Страницаэти

ЭТИ СТРАННЫЕ ИМЕНА. Имнена городов и посёлков Брянщины.

КОЛПА. Колта. Корна. Кучма, Кочева, Коста, Истобкн. Обычно к таким
названиям населенных пунктов отношение настороженное. Почему? Их
форма не совсем обычна для русской топонимии.
На Брянщине в Клинцовском районе один из поселков называется Колпины,
а деревня в Дятьковском районе — Колпа. А еще её имя писалось Калпина, иногда
встречалось и как Колта. Есть деревня Колтово (Колатава) в Брянском районе,
а Колпачек (Колпачевка) — в Навлинском.
У Льва Толстого в его дневниках, опубликованных в двадцать первом томе, где
речь ведется о 1890 годе, прочел: «Читал статью Урусова, переводил с Таней, чинил
сапоги, поехали на пожар в Колпну». Чеоез страницу: «Начал писать — не мог,
съездил в Колпну, на новый пятый пожг-.р».
А есть ли еще с таким названием села, деревни в других местах? Встретил
названия Колпино в Ленинградской, Смоленской, Вологодской областях, Колпны — %
в Орловской, Колпашево — в Томской, Колпь — во Владимирской, Колпец — во
Львовской.
Немало: Колтово, Колтавское, Колтуновка, Колтуши, Колтов, Колтушная. Эти
названия встречаются в Тверской, Пензенской, Белгородской, Ленинградской,
Львовской областях н в Бурятии.
Слова «колпа», «колпь» и «колта» разные и означают не одно и то же. «Колпа» —
в старину зад головы, затылок. Отсюда колпак. Колпак — спальная либо
домоседная шапочка. Слово «колпь», «калпица» (колпа?) — чубатая птица из
разряда цапель, чачура.
Что касается слова «колта», то близкое к нему «колтать» — говорить, сказывать.
«Колтун» — болезнь кожи на голове, при которой волосы слипаются в плотный ком.
Правый приток реки Суда носит название Колпь, который протекает по
Вологодской и Ленинградской областям. Колпь, Колпица, Колпяна — встречаются
такие названия рек и в других центральных и западных областях европейской части
нашей страны.
В пойме реки Оки на территории Рязанской области есть озеро Колпь, оно еще
называется и Гусь. «Эти совпадения вряд ли случайны, — отмечает Е. М. Поспелов»,
в своей книге «Туристу о географических названиях», — гусь и колпь близкородственные
крупные водоплавающие птицы, и в каких-то вятичскнх нлн древнерусских
говорах эти слова могли совпадать.по значению».
В Словаре русского языка -XI — ХУП вв. из приведенных для примера
предложений о слове колпь (колбь), «колпица» видно, что это птица. Чуть выше
слово «колпииина» — мясо аиста, пеликана. А слово «колты» — серьги с подвесками,
«колтырь» — род сукна.
В «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева в томе восьмом
и восьмой главе — «Окончание междуцарствия» говорится: «В московские слободы
пробрались тайком ратные люди из ляпуновских полков, чтобы поддержать жителей
в случае схватки с поляками, пробрались и начальные люди: князь Пожарский,
Бутурлин, Колтовской».
Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» в примечании четыреста
шестьдесят девятом к десятому тому дает пояснение, что в июле 1589 года скончался
в Москве, с именем Святого Иоанн Юродивый, прозванный Большим Колпаком
и Водоносцем. А тело его с великой честью было погребено в церкви Василия
Блаженного. Историк приводит ряд фамилий: Плещеев — Колотка Иван Дмитриевич,
Колтовская Анастасия Владимировна, Колтовской Алексей Алексеевич
и Григорий Алексеевич, Колтовской Иван, Колтовской Федор, Колтырь. Встречались
такие фамилии и на брянской земле. В ХУ1 веке в Карачеве был воевода
Григорий Федорович Колтовский. Ныне распространено Колтунов.
Откуда же получили названия населенные пункты Колпа, Колтово и т. д. В одних*
случаях можно предположить: от русских древних фамилий, в других — от
названия реки.
В «Орловской правде» за 13 октября 1988 года прочитал заметку краеведа
В. Емельянова о происхождении названия Колпны — райцентра на Орловщиие.
Он пишет: «Есть мнения, что это название происходит от выражения «около пней».
или «около пей». Думаю, что вероятнее всего название райцентра все-таки
произошло традиционно — от имени речушки Колпенки, на которой стоят Колпны,
тем более, что раньше они назывались Колпенское. (Смотри список «Населенные
пункты Орловской губернии 1866 года»). И все-таки, — утверждает далее автор, —
объяснение «около пней», «около пен» очень поэтично и не лишено смысла. Легенда
о «полпие» существует и на Брянщине. Поговорка «Царь да монастырь дали нам
полпня и пустырь» родилась якобы среди жителей села Полпиио. Как она возникла?
Село расположено на лесных неплодородых землях. Лес и земля вокруг принадлежали
монастырю и помещикам. Главным промыслом крестьян была рубка
окружающего леса, собирание бересты, добывание дегтя и смолы. За свою работу
они получали плату'—будто бы половину пня. Слово «полпня» и легло в основу
названия села Полпиио.
В конце ХУШ века несколько выходцев из села Полпино основали неподалеку
новую деревушку, которую назвали Малое Полпино. Иногда пишется Малая
Полпинка, Полбинка. А старое село со временем получило имя Большое Полпиио.
