Страницагавань

Гостеприимная гавань Брянска. 1979 год.

Старые моряки — жители этих чудесных мест в шутку говорят: «Единственное, чем наш город напоминает морской порт, — это лестница, которая уж очень похожа на знаменитую Потемкинскую лестницу в Одессе. Она также ведет к набережной… вот только моря за парапетом нет».

И действительно, Брянск — древний русский город, который старше на год нашей столицы, не назовешь портом: Десна-красавица здесь слишком мелководна, чтобы по ней могли плавать суда. Здесь увидишь разве только мотолодки да байдарки. Сегодня это крупный промышленный центр страны с населением более 400 тыс. человек, но, к сожалению, не порт.

Но вот летом этого года в уютном, стоящем среди знаменитых партизанских лесов городе неожиданно появилась огромная эскадра кораблей. Это была необычная флотилия военных и торговых судов — моделей.

В конце июля 1979 года в Брянске проходило первенство СССР по судомодельному спорту среди юношей и школьников. В город партизанской славы съехались полторы сотни спортсменов — представителей команд союзных республик, Москвы и Ленинграда. После торжественного открытия соревнований у подножия Кургана Бессмертия, на старице Десны начали работать старты, а во Дворце культуры имени Ю. А. Гагарина бригада судей приступила к стендовой оценке моделей судов в классах ЕК, ЕН и F—2 А.

В истории отечественного судомоделизма соревнования такого масштаба в Брянске проводились впервые. Организаторы первенства отлично подготовились к этому мероприятию: на улицах города были расклеены красочные плакаты, каждый день местное радио, телевидение и пресса комментировали ход первенства, но графику работали четыре радиофицированных старта, четко курсировал специальный транспорт, работали столовые, буфеты, территория станции была украшена вымпелами и флагами.

Первый же день соревнований показал, что борьба предстоит весьма упорной. Десятки моделей самоходных и радиоуправляемых судов, выставленных в просторном зале Дворца культуры, свидетельствовали о том, что их создатели- мастера своего дела и далеко не новички в судомоделизме. Следует отметить, что более десяти моделей получили оценку свыше 90 баллов. Высшей оценки на стенде в классе самоходных моделей военных кораблей длиной до 1100 мм была удостоена модель эсминца «Стойкий» москвича А. Князева — 95.33 балла. Изготовленная по чертежам «Моделиста-конструктора», эта модель вызвала подлинное восхищение знатоков мэрского дела. После ходовых испытаний А. Князей стал третьим призером соревнований. Первое место в этом классе завоевала модель малого противолодочного корабля А. Баландина (Узбекская ССР), получившая за стенд 92,66 балла и 112,33 — за ход.

В классе самоходных моделей гражданских судов лучшей на стенде судьи признали модель сухогрузного судна «Кузница» ленинградца Ю. Тарасова — 94,33 балла.

Всеобщее внимание привлекла к себе модель советского контейнеровоза «Капитан Смирнов», сделанная спортсменом из Киргизии О. Тезиным. Получив стендовую оценку 92,66 балла, эта модель, к сожалению, на ходовых испытаниях набрала лишь 50 баллов и заняла восьмое место.

Неплохую стендовую оценку получила модель спортивного прогулочного катера, изготовленная украинским спортсменом И. Пархоменко, — 87,0 балла. Его результат на ходовых испытаниях — 114,33 балла, в итоге — третье место.

Стенд первенства юных судомоделистов СССР 1979 года в Брянске наглядно показал, насколько выросли класс их мастерства и опыт. Не зря «эскадру», выставленную на стенд в первый день соревнований, местная печать назвала «великолепным зрелищем». Сделанные с ювелирной точностью, строго в заданном масштабе и прекрасно покрашенные модели продемонстрировали отличные ходовые качества, а их создатели — твердую волю в борьбе за призовые места.

Заметные сдвиги в лучшую сторону отмечались и в других классах моделей судов. Например, если на предыдущих двух первенствах страны по судомодельному спорту среди юношей и школьников в классе радиоуправляемых моделей яхт гонки проводились одна за другой последовательно, то в этот раз стартовали одновременно 5—6 судов — класс радиоаппаратуры стал выше.

Определенные успехи были видимы и в классе радиоуправляемых моделей фигурного курса. Спортсмены-юноши уверенно заводили и гоняли модели с двигателем внутреннего сгорания. Тут сказались умелая кропотливая работа тренеров команд, проведение предварительных сборов и отличные возросшие волевые качества большинства спортсменов. Была бы неплохо, если бы на страницах «Моделиста-конструктора» поделились своим опытом с читателями такие тренеры, как В. В. Лаврухин (Казахская ССР), А. К. Шепилов (РСФСР) и А. П. Баландин (Узбекская ССР).

Первенство проходило в острой спортивное борьбе. Достаточно сказать, что команда-чемпион стала известна лишь в последний день соревнований, а разрыв между призером и командой, занявшей второе место, составил всего 1.71 балла. Тем не менее состязания проходили в обстановке добросердечности и взаимовыручки, в лучших традициях советского торта. За шесть дней соревнований не возникло никаких конфликтов или спорных моментов, не было подано ни одного протеста. Здесь следует отметить четную, безукоризненную работу судейской коллегии, возглавляемой судьей всесоюзной категории С. М. Агаповым (г. Рига), в которую входили такие опытные судьи, как JI. П. Сетруков (г. Новокузнецк), В, А, Степанов (г, Брянск), В. Н. Чистяков (г. Брянск), В. В. Подлесный (г. Северодвинск), В. В. Зарытовский (г. Брянск).

Первенство но судомодельному спорту среди юношей и школьников 1979 года и чемпионат взрослых судомоделистов, который начался на той же акватории спустя неделю, свидетельствовали о том, что Брянск — отличное место для проведения таких соревнований. Во-первых, следует учитывать относительно удобное территориальное расположение города по отношению к другим городам страны. Отличная акватория расположена в центральной части города, в тихом живописном парке. Площадь этой акватории позволяет организовывать все старты на одной воде. Немаловажно и то, что близко от акватории находятся гостиница, общежитие и столовые.

Основная забота по организации и проведению таких крупных соревнований. как первенство СССР и чемпионат СССР в 1979 году, полностью пала на плечи Брянской морской школы ДОСААФ. И нужно сказать, что с этим ее небольшой коллектив, возглавляемый А. И. Михеевым, справился отлично, спортсмены остались довольны. Можно полагать, что очередные крупные соревнования судомоделистов страны будут проведены в этом древнем гостеприимном городе, на земле партизанской славы.

Моделист-конструктор. — 1979. — №11. С. 44 — 45