СтраницаЭлектроплуги

Брянщина. Электроплуги.

Село нуждалось в промышленной продукции. Продналог пришел на смену продразверстке. У крестьян появилась возможность самостоятельно реализовывать выращенный урожай. Деревня уже несколько лет не получила сельскохозяйственную технику и во многих местах вновь вернулись к сохе, Целью новой власти стало не просто выдать сельскохозяйственные орудия крестьянину, а оснастить его техникой самого современного, передового типа.

Электроплуги стали символом такой техники. 18 февраля Совет труда и обороны республики (СТО), принял специальное постановление по их изготовлению. Для этого создали даже "Чрезвычайный комитет "Электроплуг".

Выписка из протокола заседания Совета Труда и Обороны РСФСР об изготовлении государственным Брянским заводом ЭЛЕКТРОПЛУГОВ

18 февраля 1921 года.

Слушали: 5. Об изготовлении плугов на Брянском заводе.

Постановили: 3.

а)      предложить Промвоенсовету (Промышленному военному совету,
руководившему промышленносью в военное время - авт.) ограничиться на Брянском
заводе ремонтом бронепоездов, прекратить постройку новых. Освободившуюся рабочую
силу, технические средства и топливо использовать для пуска в ход плужного цеха,
который полностью приготовить к исполнению заказов Тлавсельмаша" и, в частности,
Чрезвкома "Электроплуг";

б) обязать "Главсельмаш" следить за действительным исполнением программы,., к
сельскохозяйственной кампании 1921 г. Президиуму ВСНХ поручить представлять
еженедельно в СТО краткие сведения об исполнении;

в) сроки изготовления электроплугов определить следующим образом.

К 1 мая должны быть изготовлены пять 8-ми корпусных балансирных плугов, К 15 мая - 15 8-ми корпусных балансирных плугов...

Председатель Совета Труда и Обороны В. Ульянов (Ленин)...

Брянский завод для выполнения этой важной задачи был выбран не случайно.

Предприятие имело богатый довоенный опыт выпуска плугов различных типов. Золото и серебро различных промышленных выставок имела его сельскохозяйственная продукция в дореволюционный период.

Газета "Правда" в своей заметке от 23 октября 1920 года об испытаниях элекроплуга Брянского завода писала так:

"...Плуг состоял из основного короткого корпуса с двумя крыльями, к каждому из которых прикреплено 8 лемехов.

Шеститонная громада приводилась в движение протянутым по полю стальным тросом, соединенным с электролебедками, находящимися им различных концах поля. Лебёдки изготовлялись на Петроградских металлических заводах. Восемь лемехов захватывали сразу более двух метров земли.

На заводе непосредственное участие в изготовлении плугов приняли 68 человек, среди них конструктор Морозов, бригадир А.А. Котов, слесари: А.В. Заруцкий, В. Качурин, А.А. Кощеев, М. Кулютин, А. Выростков, П.Д. Селиверстов. 10 ноября В.И. Ленин обратился с запиской к управляющему делами СНК РСФСР Горбунову с предложением, за выполненную работу "вознаградить до 70 человек рабочих и служащих завода...»

Через 60 лет в начале 80-х годов на заводе воссоздали чертежи электроплуга и изготовили две модели масштабом 1:10. Они были отправлены в Центральный музей В.И. Ленина в Москве и в музей завода.

Была открыта на территории завода многофигурная скульптурная группа из кованной меди «В.И. Ленин на испытаниях электроплуга». Это произошло в канун празднования 1000-летия города Брянска 12 сентября 1985 года. Автором работы стал талантливый заводской художник Е.П. Мирошенков

Успешно прошли испытания плугов 22 октября 1921 года на Бутырском поле под Москвой. За ходом испытаний наблюдали видные руководители государства и ВСНХ: Ленин, Калинин, Осинский, Крупская.