Страницадекор

ДЕКОР ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛИЩА ТРУБЧЕВСКОГО РАЙОНА Брянской области

Основные мотивы декора распространены по районам
области неодинаково. По наиболее часто повторяющимся моти-
вам орнамента область можно условно разделить на три зоны:
южную, северо-восточную и западную. Южные районы Брян-
ской области включают территории Стародубского, Почепско-
го, Погарского, Трубчевского, Севского, Суземского и части
Комаричского районов. Трубчевский район был частично иссле-
дован в 70-е годы Г.В. Мароховским. С 1987 по 1998 гг. на его
территории были проведены этнографические экспедиции: под
руководством А.М. Дубровского в период с 1990 по 1994 гг. Бы-
ли проведены индивидуальные экспедиции автора: (1992, 1994,
1997). Совместно с Ю.А. Робкиным были обследованы поселе-
ния Трубчевского района (1997). В ходе экспедиций собран зна-
чительный материал, позволяющий рассмотреть развитие деко-
ра и определить причины, влияющие на особенности его разви-
тия.
Юг Брянщины интересен в плане изучения развития де-
кора и исследования факторов, которые могли повлиять на это
развитие. Здесь сочетается наличие крупных лесных массивов,
участки лесостепи и степи. В этой части края находятся селения,
пережившие в своем развитии неодинаковые формы эксплуата-
ции: частью сел владели помещики, некоторые села находились
в фонде государственных земель (Комарицкая волость), часть
территории находилась в ведении Стародубского казачьего пол-
ка. Определенное влияние оказала и религия. Большая часть на-
селения исповедовала православие.
Великая Отечественная война, прокатившаяся по терри-
тории края с августа 1941 по октябрь 1943 гг., уничтожила боль-
шую часть строений. Сохранились только одиночные дома, ко-
торые были построены в конце Х1Х  начале ХХ вв. Тем не ме-
нее, постройки, обследованные автором, позволяют выявить
традиции развития народного зодчества, передававшиеся из по-
коления в поколение. Большинство современных строений от-
носится к послевоенному периоду и носит отпечаток послевоен-
ного восстановительного времени. Основной задачей тогда яв-
лялось в кратчайший срок поставить временное жилье, поэтому
не всегда проявлялась забота о художественном облике дома.
Основным материалом по-прежнему являлось дерево. Из
него изготавливались бревна для сруба. Щепой, тесом, дранкой
покрывалась крыша, досками покрывались полы и т.п., что было
присуще традиционному жилищу этой местности и в XIX в. Ка-
ждый хозяин сам становился мастером, редко строения возводи-
ли пришлые мастера. Однако строители понимали, что каждый
конструктивный элемент здания может стать произведением ис-
кусства только в том случае, если сможет оказывать определен-
ное эмоциональное воздействие на человека, поэтому вводили
декорированные элементы. Мотивы орнамента продолжали ра-
нее существовавшую традицию.
Украшались обычно наличники. Крыльцо, веранда и во-
рота декорировались в редких случаях. Предпочтенье отдава-
лось орнаменту, который был наиболее известен в округе. Ук-
рашения выполнялись техникой пропильной резьбы как наибо-
лее простой в исполнении. Несмотря на то, что часто пользова-
лись шаблонами, каждый орнамент был по-своему оригинален.
Как показали опросы резчиков, даже пользуясь шаблоном, мас-
тер стремился внести что-то свое. В результате творческого
подхода к работе проявлялись индивидуальные черты даже у
стоящих рядом жилых строений.
Рассмотрим основные мотивы декора. Деревянная резьба
на территории Трубчевского района представлена украшением
наличников домов. Ворота украшались крайне редко. Мотивы
резьбы не отличаются сложностью композиций и техникой ис-
полнения. Именно эта простота и объясняет то, что район мало
исследовался этнографами.
Украшения наличника представлены элементами про-
пильной и накладной резьбы. Господствует геометрический ор-
намент. При исследовании автором выявлялось количественное
соотношение определенных типов декора по отношению друг к
другу на всей территории района или в конкретных населенных
пунктах. Полученные данные позволяют выявить точные грани-
цы распространения определенных типов декора наличников.
Декор наличника представлен разными типами. В основе клас-
сификации, предложенной автором, лежат наиболее повторяю-
щиеся мотивы орнамента. Определенный мотив может быть
представлен достаточно большим числом вариаций. Выделяется
несколько типов: геометрический – преобладание геометриче-
ских мотивов орнамента, растительные – преобладание расти-
тельных мотивов, орнитоморфный – преобладание изображения
птиц, зооморфный – изображения животных и антропоморфный
– изображение человека. Определенный мотив орнамента может
быть представлен несколькими видами, объединяющими повто-
ряющиеся, сходные мотивы. В Трубчевском районе выделяется
несколько видов геометрического орнамента наличника.
