СтраницаДу­бинин

Владимир Ду­бинин Брянск

КОМПОЗИТОР ВЛАДИМИР ДУБИНИН ОТМЕЧАЕТ В ЭТИ ДНИ ЮБИЛЕЙ — 35-ЛЕТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Неужели 35? Не верю! Ка­жется, еще вчера он стоял в прохладном зале художе­ственного музея, согревая руки перед выступлением. Затем подошел к роялю, что­бы пройтись по клавишам... души. И вот уже такая серьез­ная дата.

— Ничего удивительного,— улыбается Владимир,— Просто первую оперу «Краденое солнце» я написал в девять с половиной лет. Не смог пройти мимо пол­ной драматизма истории, рас­сказанной Корнеем Чуковским. Помните?

Солнце по небу гуляло И за тучу забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно. А сороки-белобоки Поскакали по полям, Закричали журавлям: «Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил». Что ж, описание борьбы сил света и зла тронуло не одну дет­скую душу!

Музыка в доме Дубининых была чем-то естественным, как воздух. Однажды родители, вернув­шись с концерта, застали сногшибательную картину. В центре комнаты стояла батарея из ка­стрюль, крышек и банок. Ма­ленький Волик (так его звали домашние), отчаянно гремя на необычной ударной установке, с упоением орал на всю квартиру эту песню... К восьми годам он уже сочинил первые пьесы для струнного квартета. Потом его потянуло на большие жанры.

— Отец часто ставил дома пластинки с операми. Это на меня подействовало необычайно вдохновляюще. Я решил, что не хуже, и написал оперу! —смеется Дубинин,— За месяц расписал партитуру (узнав предваритель­но у отца количество солистов и состав оркестра), и 27 мая 1978 года в Брянском музыкальном училище прошла премьера. Я сам участвовал в постановке — играл на треугольнике и кокош­нике. Изображая сцену битвы медведя и крокодила, пожалуй, заглушил весь оркестр! Это был мой дебют на большой сцене -и как композитора, и как исполнигилистический дух револю­ционных войск православному воинству. Появилась большая хоровая сцена — гимн француз­ской армии. Фрагмент с русски­ми ополченцами — с народным переплясом и частушками про Бородино в исполнении нашей «Ватаги». Есть и игровая сцен­ка — бой русского полковни­ка с французом на саблях. Я долго думал, как закончить эту вещь. На глаза попалось еще одно лермонтовское стихот­ворение — о рождении ребен­ка. Решил, что это прекрасный символ, который противостоит войне и смерти. Когда полков­ник гибнет, появляется актри­са, само олицетворение света, и читает эти жизнеутверждаю­щие строки. Затем хоровой апо­феоз, который сопровождается видеорядом. На заднике сцены появляются слайды с портрета­ми героев 1812 года.

В этой грандиозной поста­новке помимо ансамбля народ­ной музыки «Ватага» и оркестра Осипова участвовали академи­ческий хор Марио Бустилло, струнная группа симфониче­ского оркестра Эдуарда Амбар- цумяна, солисты областной фи­лармонии Анатолий Сафронов и Александр Сычев, а также артистка БДТ Светлана Рязан­цева и режиссер Анатолий Руд­ницкий. Зрители тепло при­няли «Фрески» — и в Брянске, и в Москве.

В этом году Владимир Ду­бинин порадовал публику но­выми смелыми эксперимента­ми. В конце ноября в «Дружбе» прошел концерт «Два мира», в котором вместе с Дубининым участвовал еще один брянский композитор Александр Стрекалов. Они и вправду очень разные.