Страницаевреев

В обществе брянских евреев 1910 год. Брянщина.

В еврейском муравейнике неспокойно.
Все семейство Израилево резко разделилось на два враждующие между собой лагеря. С одной стороны стоять замазанные слесаря, кровельщики, медники, токаря, кривоногие портные и вообще ремесленный люд, с другой – люди «белой кости» — интеллигенция и предприимчивые гешефт-махеры, умеющие из ничего «делать погоду». Между этими двумя лагерями в последнее время, на почве хозяйственных интересов, происходит глухая, упорная борьба, вылившаяся в доносы, угрозы сильных к слабым и вообще в явления неприличные, редко встречающиеся в жизни еврейского народа.

Правда, людей «белой кости» и среди евреев имеется меньшинство; большинство составляют рабочий элемент, но последний не всегда так искусственно может обходить сложившиеся правовые условия, а потому, находясь в более сильном, в сравнении с первыми, количественном отношении, не имеет соответствующего морального веса.

Главным фактором возникших раздоров явилась деятельность правления по заведыванию хозяйственной частью еврейского молитвенного собрания, председателем которого состоит Борович, а товарищем его – Львович. Последний кроме того, фактически заведует и кассой; он же выполняет и функции председателя. Борович лишь числился таковым на бумаге и только в некоторых, особенно важных для него случаях, пользуется своим председательским правом, а избранный казначеем Винницкий, к исполнению своих обязанностей искусственно не допускается, несмотря на то, что по уставу, должность казначея и председателя совмещается не должны хотя бы и в лице г. Львовича.

Это правление уже с первых шагов по избрании, обнаружило свое искусство по постройке еврейской синагоги. Постройка имела вид домика приблизительно саженей десять длины и приблизительно саженей десять длины и восемь ширины с маленьким деревянным флигелем без всякой внутренней отделки. Все это удовольствие обошлось, как указал Борович, до 18 тыс. руб., и в результате стены, так дорого стоящего «здания» синагоги, с трудом выдержав год – лопнули, образовав от крыши внизу сквозные щели; таков был первый шаг «хозяйственного правления» во главе с инженером технологом Боровичем.

Кроме того, вот уже пять лет, как неизменно существует одно и то же правление и никаких ревизий, ни отчетов не хочет признавать; это по-видимому не в интересах гг. Боровичей и Львовичей, пищеварительные органы которых совсем не приучены переваривать такой грубой пищи, какую способны поднести только негостеприимные ремесленники.

Не в интересах Львовичей также и расстаться « с управлением» делами по еврейскому обществу.

По существующим правилам о еврейских обществах названное правлении избирается на три года, по истечении которых должны назначаться новые выборы. Между тем правление Боровичей и Львовичей существует, как сказано выше, уже пять лет подряд и только настойчивые требования ремесленников заставило позаботиться управленцев о назначении новых выборов в минувшем марте месяце. Разрешение на выборы было исходатайствовано с таким расчетом, что выборное собрание было назначено на 7-е апреля – время совершено не подходящее для ремесленного класса, так как обилие работ перед еврейскими праздниками Пасхи, не давало возможности отлучиться из мастерских. Кроме этого и о самых то выборах ремесленники, состоящие в оппозиции членов правления, узнали только из извещений, полученных всего за три часа до выборов, тогда как другие избиратели явились для участия в выборах из провинциальных пунктов, находящихся на расстоянии ста верст от Брянска. Несмотря на такую комбинацию, на выборы собралось все же достаточное количество ремесленников. Спасающим свое положение правленцам пришлось и тут не постесняться в средствах. Они объявили, что откупленное место в синагоге, дающее право на выборы – отменяется и участвовать в выборах может лишь тот, кто тут же внесет пять рублей. 39 пятирублевок, внесенных ремесленниками, нисколько не оправдали надежд правленцев; не помогли также и распространенные по знакомым их собственные пятерики с бюллетенем с намеченными ими кандидатами. Оставалось или допустить выборы и подписать таким образом себе полную отставку, или же обессилить оппозицию, а крайнем случае расстроить выборы. На первое гг. Львович и Ко — разумеется не пошли, а образовав косвенным образом полицейскую канцелярию в синагоге, непосредственно начали требовать от ремесленников предъявления прав на жительство. Было уже 12 часов ночи и кто же сможет представить в такое время требуемые права, да и представив последнее, нельзя было быть гарантированным, что не потребуется еще каких-нибудь данных, раз преследуется при этом известная цель. Ремесленники конечно ушли из собрания, оставив свои пятирублевки, а выборы состоялись к благополучию староуправленцев и их холопов – ивашек. Впоследствии ремесленники подписали письмо и направилась депутация к городской думе с целью разобраться в неправильности при выборах и ходатайством о назначении новых выборов. О результате ходатайства пока неизвестно, но г. губернатор, как передают, обещал расследовать дело, и, если окажется правой обращающаяся с жалобой сторона, удовлетворит просьбу.

К местной администрации, между прочим, поступило «донесение», что подписи, под протестом к губернатору, за неграмотных будто бы были помещены без ведома последних но вызываемые по этому поводу лица из неграмотных высказались отрицательно. За такую настойчивость ремесленников г. Львович обещает, как говорят, лишить последних не только права голоса, но и права жительства в Брянске.

Уж не специальный ли еврейский губернатор?!

Туземец.

Брянский листок. – 1910. – 25 (12) июн. (№51).