Страницаэтапы

1919 год ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. БРЯНЩИНА.

Г. И. КАРЕТИН, кандидат исторических наук

С ПЕРВЫХ шагов Советской власти Коммунистическая партия придавала первостепенное значение подготовке рабочих кадров. В июне 1919 года, в разгар гражданской войны, Советское правительство наметило меры по распространению профессионально-технических знаний. В этом документе отмечалось, что необходимым условием окончательного торжества рабоче-крестьянской революции является поднятие производительности народного труда, а наиболее быстрым и верным способом такого поднятия является распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений (1).

Ленинские идеи об обучении и воспитании советской молодежи явились той теоретической базой, на которой строилась подготовка рабочих кадров Страны Советов. В первые же годы после революции во многих промышленных центрах страны стала создаваться, а затем бурно расти сеть учебных заведений. Если в 1918—1919 гг. имелось 240 профессиональных и ремесленных школ, то уже в 1919—1920 гг. их стало 640. В них обучалось 32,6 тыс. учащихся (2).

XI съезд РКП (б), состоявшийся в 1922 г., подчеркнул назревшую необходимость создания нового типа профессиональной школы, которая смогла бы более эффективно объединить обучение производству с теоретическим образованием и общественно-политическим воспитанием (3). Такой школой нового типа стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), которые только за годы довоенных пятилеток подготовили 2 350 тыс. квалифицированных рабочих (4). Ими руководил главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр), созданный в системе Народного Комиссариата просвещения.

Брянщина была крупным промышленным районом советской республики, потому и здесь создаются школы фабрично-заводского ученичества. Такая школа была создана в 1922 году на базе завода «Красный Профинтерн». Через год подобные учебные заведения стали действовать на Брянском арсенале и Стодольской суконной фабрике в г. Клинцах (5).

Школы ФЗУ создавались при крупных предприятиях. Учащиеся зачислялись в заводской штат и становились полноправными рабочими. По Положению в школы ФЗУ должна была приниматься молодежь с семилетним образованием. Но в то время подавляющая часть подростков была малограмотной, и поэтому образовательный уровень для поступающих был не ниже 4-х классов. Но зато срок обучения был установлен от двух до четырех лет. В школах, помимо производственного обучения, много внимания уделялось и общеобразовательным дисциплинам. Учащиеся наряду с профессиональной подготовкой получали сравнительно широкие общеобразовательные, общетехнические и специальные знания, которые содействовали их дальнейшему производственному росту.

В дальнейшем партия неоднократно подчеркивала значение всемерного развития и укрепления школ ФЗУ для подготовки «нового коммунистического поколения квалифицированных и классовосознательных рабочих» (6).

Однако одни школы ФЗУ не могли полностью удовлетворить постоянно  растущие  потребности  народного хозяйства в кадрах рабочих. Поэтому, кроме них, в 20-е годы возникли профтехшколы, учебно-производственные мастерские, различного рода  курсы,  индивидуально-бригадное обучение на производстве. В годы первой и второй пятилеток при каждом вновь строящемся предприятии, как правило, одним  из первых воздвигалось здание школы фабрично-заводского  ученичества,  где уже в ходе строительства завода или фабрики готовились кадры рабочих. Только в течение 1930—1933 гг. было выстроено около тысячи новых школ ФЗУ (7).

Достигнув своего наибольшего развития в 1932 г., сеть учебных заведений фабрично-заводского ученичества начинает резко сокращаться. В результате в 1938/39 учебном году в стране насчитывалось уже только 1535 школ с 242,4 тыс. учащимися (8). Этот процесс характерен и для Брянщины.

В результате между ростом производства и количеством  обученных  рабочих стал  наблюдаться  разрыв.

Крупные недостатки в деятельности фабрично-заводского ученичества наиболее отчетливо проявились в третьей пятилетке, когда стало ясно, что старая система подготовки рабочих кадров в школах ФЗУ не отвечает требованиям дня. Крайняя децентрализация в руководстве школами (ими занимались различные предприятия, тресты, комбинаты и другие хозяйственные органы) чрезвычайно  затруднила  перспективнее планирование подготовки кадров, исключала единый государственный подход к профессионально-техническому образованию и т.д. Кроме того, в принципиальных и основных вопросах технической учебы наблюдались путаница  и  разнобой. Каждый наркомат -разрабатывал «свои» учебные планы по одним и тем же специальностям, издавал «свои» учебники. Положительный опыт преподавания не обобщался из-за запущенности учебно-методической работы (9).

