СтраницаФедосов

Виктор Федосов. Брянск.

 Лауреат Международного конкурса, певец и композитор, солист Брянской областной филармонии, к тому же он член Брянского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» и член Союза композиторов России. Он виртуозно владеет гармонью — исконно русским народным музыкальным инструментом, предан ей, а исполнение им военных и патриотических песен и... романсов (что само по себе невероятно) любимо зрителями от мала до велика. Все это уже говорит о его редком даровании и высочайшем исполнительском и композиторском мастерстве.
Виктор Данилович родился в селе Литовня Навлинского района. Папа Данил Викторович воевал в Великую Отечественную, после работал механизатором в колхозе, там же трудилась и мама Марья Андреевна. В семье было пятеро детей. Отец-фронтовик, несмотря на потерю двух пальцев на войне, научился играть на гитаре, а у мамы был красивый, своеобразный, благородный тембр голоса... В сопровождении отцовской игры на гитаре, особенно во время престольных праздников, вместе с гостями пели песни, плясали. Незабываемым впечатлением для маленького Вити было появление кочующих цыган. Расположившись на ночлег у костра, под гитару они устраивали целые представления. И даже танцы на животе.
— Как-то вернувшись из гостей, от брата из Свердловска (ныне Екатеринбург), отец привез тульскую гармошку. Помню, в моем родном селе гармонь была тогда единственная. Как же я радовался! Мне было всего семь-восемь лет... Освоив гармонь, я уже не смог остановиться. Подростком собирал немало слушателей-сверстников. В селе до ночи пели и плясали. Любимыми в то время были русские народные, украинские и, конечно же, фронтовые и послевоенные песни. В клубе под мою гармонь плясали краковяк, паде¬пань, страданья, вальсы, танго... Необходилась без гармони и школьная самодеятельность.

От каменщика до начальника культуры.
Тяга к музыке не давала Федосову покоя, и по рекомендации отца поступил в заочный народный университет искусств имени Н.Крупской, стал учиться музыкальной грамоте. И успешно закончил. Параллельно с музыкой овладевал рабочей профессией каменщика-монтажника. Трудился на стройке, но познавая все особенности труда и быта простых рабочих, не забывал о музыке.
—    Когда служил в армии в Калининграде, иногда на праздниках выступал в Доме офицеров. Став сержантом, создал свою музыкальную группу. Так мы вносили разнообразие в армейский досуг.
Вернувшись на малую родину, в Навлю, устроился заведующим автоклубом, а вскоре стал директором РДК. Поступил учиться на заочное отделение в Липецкое культурно-просветительское училище, позже окончил ОГИИК (Орловский государственный институт искусств и культуры), получив специальность руково-дителя академического хора.
—    Много где довелось поработать: в клубе 111 -го завода в Во- лодарке три года руководил самодеятельностью. Потом руководство горкома направило в ДК БМЗ на должность директора, но с предъявляемыми требованиями не согласился, отказался. Принял Дом культуры фосфоритного завода... В 85-м предложили работу в Венгрии, в Южной группе войск. Там курировал Дома офицеров, разрабатывал методические пособия для культработников... В конце 89-го вернулся в Навлю.
По словам Виктора Даниловича, здесь был рассвет его профессии. Его назначили начальником отдела культуры, здесь же он создал ансамбль «Русская песня». До Федосова больше года в должности начальника отдела никто не задерживался — не получалось. А Виктору Даниловичу не просто удалось сохранить, но одному из первых пойти по пути реорганизации, получив право самостоятельно решать все вопросы культурной и хозяйственной деятельности. В то время, когда в области все рушилось и месяцами не выдавали зарплату, Навлинский отдел культуры под руководством В.Д.Федосова открывал закрытые клубы и строил новый в селе Соколово.
— Когда в 96-м глава администрации области В.А. Барабанов пригласил на должность начальника областного управления культуры, не сразу согласился. В Навле было все обжито: дом, семья, работа... В Брянске все пришлось начинать практически с нуля. Через год руководство области сменилось, и я ушел из управления культуры. Случайно натолкнулся на Российское авторское общество, которое занималось защитой авторских прав, в то время оно практически не функционировало. С получением аккредитации положение резко изменилось в лучшую сторону.
О семье и о себе
О семье Виктор Данилович рассказал немного:
— С женой Людмилой Владимировной (в девичестве Озеровой) познакомился в Навле. Мне тогда было 29 лет, и я был закоренелый холостяк, жениться и не думал. Но эта девушка, попавшая по распределению из Волгоградского мединститута и работавшая в местной больнице хирургом, меня покорила... своим характером! Людмила с первых минут знакомства дала понять, что она — самодостаточная личность, со своими предпочтениями и вкусом. Она была не похожа на остальных, не пела мне дифирамбы... И вскоре я сам понял, что без нее не могу. Так у нас появилась дочь Диана. Сейчас она взрослая. Живет в Москве. Работает в Госдуме.
—    Казалось бы, что такое гармонь — две планки с 25 кнопками и меха. Стараюсь расширить возможности инструмента. К примеру, я пока единственный исполнитель, поющий романсы под... гармонь. К тому же делаю настоящие моноспектакли, где синтезированы разные жанры — песня, танец, стихи. Гармонь легче баяна, поэтому можно одновременно играть, петь и бить ногами дроби. А потом я работаю не один — с залом. Вместе со мной поет мой зритель. В этом секрет успеха. (Виктор Данилович продемонстрировал мне, какие фокусы может делать с обычной гармонью.)

