Декабристы Брянского края
Переходя непосредственно к вопросу о декабристах
Брянщины, нужно признать, что здесь, как и вообще в характе-
ристике участников декабристского движения, есть немало не
до конца выясненных моментов, начиная с главного: кого счи-
тать декабристами? Если членов всех тайных обществ, относи-
мых к декабристским, то многие из участвовавших в них лиц
позже отошли от движения и вообще не привлекались к следст-
вию. Если участников вооруженных выступлений в Петербурге
и на Украине, то среди них были не только члены тайных об-
ществ, но и увлеченные общим несогласием с переприсягой
офицеры, не имевшие отношения к предшествующему движе-
нию. Если лиц, сосланных в Сибирь, то как рассматривать тех, к
кому были применены другие меры наказания, включая перевод
на Кавказ? А как быть с теми, кто, формально не вступая в тай-
ные общества, знал об их деятельности и в чем-то сотрудничал с
ними, но не был назван товарищами на следствии и не понес наказания?
Единого подхода к этим вопросам у декабристоведов нет.
На наш взгляд, для характеристики декабризма в целом и раз-
ных этапов этого движения нужно учитывать всех лиц, отно-
сившихся к перечисленным категориям, естественно, не вырав-
нивая их в некоем общем списке, а конкретно определяя степень
участия каждого.
Не все однозначно и в определении круга лиц, относимых
к декабристам Брянщины. Одна категория бесспорна – урожен-
цы тех территорий Орловской, Черниговской и Смоленской гу-
берний, которые сейчас относятся к Брянской области. Кроме
того, на наш взгляд, с некоторой долей условности к ним могут
быть отнесены и те, кто не родился здесь, но достаточно дли-
тельное время проживали на этих территориях или периодиче-
ски приезжали сюда.
Суммируя известные на настоящее время данные, среди
участников декабристского движения нашими земляками явля-
ются: уроженец села Кабаличи Брянского уезда Алексей Ивано-
вич Тютчев (в краеведческой литературе местом его рождения
ошибочно называли сёла Хотылёво и Овстуг), уроженец села
Душатин Суражского уезда Демьян Александрович Искрицкий,
уроженец села Понуровки Стародубского уезда Александр Ми-
хайлович Миклашевский, уроженец села Лакомая Буда Ново-
зыбковского уезда Егор Петрович Немирович-Данченко, уроже-
нец Почепа Василий Алексеевич Перовский.
Если о трех первых основные данные можно найти в
упомянутой работе В.С. Пасина, то двое оставшиеся заслужи-
вают некоторого разъяснения. О Е.П. Немировиче-Данченко
сведения очень скудны. Наиболее информативный биографиче-
ский справочник «Декабристы», изданный в 1988 г. и подготов-
ленный С.В. Мироненко, не содержит данных о месте его рож-
дения, но называет родителей – бунчукового товарища Петра
Ивановича Немировича-Данченко и Ульяну Григорьевну Ис-
крицкую. В 1820-1821 гг. Е.П. Немирович-Данченко являлся
прапорщиком, затем – подпоручиком лейб-гвардейского Измай-
ловского полка, в 1820 г. был принят в тайное общество Ф.
Глинки-Перетца, а в начале 1821 г. – в тайное Измайловское
общество (в последнее его принимал А.М. Миклашевский). Од-
нако в том же году Е.П. Немирович-Данченко вышел в отставку
по болезни, а в начале 1822 г. скончался.
Материалы описей малороссийских губерний, «Русского
провинциального некрополя», мемуары Л.И. Дудицкого-Лишня
и некоторые другие документы позволяют утверждать, что ро-
довым гнездом для Е.П. Немировича-Данченко было село Лако-
мая Буда (сейчас – в Климовском районе). Это селение, осно-
ванное во второй половине XVII в. как слобода, с 1709 г. стало
владением топальского сотника Филиппа Данченко. Представи-
тели этой фамилии (с середины XVIII в. – Немировичи-
Данченко, но нередко именовавшиеся и короткой первоначаль-
ной) владели селом вплоть до второй половины XIX в. Несо-
мненно, что в нем нашел бы свое последнее успокоение и умер-
ший, не достигнув 25 лет, Егор Петрович, но привезти его тело в
родовое гнездо было, видимо, некому. Его отец, Петр Иванович,
умер в 1820 г. в возрасте 63 лет и был похоронен в Лакомой Бу-
де; два старших брата (к сожалению, их имена пока не удалось
установить) погибли в 1812 г. на Бородинском поле; младший
брат Михаил был болен и, не дожив до 19 лет, скончался в 1822
г., вскоре после брата Егора.