Все это требовало незамедлительной перестройки  обучения. И это было сделано. 2 октября 1940 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», который положил начало созданию стройной системы профессионально-технического образования. В соответствии с Указом все учебные заведения были переданы в ведение единого государственного органа — Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, созданного на основе постановления Совнаркома от 2 октября 1940 года (10).

Государство полностью брало на себя материальное обеспечение учащихся во время учебы. Для школ отводились учебные здания, общежития, столовые, подбирался новый состав преподавателей и мастеров производственного обучения. На Брянщине в то время было создано девять учебных заведений трудовых резервов: два ремесленных, железнодорожное и школа ФЗУ в Брянске, а также училища и школы ФЗО в Клинцах, Унече, Дятькове и Белых Берегах.

С первых дней Великой Отечественной войны учебные заведения трудовых резервов перестроили свою работу применительно к условиям военного времени, и они сыграли исключительно важную роль в обеспечении военной экономики страны квалифицированными кадрами.          За первые пять лет своего существования, совпавших в основном с военными годами, училища и школы подготовили и передали народному хозяйству около 2475 тыс. молодых рабочих (11). Из них учебными заведениями Брянщины — около трех тысяч человек (12).

В годы войны учащиеся трудовых резервов осваивали профессию в основными за станками. Об этом говорят такие факты. Только в самый трудный 1941 год они произвели продукции и выполнили различных работ на 615 млн рублей, в 1942 г..— на 1052,8 млн руб. (13).

Героизм в труде проявили и воспитанники училищ Брянской области, которые в августе 1941 г. были эвакуированы в Новосибирск. На фабриках, заводах, стройках, в шахтах они заменили ушедших на фронт взрослых рабочих. В неимоверно трудных условиях молодые рабочие быстро овладевали сложнейшими профессиями и давали для фронта снаряды, мины, бомбы, патроны, оружие. После освобождения нашего края от немецко-фашистских оккупантов  здесь сразу же создаются училища и школы ФЗО. В 1944 году их уже было 14, в которых обучалось 1800 человек (14).

В годы Великой Отечественной войны было создано несколько новых типов учебных заведений государственных трудовых резервов. На основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. организовывались специальные ремесленные училища для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов. В них принимались дети в возрасте 12—13 лет. Обучение строилось по 4-летней программе, в ходе которого учащиеся получали общее семилетнее образование и производственную квалификацию 4—5 разряда по избранной специальности (15).  Организация подобных учебных заведений во время войны и значительное расширение их сети в последующие годы были проявлением заботы партии и правительства о детях, оставшихся без родителей.

Для подготовки механиков МТС и квалифицированных рабочих машинно-тракторных мастерских и ремонтных заводов Наркомзема СССР в это же время создавались ремесленные училища и школы ФЗО механизации сельского хозяйства.

Советская система профессионально-технического образования пересматривалась в соответствии с новыми экономическими задачами и в последующие годы. Развернутая программа по подготовке рабочих кадров в послевоенные годы дана в постановлении Совета Министров СССР от 30 сентября 1946 г. «О мерах по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличению количества рабочих, подготавливаемых в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО» (16). В соответствии с этим постановлением только в 1947 г. было вновь организовано 253 ремесленных и железнодорожных училища на 74,7 тыс. учащихся и 399 школ ФЗО на 89,2 тыс. человек. Открылись они и на Брянщине. Так, в 1948 году здесь уже работало 29 школ ФЗО, девять ремесленных и одно железнодорожное училище. В них обучалось 7819 учащихся. Только за 1946—1947 гг. ими было подготовлено для нужд народного хозяйства 10 688 молодых рабочих (17).

Высокие темпы технического и социального прогресса требовали для новых отраслей народного хозяйства все более высокой квалификации, рабочих. В системе трудовых резервов создается новый тип учебных заведений — технические училища. Они предназначались для подготовки наиболее высококвалифицированных рабочих и младшего технического персонала из юношей и девушек с обязательным средним образованием. В 1954—1955 гг. в Брянской области было образовано пять подобных училищ с контингентом учащихся около 1 500 человек (18). За 1954—1963 гг. они передали народному хозяйству 11 418 квалифицированных рабочих (19).

В связи с увеличением объема капитального строительства, дальнейшей индустриализацией строительных работ в народном хозяйстве выросла потребность в рабочих-строителях. И по всей стране создается сеть школ, готовящих их. На Брянщине было открыто таких школ девять.

После сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС претерпела изменения и подготовка кадров сельских механизаторов. Школы механизации министерства сельского хозяйства были преобразованы в училища механизации трудовых резервов со сроком обучения механизаторов в 1—2 года (20). В 1959 г. в стране действовало таких училищ уже более 880 с контингентом учащихся в 222,7 тыс. человек (21). В восьми училищах механизации Брянской области в это время обучалось 2767 человек.

