СтраницаДубровское городское поселение

Дубровка Дубровского района Брянской области

XIII век Из истории селений Брянщины. Дубровский район.

1867 год. Дубровка. Бежицкий уезд.

ДУБРОВКА 1869 год. Брянский край.

Падали под ударом топора могучие сосны.  Печально отступали дубы. Зато насыпь будущей железной дороги росла день ото дня.

Дорога строилась. Начала расти и Дубровка. Ближе к дороге построил свой дом  бурмистр Савва. Эти постройки сохранились и сейчас на улице Цен­тральной. Через пять лет насе­ленно Дубровки перешагнуло за первую полусотню. Вокруг отанции, за которой закрепилось название ближайшей деревуш­ки, стал складываться будущий центр поселка. Не последнюю роль в росте Дубровки сыграло то, что через эти места издавна пролегали пути к Рогнедину, куда на большие ярмарки кресть­яне со всей округи возили пеньку, лен, конопляное и льняное еемн, мед, лыко.

Появившиеся прасолы и перекупщики направляли теперь тс это добро на железнодорожную станцию, где нищие мужики могли купить на вырученные деньги привозной хлеб, ибо свой плохо родился на бедной дубровской земле. Для переработки прннозного зерна пронырливые купцы Кушлейко и братья Рыжковы построили мельницы. В 1905 году они перемалывали и продавали за сезон (с апреля по август) до 250 вагонов зерна. Чуть раньше начала свое существование и другая «местная промышленность». В 1880 году был открыт винокуренный завод. Теперь этого предприятия нет. Есть построенный позже, в 1925 году спиртзавод. На первых порах питейные заведения, лав­ки, мельницы на реке Сеще, «осиновые» погребки служили главным образом для того, чтобы обслуживать строителей железной дороги.

Постепенно в Дубровке начали оседать ремесленники: порт­ные, сапожники, шапочники, кузнецы, медники, бараночники. Было здесь и несколько лесопилок. Маслобойный завод Арпщ-пова вырабатывал до шестидесяти пудов масла, деревообделоч­ное производство Дунаева изготовляло клещи для хомутов, сан­ные полозья. Теперь па месте этого «производства» стоят новые цехи мебельной фабрики.

В 1912 году купцы Федоровы, Левины в компании с Кураки­ным с помощью банковского кредита построили шпагатную фабрику, выписав машины из Риги и Англии. Еще раньше по­явилась небольшая фабрика по изготовлению ваты из льняного хлопка. В Дубровке стали раздаваться первые фабричные гуд­ки, появились рабочие, или мастеровые, как их звали тогда.

Зимницкая Слобода, Немерь, Давыдчи, сама Дубровка по­ставляли рабочую силу. Фабричные несли новое в жизнь кре­стьянина, будили сознание народа, бунтовали против хозяев, организовывали политические кружки.

В 1912 году в Дубровке была построена первая народная школа, куда принимались дети рабочих и крестьян, чего не до­пускалось в городском училище, построенном в 1908 году. Чуть раньше здесь открыли аптеку, весьма примитивную, земскую больницу, зубоврачебный кабинет и почтовое отделение.

Рос поселок, росло значение железнодорожной станции, где выгружали хлеб, промышленные товары, части машин, смазоч­ные, осветительные и топливные материалы и откуда увозили шпагат, масло, лен, пеньку, лес, жмых.

Ширилась Дубровка. Дома росли, как грибы. Но еще чаще они сгорали. Нынешняя улица Красная выгорала пять раз (ви­димо, отсюда и ее название). Но жизнь шла вперед. Поселок на­бирался сил. Крепло сознание его жителей. Начало революцион­ных событий октября 1917 года Дубровка встретила востор­женно.

Вернувшиеся с империалистической войны солдаты-больше­вики, революционная молодежь горячо взялись за строительство новой жизни. Характерно, что Дубровская комсомольская орга­низация была одной из первых созданных на Брянщине. Воз­главил ее бывший телеграфист железнодорожной станции Ваня Никитин. Позже он стал крупным военачальником, генерал-майором, заведующим кафедрой военной ордена Ленина Крас­нознаменной ордена Суворова академии имени Фрунзе. Иван Семенович Никитин погиб в годы Великой Отечественной вой мм.  Его имя носит сегодня прекрасная двухэтажная средняя Школа, где обучается более 1200 детей.

Настоящая Дубровка — это большой рабочий поселок, где действует шпагатная фабрика имени Фокина, поставляющая | вою продукцию и рыбакам Сахалина, и сахарным заводам Украины, и кондитерам Прибалтики. Мебельная фабрика вы­пускает стулья и театральные кресла, имеющие большой спрос. На западной окраине поселка действует молокозавод. Автохо-Мйство, крупные современные мастерские объединения «Сель­хозтехника» помогают району получать высокие урожаи льна и картофеля. Дубровский лен, кстати, занимает в областном ба­лансе более 60 процентов. Будучи высокого качества, он не раз демонстрировался  на  ВДНХ.

В поселке работает больница, оснащенная новейшим меди­цинским оборудованием. Обслуживание населения еще больше улучшится, когда будет закончено строительство больничного Городка, состоящего из комплекса удобных и просторных зда­нии.

К услугам жителей поселка — Дом культуры, гнирокоэкран-ВЫЙ кинотеатр «Маяк», универмаг, ресторан, гастроном, про-дснюльственные магазины. Ширится жилищное и культурное строительство. Сдан в эксплуатацию комбинат бытового обслуживания, десяток многоквартирных домов.

Еще несколько лет назад люди, приезжавшие в Дубровку в командировку, вынуждены были жить в тесных номерах деревянной гостиницы. Удобств там было не ахти сколько. Малень­кое помещение зачастую не вмещало всех гостей. Теперь в поселке построена двухэтажная кирпичная гостиница. Современ­ная мебель, цветы на подоконниках, образцовая чистота, уют, заботливое обслуживание — все это делает пребывание в гости­нице весьма приятным.

В последние годы в поселке сданы в эксплуатацию Дом свя­зи, новая водонапорная башня, котельная бани, гастроном, онощной магазин. Рабочие шпагатной фабрики получили новый многоквартирный дом. Открыт второй поселковый детский сад. В новом, хорошо оборудованном помещении разместился книж­ный магазин. Возведено здание поселкового Совета.

Благоустраиваются улицы Дубровки. В частности, рекон­струирована центральная площадь. Улица, ведущая к памятни­ку В. И. Ленину, заасфальтирована. Асфальтом покрыта и пло­щадь.

Поселок газифицируется. Природный газ получила уже шпагатная фабрика. Прокладывается и водопровод, сооружены новые колонки и колодцы.

В полукилометре от юго-западной окраины поселка более чем на шестидесяти гектарах раскинулось озеро — прекрасное место отдыха дубровцев.

Железнодорожная станция, положившая начало поселку, ежедневно принимает и отправляет сотни тонн народнохозяйст­венных грузов. Пассажирские и пригородные поезда надежно обеспечивают связь жителей Дубровки не только с областным центром, но и многими городами страны.