В историко-краеведческой литературе, в связи с описани-
ем парка в с. Лакомая Буда, который имел необычную форму
(щита и меча), встречаются, к сожалению, некоторые ошибки.
Создание парка приписывается некоему «помещику Шведу»,
якобы владевшему селом в начале XIX в. Приведенные ранее
факты позволяют сделать вывод, что парк, вероятнее всего, соз-
давался в 1814-1819 гг. Петром Ивановичем Немировичем-
Данченко как знак памяти о воинской доблести погибших сыно-
вей и других защитников Отечества в 1812 г. А дворянской фа-
милии Шведов в Новозыбковском уезде в начале XIX в. просто
не было – в описях упомянута лишь фамилия стародубского
купца Шведа. Возможно, потомки его приобрели после отмены
крепостного права часть лакомобудских земель и устроили здесь
свое имение, почему оказались косвенно связаны с парком с.
Лакомая Буда. Последний же из прежних местных помещиков,
Петр Николаевич Немирович-Данченко, был похоронен в селе в
1883 г. Кем он приходился бывшему члену тайных обществ
Егору Петровичу – неизвестно.
Остается добавить, что в годы офицерской службы в Пе-
тербурге Е.П. Немировича-Данченко, А.М. Миклашевского и
Д.А. Искрицкого наверняка сближали не только земляческие и
идейные связи, но и достаточно близкое родство (матерью Е.П.
Немировича-Данченко была Искрицкая, а бабкой Д.А. Искриц-
кого – Миклашевская). К этой земляческой группе мог отно-
ситься и младший брат Демьяна Искрицкого, Александр, кото-
рого также подозревали в причастности к тайному обществу, но
отсутствие явных доказательств позволило ему избежать ареста.
Позже А.А. Искрицкий был видным военным топографом, в чи-
не генерал-майора ушел в отставку и умер в своем имении в с.
Далисичи Суражского уезда.
Что касается упомянутого В.А. Перовского, то этот вид-
ный государственный и военный деятель России был связан с
Брянщиной лишь фактом своего рождения и кратким периодом
младенчества. Его участие в тайных обществах (Военном и
Союзе Благоденствия) также было достаточно кратковремен-
ным, а его служба адъютантом великого князя Николая Павло-
вича и активное участие в действиях против мятежников 14 де-
кабря 1825 г. обеспечили ему полное доверие нового императора.
Вполне возможно, что еще одним уроженцем Брянщины
среди членов тайных обществ был Степан Михайлович Семе-
нов, выходец из духовенства, в 1810 г. закончивший Севскую
духовную семинарию. Фамилия Семеновых встречалась в конце
XVIII - начале XIX вв. среди священнослужителей Брянского и
Севского уездов, но пока обнаружить документы с достоверной
информацией о родословной С.М. Семенова и месте его рожде-
ния не удалось. В 1814 г. он завершил обучение в Московском
университете, где был одним из лидеров вольномыслящей части
студенчества; в 1816 г. стал магистром этико-политических на-
ук. Затем служил в Москве в чине титулярного советника, стал
дворянином, но ни землями, ни крепостными не владел. В 1824
г. возглавлял комиссию по проверке фактов жестокого обраще-
ния с крепостными со стороны курской помещицы О.К. Бри-
скорн (ее имение с суконной мануфактурой, с. Прилепы, было
смежным с Севским уездом). Был одним из руководителей Сою-
за Благоденствия, членом его коренной управы; знал о сущест-
вовании Северного общества, но участия в его деятельности, ве-
роятно, не принимал. Твердо держался во время следствия, за
что и было приказано содержать С.М. Семенова закованным в
ручные кандалы «на хлебе и воде». Поскольку прямой вины его
доказать не удалось, в июне 1826 г. «высочайше повелено, про-
держав еще четыре месяца в крепости, отправить в Сибирь на
службу, но без повышения чина и ежемесячно доносить о пове-
дении». Умер в 1852 г. в Тобольске, где последние годы служил
в губернском правлении, оставив о себе добрую память и у
бывших товарищей, и у многих местных жителей.
