Страницафлотилия

1737 год О Брянской флотилии

В восьмом томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, изданно­го в 1890 году, говорится: «Брянская флотилия — под таким названием действо­вал флот из небольших судов, помогавший армии фельдмаршала графа Миниха в войне против турок в 1737-1739 годах». Еще при Петре Великом на случай разрыва с Турцией были учреждены по Дону и Днепру запасные магазины и заготовлен в Брянске лес для постройки пяти паромов и семи галер. Но только некоторые из этих судов были построены, в 1737 году постройка судов была прекращена — отмечается в словаре.

Когда началась военная кампания, то руководство убедилось, что осада крепости Очаков, лежащей среди голой степи, может быть действенной в том лишь случае, если турецкий флот будет лишен возможности доставлять вра­жескому гарнизону провиант, русская же армия будет получать его своевре­менно. С этой целью фельдмаршал Миних распорядился построить в Брянске до четырехсот различных судов. Их должны были спустить по Десне, провес­ти через Днепровские пороги к устью лимана. Генерал Кригс приказал князю Трубецкому погрузить на эти суда тяжелую артиллерию, провизию и прочее необходимое для осады и отправить. Расчет был таков, чтобы русская армия, пришедшая к Очакову, имела бы уже все в готовности. Однако флотилия опоз­дала. Она пришла, когда турки, не выдержав напора русских, крепость вынуж­дены были сдать. Когда армия находилась на пути в Бендеры, в Днепровс­ком лимане появилось первое отделение Брянской флотилии под начальством полковника Хрипунова. Состояла она из 14 дюбельшлюпок и 70 разных судов. Прибыть вовремя им помешали сильные ветры и Днепровские пороги. Второе отделение флотилии, состоящее из 48 дюбельшлюпок, 4 канчебасов и 57 дру­гих различных судов, прибыло в начале августа под начальством бригадира князя Борятинского. Вице-адмирал Дмитриев-Мамонов спустя месяц привел третье отделение. Плавание флотилии было сопряжено с большими трудно­стями. Спущенные в Брянске суда по Десне приплыли в Днепр и спустились до первого порога Кайдак. Здесь они были вытащены на берег, по которому и волокли их до тех пор, пока не миновали трех первых порогов. Взяв лоцманов, суда дошли до Ненасытца, откуда их тащили тридцать саженей и, спустив сно­ва на воду, довели до устья. Дюбелыдлюпки по своей малой величине оказа­лись непригодными к службе. Во время сильных северных ветров, вызывавших большие волны, в зиму 1737-1738 годов почти все эти суда потерпели катаст­рофу. Было приказано дюбелыдлюпки заменить четырехпушечными бриган­тинами. Они и были построены в Брянске и весною благополучно доставлены через пороги. Строили суда в Брянске, а также на острове Верхний Хортицкий на вновь устроенной Ново-Запорожской верфи, лежащей ниже порогов. Брян­ская флотилия, как свидетельствует энциклопедический словарь, прекратила свои действия вместе с окончанием войны в 1739 году.

Я. Соколов

 

Дубель-шлюпка. Брянская верфь, 1736 год

С конца XVII до середины XVIII века в Брянске было построено более тысячи судов. Историки говорят, что их названия сейчас звучат, как песни: струги, прамы, бригантины, венецианские боты, галеры, дубель-боты. Преимуществами брянского корабельного строительства были доступность материала и река Десна, по которой было удобно сплавлять суда.

Модель хранится в Брянском государственном краеведческом музее. Она выполнена в масштабе 1:30 ленинградским автором Г.А. Атавиным.