Гармонь Федосова
—    Проект из русских и цыганских романсов посвящался 200-летию Ф.И.Тютчева. А вот в преддверии 60-летия Победы родилась идея музыкального спектакля «Гармонь по фронтовым дорогам». В программе звучат семь стихотворений, более пятнадцати песен, в том числе знаменитые «Огонек», «Эх, дороги», «Синий платочек», «Темная ночь», а также ряд авторских баллад. И, конечно же, переплясы с лихой дробью. А вдохновил меня образ Василия Теркина — фронтового балагура, любившего трехрядку. Гармонь была неизменной спутницей солдат в минуты отдыха, помогала поднять настроение,спасала от горестей, заряжала энергией... Спектакль вызвал добрый отклик не только у брянского зрителя, но и у жителей. Москвы, Обнинска, Тулы, Орла, Воронежа, Курска, Белгорода, Иванова, Ярославля и других городов Центральной России.
«Честь имею»
— Это название моей авторской программы, в которую входят мои песни, марши, баллады. Выпущены два сборника песен. В месячник оборонно- массовой работы до 40 моих концертов проходят в учебных заведениях, воинских частях Брянщины. Слушателями этой программы стали многие города, особенно Центральной России. 8 лет подряд от имени брянцев имел честь выступать для наших соседей — жителей Орла на День города, День Победы. Написал новую песню к 70-летию освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков на стихи Валентины Бальдеровой, сейчас ее готовит мой ансамбль «Жили- были», и к сентябрю она будет звучать для жителей города.
«Жили-были»
Свой коллектив русской песни В.Д. Федосов создал в августе 2011 года. Его концертная программа состоит из двух отделений. Первое отделение исполняется под гармонь и шумовые инструменты, а второе — под баян. В репертуар первого отделения вошли любимые народом русские народные, украинские, казачьи песни и песни нашего края. Это «Камаринская», «Марусенька», «Варэнички», «Сирень», «Краковяк», «Падеспань», «Полька-кокетка», «Ой, то ни вечер», «Судьба», «Над окошком месяц»...
Во втором отделении концерта звучат более сложные по исполнению произведения прошлого столетия. Это романс «Динь-динь-динь», романсы из репертуара Леонида Утесова «Песня старого извозчика», «Шаланды полные кефали», из репертуара Петра Лещенко «Ах, эти черные глаза», из репертуара Клавдии Шульженко «Дружба», песня иеромонаха Романа «Колокольный звон» из репертуара Кубанского казачьего хора, песня А.Морозова «А где родились».
В этом году к 70-летию освобождения Брянщины от немецко- фашистских захватчиков коллектив подготовит третье отделение программы из песен композитора Федосова. Очень сложные партитуры будут исполняться в трех вариантах: а капелла, в сопровождении оркестра, в сопровождении баяна. Это «Баллада о солдате», «Гармошечка», вальс «Сожаление», специально написанная к этой дате песня «Брянский лес» и другие.
В заключение Виктор Данилович сказал: «Мы надеемся, что эти удивительно красивые мелодии, наш кропотливый труд и мастерство найдут отклик в сердцах оставшихся в живых ветеранов и простых людей, наших слушателей, и приятно их удивят. Надеемся, они будут ждать нашего выступления, а мы — встречи с ними».

Федосов
 

Федосов