКТРИСЫ ГАВРИЛОВОЙ ВОБРАЛА В СЕБЯ МНОГО ЧУЖИХ ЖИЗНЕЙ И ХАРАКТЕРОВ — БОЛЕЕ 120 РОЛЕЙ! НО САМОЙ УСПЕШНОЙ РОЛЬЮ СТАЛА ЕЕ СОБСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ.
«ГДЕ ОНА, ТАМ МОСКВА» Эту крылатую фразу произносит на презентации книги Гавриловой «Моя жизнь в театре и дома» зав. бутафорским цехом Михаил Иванович Бобров: «Она в детстве откусила сладкий кусок от московского столичного пирога и потом пронесла эту радость через всю свою жизнь. Она никогда не ныла и не звала, как чеховские Три сестры: «В Москву! В Москву!». Где она, там и Москва!» И Марина Александровна с места подтверждает: «И никогда не жалела!» Этому научил ее муж — актер и режиссер Геннадий Эрнст, тоже коренной москвич, нечаянно родившийся в Карачеве.
После окончания Щукинского училища их сцена — вся страна: Челябинск, Владикавказ, Тула, Мурманск и, наконец, Брянск. Здесь Марина Александровна прожила полжизни и стала народной артисткой. Здесь появился на свет ее любимый внук Ни-колаша. Здесь она много лет возглавляла ВТО-СТД, умея превращать недругов в друзей, разрозненную труппу — в коллектив единомышленников, а заурядные гастроли — в захватывающее путешествие.
УСПЕЛА ПОПРОЩАТЬСЯ...
Они с мужем были идеальной парой. Но семейное счастье-сотворчество оказалось не столь долгим. Геннадий Эрнст не дожил и до 55. Последние семь лет тяжело болел. Возможно «аукнулась» война. Он ушел воевать добровольцем-ополченцем 17-летним мальчишкой. В мае 45-го наткнулся на противопехотную мину. Перенес 18 операций.
Свекровь, не сразу принявшая невестку — «финтифлюшку с Арбата», потом призналась: «Никогда не думала, что ты, Мариша, будешь так ухаживать за своим мужем».
ПРЕЛЕСТЬ ВОЗРАСТА
Актриса Гаврилова вобрала в себя много чужих жизней и характеров — более 120 ролей! Но самой успешной ролью стала ее собственная жизнь, и главный ее талант — умение жить и радоваться жизни. Об этом ее монолог под занавес:
— С годами начинаешь удивительно объективно смотреть на женщин: и на женщин-актрис, и на женщин в троллейбусе, ценить и с радостью принимать их молодость, их прелесть, красоту.
Мои ангелы-хранители — святые Козьма и Демьян. Они были покровителями бабушкиной гимназии в Чудиново и теперь оберегают мое семейство. Каждый вечер, прежде чем заснуть, прошу: «Помогите дочери моей Маше во всех многотрудных делах и наставьте на ум на разум моего внука Николку».
Татьяна РИВКИНД