Научного, документального подтверждения не найдено. Можно с такой легендой
соглашаться и отрицать её. Возможно ли другое предположение? Сравните
Колпнно-Полпино. Разница всего лишь начальная буква. Допустима такая описка,
оговорка? Конечно, тем более, что село Полпино писалось и как Полбино. А ведь
Колпь имело созвучие и Колбь. А Колпь, Колбь — имя водоплавающей птицы,
название во многих местах реки. Но это всего лишь опять домысел.
В X-XI веках основным в земледелии на территории Брянского края было
выращивание зерновых, были распространены и посевы полбы. Что такое полба?
Это злак, особый вид пшеницы. Не отсюда ли пошло название поля, места, где
выращивали полбу, а потом и поселение получило имя Полбина, Полпина? *
Корна пишут еще и Карна — такое название носит деревня в Новозыбковском,
»-а в Клнмовском районе поселок Карнатное. Поиск привел к тому, что во второй
половине ХУП века городским головою в Почепе был Антон Карнович, а у него сын
Ефим. В 1762 году «С. -Петербургские ведомости» в третьем номере сообщали, что
обер-гоф-камер-интендант Карнович назначен в Стародубскнй полк в полковники
с чином действительного бригадира и с принадлежащими на чин полковничий
деревнями. Это был внук почепского головы — Степан Ефимович Карнович. Кстати,
в Стародубский полк тогда входили новоэыбковские и клнмовские земли.
В 1919 году в Почепском уезде был Корнавский сельский Совет. На брянской земле
протекает и речушка, прозываемая Корна.
«Корна — наружная часть рыболовной верши, морды, большая плетенка,
без детинца», — говорится в словаре В. Даля.
«За нимъ кликну Корна, и жля поскочи по Русской земле...»
Эти строки были написаны много веков назад, в 1187 году, когда было создано
«Слово о полку Игореае» — гениальное произведение древней русской литературы.
В третьем выпуске сборника научных статей «Брянские говоры», изданном
в 1975 году в Ленинграде, отмечается, что в современных брянских говорах
в Карачевском и Трубчевском районах слово «карна» местные жители произносят
как мука, скорбь.
Строки эти из «Слова» ученые относят все еще к числу «темных мест». По-
разному толкуют этот текст: одни исследователи полагают, что карна и жля —
олицетворение плача и скорби, другие придерживаются мнения, что речь идет о двух
половецких князьях.
\ В Словаре русского языка Х1-ХУШ вв. слову «карник» дается пояснение, что это
гот, кто несправедливо карает, обижает, оскорбляет кого-либо.
Кучма — такое название у хутора в Унечском районе. Слово означает вислоухая
меховая шапка, поповская зимняя шапка, малахай. Кучма — растрепа, косматый,
нечеса.
В Жуковском районе деревня называется Кочева. Когда-то на этом месте была
оборудована буда по добыче поташа. Она носила и название Кочева Буда, т. е. по
фамилии основателя, владельца.
А Коста? Это хутор в Почепском районе и одноименное название речушки.
Когда приходится ехать по шоссе Брянск—Гомель, то после Почепа, переезжая
мост через нее, всегда почему-то вспоминается Коста-Рика, государство в
Центральной Америке. Узнал, что Коста — фамилия итальянская. Еще в 1601 году
в Москве .были Нунции Климента УШ, Франциск Коста и Дидан Миранда,
проезжавшие в Персию через Россию.
Откуда же появилось на Брянщине это название? Имя речушки Коста и ее
притока Костица в литературе встречается в ХУП веке. Сообщается, что на реке v
Коста были расположены села Старый Почел (Почепище), Вельжичи, Морево,
Дегтяная. Неподалеку от села Рагозина на берегу реки Косты, «на горе, в лесе» сын
стародубского наказного полковника Петра Рословца Семен устроил в 1678 году
Троицкий мужской монастырь, названный по реке Костянским. В 1786 году
монастырь был закрыт, а его обитатели переведены в Каменский монастырь. По-
разному называли село, образовавшееся вокруг монастыря: Костянская, Стародуб-
ская Коста, Чернецкая слобода, а ныне это село — Чернецкая Коста Рагозинского
сельсовета, а хутор Коста — Титовского.
Названия населенные пункты получили от реки Коста. А река — свое странное
имя? Это пока загадка.
Климовское село Истопки древнее. В глубину веков уходит и его название.
В русском языке существовало прилагательное «истобный», нередко преходившее
в географические названия, становившиеся топонимами. Слово «истобка»,
употреблявшееся в форме «истьба» и превратившееся в «избу». Если у озера или
речного затона стояла одинокая избушка, люди могли называть это место
«истобным».
В книге седьмой «Историко-статнстическое описание Черниговской Епархии
вышедшей в 1873 году в Чернигове, об этом селе написано следующее: «Истобкн. По4
самому имени древнейшее, дотатарское поселение. Истобка, Истьба, позднее изба,
от истопа, вендское Стуба. Тогда как княжеский дом называли Гридницею, дом
слуги, смерда назывался ястобкою. Князь греется, смерд топит. Итак, Истобки —
поселение слуг князя черниговского.
По записи 1413 года уже было известно об Истобчанах».
Таков поиск. В одних случаях он удачен, в других — печален. Но тайны не вечны.

Я.Д. Соколов