Возникали и другие типы учебных заведений. Так, в 1959 году в систему государственных трудовых резервов входили: ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища, художественно-ремесленные училища, ремесленные училища по механизации сельского хозяйства, училища механизации сельского хозяйства, технические училища, школы фабрично-заводского обучения и школы фабрично-заводского ученичества. Всего более десяти типов.

Учебные заведения отличались друг от друга специальностями, по которым подготавливались рабочие, сроками обучения, возрастом и образованием принимаемой молодежи, материальным обеспечением учащихся, общественным положением поступающих (воспитанники детских домов, сироты и т. д.).

Такое многообразие типов и форм учебных заведений не было случайным. Их появление обусловлено действием целого ряда исторических и социально-экономических факторов, связанных с послевоенным состоянием народного хозяйства страны.

Небывало сложную и вместе с тем ответственную роль в социально-экономическом развитии страны системе профтехобразования предстояло сыграть в условиях развитого социализма. Программа КПСС, решения XXIII и XXIV съездов партии определили пути дальнейшего совершенствования профессионально-технического образования, перед которым были поставлены задачи: осуществлять и впредь планомерную подготовку наиболее квалифицированных рабочих, тружеников села и целенаправленное коммунистическое воспитание последних; наряду с профессиональной подготовкой обеспечить общее среднее образование учащейся молодежи.

Технический прогресс производства предъявляет высокие требования к рабочей квалификации, особенно в промышленности. Подсчитано, что 2/з новых промышленных рабочих нуждаются в основательной профессиональной подготовке в стационарных учебных заведениях (22). От рабочего требуются большие знания, а его труд все более приближается к труду инженерно-технического персонала. Затраты преимущественно умственного труда даже у станочников, обслуживающих некоторые виды современного оборудования, составляют 75—83 процента (23). Однако, несмотря на то, что уровень квалификации работающих год от года увеличивается, темпы повышения их квалификации все-таки отстают от возрастания сложности работ. Если в 1959 г. разрыв между средними разрядами рабочих и выполняемых ими работ составлял 0,5 разряда, то в 1965 г. уровень квалификации рабочих был ниже сложности работ на 0,69 разряда (24).

Одной из важнейших причин недостаточного уровня подготовки части рабочих явилось отставание постановки учебного процесса в профессионально-технических училищах от возросших требований производства. Многие учебные заведения трудовых резервов были оторваны от предприятии, производственное обучение осуществлялось преимущественно в учебных мастерских с устаревшим оборудованием.

«Недостаточный профессионально-технический уpoвень части рабочих уже сейчас в некоторых случаях сдерживает рост производства, — отмечалось в Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятого Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 года. Поэтому особо важное значение приобретает развитие профессионально-технического обучения молодежи и улучшение качества подготовки кадров (25).

Поэтому в соответствии с Законом учебные заведения трудовых резервов преобразовывались во второй половине 1959 г. в систему профессионально-технического образования, перед которой была поставлена основная задача: подготовка рабочих кадров для всех, а не только ведущих, как это было ранее, отраслей народного хозяйства. Создавались два типа профессионально-технических училищ — городские и сельские. В них был установлен срок обучения: в городских — 1—3 года, в сельских — 1—2 года.

Переход к новой системе образования осуществлялся не сразу, а по мере создания необходимых условий для подготовки будущих рабочих. В ходе реорганизации осуществлялась не только перестройка руководства профессионально-техническим образованием, происходило также укрепление его учебно-материальной базы, пересматривалось размещение училищ, совершенствовались учебные планы, программы и другая методическая документация.

В 1959—1961 гг. Брянский обком КПСС неоднократно анализировал работу учебных заведений, состояние их учебно-воспитательной и производственной деятельности. Были вскрыты существенные недостатки профессионального обучения молодежи, в силу которых Брянская область испытывала значительные затруднения в обеспечении промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта грамотными рабочими кадрами. В результате принятых мер перестройка профессионально-технического образования Брянской области была закончена в 1963 году. Подавляющая часть учебных заведений в основном отвечала требованиям положения о городских и сельских профтехучилищах.