Самые простейшие украшения окон представлены на-
личником с простейшим навершием без каких-либо украшений,
очелье украшено в виде нескольких плашек, расположенных в
определенной композиционной последовательности. Наличник
может иметь боковые доски, имитирующие ставни. Более слож-
ный геометрический орнамент представлен композицией из тре-
угольников, зубцов и полукружий. Мог украшать навершие на-
личника, выполненного в виде каркаса. Косой ромб часто вы-
ступает единственным элементом украшения наличника. Он по-
лучил распространение на очелье и на ставнях, мог быть сдво-
енным. Усложненный ромбовидный орнамент с боковыми эле-
ментами представлен наиболее массовым числом вариаций.
Самыми простыми в исполнении были наличники, укра-
шенные геометрическим орнаментом. Посредством размещения
на очелье небольших плашек создавался определенный рисунок.
Несмотря на разнообразие видов, прослеживается определенный
порядок в составлении композиций. В центре обычно размещал-
ся простейший геометрический узор в виде перекрестия, косого
ромба или круга, от которого отходили лучи различной формы.
Так, в с. Рябчевск данный мотив орнамента представлен в виде
прямоугольной доски с двумя вертикальными плашками по кра-
ям, в центре помещен треугольник, от которого отходят гори-
зонтальные плашки к краям доски. Встречаются разные вариа-
ции, представленные заменой горизонтальной плашки двумя,
тремя перекрещенными плашками и т.п. Подобные виды налич-
ника мы можем наблюдать в дд. Голубча, Арельск, Кветунь,
Красное и др. Другой вид представлен узором из двух плашек,
размещенных на очелье в виде треугольника с вершиной в сере-
дине доски. Наличники могли иметь навершие.
Наибольший интерес представляет сложный геометриче-
ский орнамент на наличнике в виде карниза, с использованием
большого числа полукружий, городков и дуг. Орнамент выпол-
нен в технике накладной пропильной резьбы. Подобные налич-
ники характерны не только для Брянщины, они встречаются и в
других регионах России. Их появление мастера объясняют сло-
жившейся традицией выражать через орнамент пожелание бо-
гатства хозяевам дома. На юге Брянщины такие наличники бо-
лее всего распространены в дд. Красном, Филипповичах, Ма-
карзне, Кветуни, встречаются они и в других населенных пунк-
тах.
Помимо основных типов орнамента наличника часто
встречаются и нетрадиционные, исполненные как единичные
экземпляры. Как выяснилось, эти орнаменты принесены из дру-
гих районов при миграциях населения. Следует отметить, что
если появляется наличник, выделяющийся своей нетрадицион-
ностью на фоне основных типов, то он не имеет подражатель-
ных аналогов. Вариации же геометрического орнамента налич-
ника имеют шанс на распространение и сохранение. В с. Ряб-
чевск обнаружен один наличник, изготовленный мастером Ва-
силием Савченко не по старым шаблонам, а по собственным
чертежам. Но, несмотря на самостоятельность изготовления, ав-
тор не отошел от традиции, а лишь усложнил геометрическую
орнаментацию. При последующих посещениях села участника-
ми этнографических экспедиций мастеру были предложены
шаблоны и фотографии различных вариантов орнаментов на-
личника, в том числе зооморфные и антропоморфные орнамен-
ты. Мастер признал, что образцы интересны, но он не стал бы
размещать их на своем доме, так как они для него не подходят.
Он привык к определенным геометрическим узорам. Подобные
беседы не единичны. В д. Кветунь мы также нашли оригиналь-
ный наличник, не имеющий аналогов в окрестностях. При раз-
говоре с хозяином дома удалось выяснить, что этот мотив был
принесен им из Ульяновской области, где он ранее проживал.
Подобный же наличник украшал окна дома напротив. Хозяин
вырезал наличник по шаблону соседа, так как ему понравился
орнамент. Больше подобных наличников в деревне не обнару-
жено.
Геометрический тип орнамента наличника господствует
практически на всей территории района. В особый тип можно
выделить орнамент с использованием ромба как основного эле-
мента композиции.
Ромб – один из самых распространенных мотивов в Брян-
ской области, как на вышивке, так и на наличниках. На налич-
нике он отличается большим разнообразием форм: от простого
ромба  к сдвоенному и до ромба с боковыми элементами раз-
личной формы. Иногда место ромба занимает круг. Каждый
мастер по-разному изображал один и тот же мотив, но везде
ромб либо в центре, либо с отходящими от него лучами различ-
ной формы, иногда в центре изображен геометрический орна-
мент с ромбами по сторонам. Ромбический орнамент характерен
для многих регионов России. Косой ромб, выполненный в тех-
нике накладной резьбы, встречается на территории южнорус-
ских центральных областей, а также и в северных регионах Рос-
сии [1]. Появление ромба в орнаменте мастера объясняют сло-
жившейся традицией. Ромбический орнамент распространен в
вышивке рушников, набожников. В орнаменте вышивки часто
выступает как символ плодородия. Выступая как знак плодоро-
дия, ромб вполне мог выполнять функцию оберега жилища [2].