К числу членов тайных декабристских обществ, не ро-
дившихся на территории современной Брянской области, но
связанных с нею значительными периодами своей жизни, следу-
ет отнести Семена Егоровича Раича, Александра Федоровича
Бригена, Михаила Николаевича Муравьева и Ивана Федоровича Юрасова.
Семен Егорович Раич (настоящая фамилия – Амфитеат-
ров), уроженец Кромского уезда, закончил Севскую духовную
семинарию, но, в отличие от старшего брата Федора, в монаше-
стве – Филарета, ставшего выдающимся религиозным деятелем
XIX в. и более 20 лет являвшегося митрополитом Киевским, вы-
брал преподавательскую и литературную деятельность. В 1820-
1840-е гг. С.Е. Раич имел определенную известность как поэт,
переводчик, журналист, был руководителем литературного об-
щества в Москве, там же преподавал русскую словесность в Мо-
сковском университетском пансионе. Но еще раньше, с 1813 г.
С.Е. Раич занимался в качестве домашнего учителя и воспитате-
ля с Федей Тютчевым и оказал несомненное влияние на форми-
рование личности будущего поэта. Был членом Союза Благо-
денствия, но после прекращения его деятельности в начале 1821
г. политической активности не проявлял, поэтому в период
следствия над декабристами был «оставлен без внимания».
Связан с семейством Тютчевых был еще один участник
тайных обществ – Михаил Николаевич Муравьев. У тетки Ф.И.
Тютчева, Надежды Николаевны Шереметевой, после гибели ее
мужа осталось трое детей: сын Алексей Васильевич (в будущем
– член Союза Благоденствия, не привлекавшийся, однако, к
следствию) и дочери Пелагея и Анастасия. Старшая из них, Пе-
лагея, в 1818 г. вышла замуж за М.Н. Муравьева, который после
отставки в чине подполковника в 1821-1825 гг. жил в имении
своей жены в Рославльском уезде (с. Хорошково и сц. Лозицы –
в современном Рогнединском районе). К этому времени он уже
несколько лет был членом руководимых его старшим братом
Александром преддекабристской Священной артели, затем –
Союза Спасения и Союза Благоденствия, причем в последней
организации был членом Коренного совета и одним из авторов
устава. Оказавшись в Рославльском уезде и видя тяжелое поло-
жение местных крестьян в связи с голодом, М.Н. Муравьев,
пользуясь поддержкой своей тещи, Н.Н. Шереметевой, ее брата
И.Н. Тютчева, некоторых других лиц, а также своих товарищей
по Союзу Благоденствия И.А. Фонвизина и И.Д. Якушкина (по-
следний вскоре стал его близким родственником, женившись на
Анастасии Шереметевой), сумел оказать значительную помощь
голодающим. Был арестован по делу декабристов, но в июне
1826 г. освобожден с оправдательным аттестатом. Позже вер-
нулся на службу, занимал многие ответственные гражданские и
военные должности; являясь генерал-губернатором и коман-
дующим войсками Виленского военного округа, в 1863-1864 гг.
беспощадно подавил польское повстанческое движение, за что
был возведен в графское достоинство и стал именоваться Му-
равьевым-Виленским (в революционных кругах получил про-
звище – Муравьев-вешатель).
