Живительные открытки
Брянский коллекционер и краевед Олег Евсук за два года реализовал издательскую программу, которая, казалось бы, под силу только институту. Вслед за альбомом старых открыток с изображением видов Брянска и Бежицы вышел в свет его новый альбом открыток брянского края.
Материалы для этого альбома автор собирал около десяти лет, но, как признается сам, книга могла бы и не выйти, если бы не дружеская поддержка и участие других брянских коллекционеров — знаменитого бежицкого собирателя Георгия Шмерина, а также Вадима Тесленко и Александра Махнюка. В поисках Евсуку также помогали специалисты Орловского и Брянского областных музеев. Известный брянский историк Владимир Алексеев, к примеру, показал автору открытки, выходившие до революции в Злынке, о существовании которых собиратели даже не подозревали. В итоге в книгу вошло около двухсот открыток, часть из которых — большие редкости. Мода на фотографические открытки с видами российских городов и станций началась на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Владельцы больших издательств и типографий специально снаряжали фотоэкспедиции по российским городам. Тем более, что видовые почтовые открытки в ту пору шли «на ура». Евсук говорит, что видел брянскую открытку с текстом на обороте, на которой автор даже стрелочку-указатель поставил — пометил дом, в котором остановился. И понятно, чем крупнее был город, тем больше выходило открыток. Сегодня на интернет-аукционах могут одновременно предлагать до 600 штук губернского города Орла, до сотни уездного города Брянска, а вот виды малых брянских городков — всегда редки и стоят недешево. Коллекционер говорит, что самой дорогой из опубликованных в альбоме оказалась открытка с видом дворца в Ляличах, которая обошлась в шесть тысяч рублей.
Альбом получился ярким, красочным, и, помня об ограниченном тираже в тысячу экземпляров, нетрудно предположить, что, скорее всего, в ближайшее время он станет раритетом. Где еще под одной обложкой найдешь столько уникальных свидетельств по провинциальной брянской истории? И вот прежде, чем книга разошлась по коллекционерам, автор, осуще-
ствивший издание за свой счет, сорок экземпляров красочных альбомов бесплатно передал в библиотеки области. Неожиданный отзыв об альбоме сделал известный брянский художник Михаил Решетнев, в своем творчестве увлекающийся брянской историей. После изучения одной из открыток в альбоме он признался автору, что, оказывается, не совсем точно на своей исторической картине поставил храм. И вот теперь намерен переписать картину, чтобы все было как было.
Юрий ВАСИЛЬЕВ