Часто встречаются наличники, в центре композиции ор-
намента которого появляется круг. В с. Радутино и д. Сагутьево
распространен наличник с изображением круга с отходящими от
него вниз косыми лучами. В том же Радутино встречается на-
личник, на котором косые лучи отходят от круга вверх. В ходе
опроса выяснилось, что мастер таким образом изобразил восхо-
дящее солнце. Подобный мотив распространен в районе при ук-
рашении предметов домашнего обихода: скамей, стульев, дере-
вянных сундуков. Данный мотив мог быть отражением древних
верований. Жилище в системе мировоззрения славян, представ-
ляло уменьшенную копию вселенной. Поэтому и мотив движе-
ния светила часто встречается на полотенцах, предметах посто-
янного пользования, веретене и т.п. Получил распространение
такой мотив и в декоре жилища [3]. Рассматривая соотношение
ромба и круга в орнаменте наличников, следует отметить, что
если ромб встречается довольно часто один, то круг никогда не
выступает самостоятельным элементом композиции. Соотноше-
ние данных видов геометрического типа орнамента наличника
неодинаково: наибольшее распространение простейший геомет-
рический вид орнамента получил в районе от с. Рябчевск до с.
Любожичи, затем постепенно главенствует изображение ромба,
далее от с. Филипповичи – вновь полное господство простейших
геометрических мотивов до села Селец, затем преобладание мо-
тивов ромба с боковыми элементами.
Определенное распространение в районе получил расти-
тельный орнамент. Однако при детальном исследовании можно
сделать вывод о том, что мотив принесен из северных и запад-
ных районов области переселенцами. В результате миграции по-
являются жилые строения, украшенные орнаментом, характер-
ным для севера области. В с. Рябчевск большое количество до-
мов украшено наличниками с растительным орнаментом в виде
трехчастной композиции с вьющимися ветвями и розеткой в
центре. Данные наличники устанавливались в основном на но-
вых, включая и кирпичные дома. Из опроса населения стало из-
вестно, что они изготовлены не местными мастерами, а в коопе-
ративе г. Брянска.
Появление наличников на кирпичных домах, которых не
имелось в прошлом, говорит о силе традиции. Однако не может
не вызывать беспокойства то, что в сельскую местность стали
проникать образцы орнамента, не имеющие ничего общего с
культурной народной традицией. На территории района встре-
чаются и наличники с орнитоморфными мотивами орнамента. В
с. Филипповичи три наличника имеют одно и то же навершие со
стилизованным изображением двух голубей, обращенных друг к
другу. При разговоре с хозяйкой оказалось, что во время войны
в деревне проживал подросток, бежавший из Брянского детско-
го дома. Он-то и вырезал эти наличники по памяти, что видел в
детстве.
Можно заметить, что к югу увеличивается число домов,
на которых украшения наличника либо слабо обозначены, либо
совсем отсутствуют. Это во многом связано с постепенным пе-
реходом от лесной зоны в лесостепную и, следовательно, со-
кращением применения дерева как строительного материала [4].
При рассмотрении декора необходимо отметить образцы,
получившие распространение в городах или рабочих поселках.
Городская архитектура заметно отличается от крестьянской. Тем
не менее, строения, находящиеся на окраине города, сохраняют
традиционные мотивы. Жилой дом в Трубчевске (ул. Советская,
21) относится ко 2-й половине 19 в. Дом украшен рамочными
наличниками прямоугольных окон с сандриками и нишами под
ними, в орнаменте преобладает ромб. Наличник имеет ставни с
двумя филенками. Ставни декорированы так же, как и весь на-
личник, орнаментом с использованием ромба. Подобными на-
личниками с ромбом в орнаменте украшено большинство строе-
ний в Городцах (пригород Трубчевска), деревянные строения по
ул. Урицкого, Брянской и Советской. Большинство строений в г.
Трубчевске украшено наличниками, где использованы дополни-
тельные накладные детали, изготовленные на токарном станке.
Элементы украшения наличников более массивны, изобилуют
дополнительными деталями. Дома с подобными наличниками
принадлежали купцам, которые и заказывали резные украшения,
стараясь выделиться тем самым среди соседей [5].
Рассматривая особенности декора южных районов Брян-
ской области, можно отметить, что на территории зоны получил
распространение преимущественно геометрический орнамент,
наиболее полно представленный в Трубчевском районе. Ближе к
Новозыбкову появляется растительный орнамент. На формиро-
вание основных мотивов и техники выполнения декора оказыва-
ет влияние такой фактор, как социальный статус поселения, оп-
ределяемый особенностями вероисповедания части населения.
Декор городских строений отличается от крестьянских строений
разнообразием форм и технических приемов. Особо отличаются
строения, принадлежащие купцам. Наличники их домов укра-
шены элементами пропильной трехгранно-выемчатой резьбы.
Все это соответствует высказанному ранее выводу о влиянии
развития ремесла и торговли на формирование домовой резьбы.

С.В. Чернышов, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского