БРЯНСКИЙ ДОМ СОВЕТОВ
Это здание — одна из немногих современных построек, удачно проведенных в духе современных архитектурных требований. Не отличаясь какими-либо необычайными архитектурными достижениями и базируясь исключительно на реальных возможностях, здание все же дает образец новой архитектуры, безусловно отличный от построек довоенного времени и являющийся переходом к воплощению новых архитектурных идей, осуществление которых, конечно, не может быть проведено без предварительного переходного периода.
Вся история этой постройки интересна также, как нормальная постановка дела. Первоначальная идея здания получена путем устройства конкурса на широких общественных началах, затем составление окончательного проекта поручается автору первой премии, которому при ознакомлении с местными условиями пришлось значительно видоизменить первоначальную композицию здания (явление почти неизбежное и потому нормальное). Затем к работе привлекаются специалисты по гражданскому строительству, и им была предоставлена возможность применить беспрепятственно свои знания и опыт.
В результате всего Брянск получает здание, которым справедливо гордится вся губерния, и которое представляется отрадным явлением на фоне современного строительства, архитектура которого замучивается и искажается всякого рода обывательскими, теоретическими и бюрократическими соображениями или же находится в руках строителей, не имеющих специальных архитектурных знаний.
Редакция журнала "Строительная промышленность"
История постройки такова.
Брянск, превратившийся в 1920 г. из обыкновенного уездного городка в губернский центр, совершенно не был приспособлен для размещения в нем учреждений губернского характера. Занятие под учреждения жилых домов повлекло за собой жесткое уплотнение населения, со всеми его последствиями. С другой стороны, сделавшись губернским центром, Брянск не имел ни театра, ни другого крупного здания общественного характера. Все это в совокупности еще ранее (в 1921 г.) поставило на очередь вопрос о постройке нового здания, могущего удовлетворить хотя бы основные нужды города. Однако, из-за финансовых затруднений дело всё откладывалось; лишь в 1924 г. губисполком нашел возможным приступить к первым подготовительным работам: выработке здания, составлению проекта, заготовке кирпича, а в дальнейшем и организации работ.
Ввиду отсутствия на брянском рынке хорошего качества обыкновенного кирпича в нужном количестве (до 3 млн.), было решено применить силикатный (песчано-известковый) кирпич, вырабатываемый заводом "Профинтерн" (в г. Бежице, Брянской губ.). Основанием к этому послужили произведенные специальные испытания его (в том числе в Институте Силикатов), давшие благоприятные результаты, а также опыт применения этого кирпича для построек в Бежице. К сожалению, в дальнейшем при эксплуатации здания выявились некоторые отрицательные его свойства.
Одновременно, путем анкет и дальнейшей обработки их, было выявлено основное задание на проект, выбрано место для постройки и объявлен всесоюзный конкурс через Московской Архитектурное О-во на составление эскизного проекта.
В дальнейшем разработка проекта (кроме специальных оборудований) была переданы арх. А. 3. Гринбергу, получившему на конкурсе первую премию: он же был привлечен и в качестве постоянного консультанта при выполнении работ, которые были поручены солиднейшей московской организации - Мосстрою, но не как подряд, а по договору поручения, за определенное комиссионное вознаграждение. Хозяйственно-технический надзор за выполнением работ от губисполком был возложен на Управление Губинжа.
Подобная организация работ оказалась вполне жизненной, как сочетание всех положительных сторон отдельных ее элементов. Так напр., договор поручения — при отсутствии точно установленных кредитов на постройку — позволял в самом процессе ее выполнения варьировать, вводить изменения и улучшения, при чем вся экономия на материале оставалась в пользу губисполкома. С другой стороны, привлечение в качестве постоянного консультанта автора проекта, а также назначение уполномоченным от Мосстроя опытного практика, архитектора-художника М.Г. Шилянского, обеспечило максимальный художественный эффект сооружения.
По заданию выполнение всей постройки было намечено в 2 сезона (1925 и 1926 гг.), с тем, чтобы 1 октября 1926 г. здание было передано в эксплуатацию. Благодаря своевременной подготовке работ, план этот был выдержан почти полностью: работы были начаты фактически 8 апреля 1925 г. и закончены (за отдельными недоделками) 6 ноября 1926 г., когда, в годовщину Октябрьской революции, и состоялось торжественное открытие.
При производстве работ пришлось столкнуться с целым рядом современных затруднений. Главные трудности были с получением некоторых материалов, в особенности железа всех видов и частей оборудования. Несмотря на заключенные договоры заказы получались с опозданием: некоторых предметов совершенно не оказывалось на рынке. Приходилось всячески изощряться, заменять одно другим, комбинировать и даже изготовлять, что возможно, на постройке.
Значительные трудности встретились и с подбором рабочих нужных квалификаций. Целого ряда квалификаций не оказывалось на местной бирже и, несмотря на проводимый принцип использования местной рабсилы, целые артели рабочих приходилось выписывать из Москвы и др. губерний.
В настоящее время все оставшиеся недоделки закончены, и составленная отчетность позволяет выявить цифры стоимости всех элементов постройки. Основная цифра - стоимость на 1 куб. сажень - составляет около 280 руб., что при монументальном характере здания и наличии ряда удорожающих моментов (применение естественного и искусственного мрамора, дорогой цокольной облицовки, специального оборудования сцены и пр.) следует признать невысокой. Значительную роль в этом отношении, помимо самого способа работ и планового их выполнения, следует отвести использованию губисполкомом всех удешевляющих местных возможностей. Напр., все столярные работы, включительно до обработки паркетной фризы и изготовления театральных кресел и прочей мебели, выполнялись хозяйственным способом на своей деревообделочной фабрике. Точно так же все мраморные изделия (облицовочные плиты, ступени, подоконники и пр.) изготовлялись хозяйственно на Шамардинском мраморном заводе, заарендованном для этой цели у Калужского ГСНХ.
В заключение небезынтересно привести вкратце некоторые данные, характеризующие возведенное сооружение.
Общая кубатура возведенных зданий с вспомогательными постройками — около 6000 куб. саж. Основные части сооружения - главное здание и дом съездов, соединенные между собою переходом и составляющие по архитектуре одно целое. В главном здании размещается большая часть губ. учреждений, парт, и проф. организаций, с буфетом-столовой для сотрудников, отделением почтово-телеграфной конторы, междугородним телефоном, радиостанцией, несгораемыми кладовыми и несколькими жилыми помещениями для обслуживающего персонала.
Дом съездов имеет большой зал вместимостью с ярусами до 1200 чел., а также вполне оборудованную сцену, фойе, буфет и пр., каковые устройства дают возможность, помимо съездов и собраний, эксплуатировать здание как театр. Кроме того, в главном здании имеется прекрасно оборудованный малый зал на 180 чел. и три небольших зала заседаний при организациях. Все помещения обоих зданий обеспечены массой света и воздуха и удовлетворяют всем требованиям санитарии и гигиены, а своей выдержанной в одном стиле и простой отделкой оставляют приятное впечатление.
По конструкции здание из белого силикатного кирпича с железобетонными перекрытиями между этажей, обеспечивающими ему полную несгораемость. Здания оборудованы центральным водяным отоплением с побудительной циркуляцией, центральной вытяжкой и частью приточной вентиляцией, пожарным водопроводом, специальным электрооборудованием сцены, канализацией и пр.