За последние годы в нашей стране получили свое развитие новые формы профессионально-технической подготовки рабочих кадров. Одна из них — вечернее (сменное) профессионально-техническое образование. В вечерние училища принимались рабочие, имеющие не менее 7 классов. В течение 1—3 лет слушатели училищ изучали специальные и общетехничесиие дисциплины, проходили курс по новой технике и технологии производства. Значительное время отводилось на освоение передовых приемов труда в учебных мастерских и лабораториях, а также в цехах предприятий. Кроме вечерних училищ, которые создавались при крупных предприятиях, были организованы вечерние отделения при профессионально-технических учебных заведениях. За 1961—1970 гг. в вечерних (сменных) училищах и отделениях Брянской области прошли обучение 10 124 рабочих (26).

Постоянно заботясь о профессиональной подготовке кадров, Брянская партийная организация руководствовалась ленинским указанием о том, что в период коммунистического строительства необходим переход «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать» (27). Объективно осуществлению этой задачи способствовали значительные изменения в общеобразовательном уровне молодежи, поступающей в профессионально-технические учебные заведения. С каждым годом в училища приходит более грамотная молодежь. В 1970 г., например, из 13144 юношей и девушек, поступивших сюда на учебу, десятиклассники составляли 22,7 процента, 11 процентов — с семилетним образованием, остальные — с восьмью классами и выше (28). Это позволило значительно увеличить число профессий, по которым велась подготовка молодежи. Если в 1944 г. в системе Брянского областного управления профтехобразования учащиеся овладевали всего лишь 25 профессиями, то в 1962 — 68, в 1970 г. — 120 профессиями (29).

Постепенное повышение общеобразовательного уровня учащейся молодежи позволило начать подготовку рабочих со средним образованием. В 1966 г. вновь возникла необходимость в организации сети технических училищ, предназначенных для молодежи со средним образованием. Хотя обучение в технических училищах не всегда отличалось от обычных профтехучилищ, эти учебные заведения пользуются популярностью у юношей и девушек. Выпуск молодых специалистов из технических училищ увеличивается из года в год. Если в 1967 г. в системе Брянского областного управления профессионально-технического образования ими было подготовлено 536 квалифицированных рабочих, то в 1970 г. уже 1399 (30).

Важнейшее, принципиально новое значение для дальнейшего развития системы профтехобразования имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 апреля 1969 г. «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы професссионально-технического образования». В нем предусмотрено постепенное преобразование учебных заведений профтехобразования страны в училища с 3—4-летним сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих кадров со средним образованием наиболее сложных профессий.

В Брянской области сеть подобных училищ непрерывно растет. В 1972/73 учебном году в области действовало 17 средних профтехучилищ с контингентом учащихся в 7 350 человек, что составило соответственно 53 и 38 процентов к общему числу училищ и обучающихся в них (31).

Непрерывное совершенствование стационарной формы подготовки рабочих кадров в условиях развитого социализма привело к заметному росту сети учебных заведений. Если на 1 января 1959 г. в Брянской области действовало 28 различного рода профтехучилищ с 8063 учащимися, то на этот же период 1971 г. число их составило соответственно 35 и 18500 (32). Таким образом, сеть учебных заведений увеличилась на 25 процентов, а обучающихся в них—в два с лишним раза. Это говорит о том, что училища стали крупнее, они имеют хорошую учебно-производственную базу, более квалифицированный преподавательский состав. Это позволило значительно увеличить выпуск молодых рабочих. В 1970 г. дневные профтехучилища окончило 12166 юношей и девушек против 5 204 человек в 1959 г., или в 2,3 раза больше. За 1959—1970 гг. в народное хозяйство было направлено 102 152 квалифицированных рабочих (33). А всего в системе профтехобразования Брянской области с 1941 по 1970 год подготовлено 186 тысяч рабочих (34).

Но, несмотря на успехи в обучении рабочих в системе профессионально-технического образования, они еще уступают по темпам своего развития от подготовки кадров непосредственно на производстве. Через различные формы производственного обучения в Брянской области до сих пор готовится примерно в два раза больше рабочих кадров, чем в профессионально-технических учебных заведениях. А это значит, что необходимо установить наиболее целесообразное соотношение между развитием экономики области и ростом контингента учащихся профтехучилищ по наиболее необходимым не только сегодня, но и в перспективе специальностям.

В заключение можно отметить, что система профтехобразования страны  в целом  и нашего края, в частности, создавалась на всем протяжении существования социалистического государства. В зависимости от социально-экономических задач и неуклонного изменения характера требований к квалификации рабочего выбирались те или иные формы профессионального обучения. Их выбор диктовался необходимостью  улучшения  качества обучения молодых рабочих, повышением общеобразовательного уровня учащейся молодежи и т.д. Новым проявлением заботы партии и правительства об усилении роли профтехучилищ в подготовке достойной смены рабочего класса явилось июньское 1972 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании  системы профессионально-технического образования».