Страницадолг

Брянск.  Возьмите еще в долг, пожалуйста! (беспричинно много берут в долг).

Вал взволнованных статей прокатился по российской прессе. Тема — что-то мы стали беспричинно много брать в долг. Самое тревожное, что кредиты берут не на покупку жилья или получение образования (там суммы большие, получить их непросто), зато налицо на манер массового психоза увлечение ссудами на покупку товаров в торговых сетях и кредитными картами.

ДОМОХОЗЯЙКА К. ВТОРОЙ РАЗ РЕШИЛА СТАТЬ СУРРОГАТНОЙ МАТЕРЬЮ: НАДО ПЛАТИТЬ КРЕДИТ, ВЗЯТЫЙ НА ОПЕРАЦИЮ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ГРУДИ.

Стоит зайти в Брянске в любой магазин по продаже электротехники и, удиви­тельная ситуация, только сильный духом сможет оттуда унести ноги, не взяв чего-то абсолютно бесплатно, под декларируемый нулевой процент и обещание платить по­том «понемножку». Ну, разве попросят в магазине тебя подписать некое заявление, так что с того? И только редкий педант разберет, что это невзрачное заявление и есть договор с банком, обслуживающим кредит. И обычно договор это кабальный. Охоту, с которой многие наши сограждане берут потребкредиты, можно назвать бе­дой хуже героина — деньги оказываются самым сильным наркотиком.

По данным Банка России, объем вы­данных потребительских кредитов соста­вил 9 триллионов рублей. Речь идет о за­ймах на покупку бытовой техники, мебели, одежды и автомобилей, а также задол­женность по кредитным картам. Ипотечные займы в этот показатель не входят.

Покупая, например, в США автомобиль в кредит, потребитель переплачивает за него в среднем в 5 раз меньше, чем в Рос­сии. Главной особенностью российской системы потребительского кредитования является перекладывание всех рисков на заемщика. Это позволяет банкам не тра­тить ресурсы на формирование достаточ­ных резервов. А самих заемщиков вгоняет в круговую поруку, когда за того, кто не вернул кредит, платит его добросовестный «коллега». Получается эдакая кредитная пирамида.

В условиях такого дикого рынка потреб- кредитования существенный рост задол­женности населения означает приближе­ние кризиса. А именно волны массового невозврата кредитов.

Если в США, просро­чив платеж по кредиту, вы больше не получите новый, то в России такое вполне возможно. Ведь кредитным историям всего несколько лет. И далеко не все банки ими пользуются. Тре­тий и четвертый заем россияне, как правило, оформляют тогда, ког­да им не хватает денег для обслуживания предыдущих. И за последнее время коли­чество таких «многоразовых» заемщиков выросло в разы.

При этом снижение среднего размера кредита при постоянных комиссиях де­лает его обслуживание дороже. Занимая понемногу, население все глубже зале­зает в долги.

Многие банкиры, которым, казалось бы, раздавать кредиты населению по высоким ставкам должно быть выгодно, впервые признали, что закредитованность их кли­ентов близка к критической отметке.

Журналист Леонид Бершидский под­считал, что задолженность среднего тру­доспособного россиянина перед банками превышает 113 тысяч рублей, что состав­ляет пять месячных зарплат. При этом 68 тысяч рублей из этой суммы является необеспеченным долгом.

Агентство «Финмаркет» утверждает, что отчаявшиеся заемщики, которых в России сейчас 34 миллиона человек, или Д5 про­центов экономически активного населе­ния, фактически построили сами для себя кредитную пирамиду. Поскольку у них нет возможности вернуть гигантские долги, они пытаются обслуживать старые кредиты за счет новых. В «ВТБ 2А» таких заемщиков назвали «долговыми наркоманами» и под­считали, что в России их может быть около пяти миллионов человек.

И уже пошли по свету истории, как муж взял денег в банке на подержанную ма­шину, да вскоре сам погиб, и теперь банк приходит описывать жилье его семейства, в котором жена и не волновалась ни о чем, пока судебные приставы не пришли из дому выгонять. Другая семья брала по кредитам в нескольких банках мебель, телевизор, стиральную машину, пока не выяснила с удивлением, что уж и переплатила вдвое, а долгов так и не погасила. Или — домохо­зяйка К. второй раз решила стать суррогат­ной матерью: надо платить кредит, взятый на операцию по увеличению груди.

Многие не могут отмахнуться от агрес­сивной, навязчивой рекламы «легких де­нег». Большинство за­емщиков, особенно из небольших городов или сел, странным об­разом относятся к по- требкредитованию как к помощи от государства, видя в них что-то вроде советских касс взаимо­помощи, очень смутно отдавая себе отчет, как устроены и на что существуют банки. «Хо­телось хорошо пожить, и вроде стало полу­чаться, как вдруг...» — главная их жалоба. Большинством движут не соображения экономической целесообразности, а же­лание жить не хуже соседей и лучше, чем можешь себе позволить.

Сергей КУПРИЯНОВ, журналист