Благодаря своей женитьбе, не раз бывал на Брянщине
еще один из руководителей Союза Благоденствия – Александр
Федорович Бриген. Его женой стала Софья Миклашевская, сест-
ра уже упоминавшегося А.М. Миклашевского. Главным родо-
вым гнездом Миклашевских было село Понуровка под Староду-
бом. Именно здесь, после ухода в 1821 г. в отставку (формально
– по болезни, а в реальности – в связи с полученным правитель-
ством доносом, где отмечалась особо активная роль А.Ф. Бриге-
на в Союзе Благоденствия), проводил значительную часть сво-
его времени отставной полковник, периодически выезжая то в
Петербург, то в Киев по просьбе руководителей Северного об-
щества, хотя формально в состав этого общества он, вероятно,
не входил. Здесь же, а точнее, на хуторе Берёзовке близ Старо-
дуба, он и был арестован. После двух лет пребывания на каторге
А.Ф. Бриген был переведен на поселение – сначала в с. Пелым,
затем в г. Курган. Вернувшись после амнистии из Сибири, А.Ф.
Бриген вновь побывал в Понуровке, но вскоре, находясь в Пе-
тербурге, скончался. Жизнь, деятельность, творчество этой
очень примечательной личности были внимательно изучены си-
бирским историком О.С. Тальской, подготовившей к изданию в
серии «Полярная Звезда» книгу, посвященную А.Ф. Бригену,
которая теперь доступна всем историкам, но которую сама ис-
следовательница, к сожалению, увидеть не успела.
Ивана Федоровича Юрасова можно было бы отнести к
нашим землякам – ведь он родился в Карачевском уезде, но в
XIX в. уезд был значительно больше по территории, чем совре-
менный Карачевский район. Родовым же гнездом для И.Ф.
Юрасова, ставшего в декабре 1825г. членом Южного общества,
но вскоре серьезно заболевшего и отправленного в отставку с
предписанием жить в своем имении, было село Давыдово (сей-
час – в Шаблыкинском районе Орловской области). Здесь и
проживал отставной подпоручик почти безвыездно вплоть до
амнистии 1856 г. Несомненно, что по хозяйственным и прочим
надобностям он должен был хотя бы иногда посещать уездный
город Карачев, но документальных свидетельств на этот счет не
обнаружено. В то же время на основании писем И.С. Тургенева
известно, что выдающийся русский писатель был знаком с И.Ф.
Юрасовым и порой охотился с ним вместе (в частности, они
охотились вместе на дупелей весной 1853 г. в лесных дачах В.В.
Апраксина на территории Севского и Трубчевского уездов). Еще
до отмены крепостного права И.Ф. Юрасов предоставил своим
крестьянам личную свободу и передал «в вечную аренду» за не-
высокую плату 225 десятин земли на 23 двора. Последний доку-
мент с упоминанием И.Ф. Юрасова относится к ноябрю 1863 г.,
дата смерти остается неизвестной.
Можно назвать и некоторые другие примеры, косвенно
связывающие некоторых декабристов с Брянщиной. Так, в нача-
ле XIX в. владельцем деревень Бобылёва и Демьяничи в Брян-
ском уезде был князь Николай Петрович Оболенский, старший
брат одного из руководителей Северного общества и вооружен-
ного выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.
князя Е.П. Оболенского. Еще два участника этого выступления,
морские офицеры братья Б.А. и М.А. Бодиско, имели близких
родственников в Трубчевском уезде. Одной из старинных дво-
рянских фамилий Брянского уезда были Панютины, хотя к XIX
в. большая их часть покинула Брянщину. Одним из декабристов,
чье имя осталось неизвестным следствию, был полковник Федор
Сергеевич Панютин (1790-1865), командовавший в 1825 г. Сев-
ским пехотным полком, располагавшимся вблизи мятежного
Черниговского полка. Позже Ф.С. Панютин сделал успешную
карьеру, стал генералом от инфантерии. Словом, считать, что
все о декабристах Брянщины известно, пока что преждевременно.
Подводя итог, не будем уподобляться авторам, считав-
шим декабризм чуждым России явлением. Более верной пред-
ставляется точка зрения уже упоминавшегося Дмитрия Завали-
шина: «Как недовольство, так и порицание правительственных
действий во внешней и внутренней политике, выходило не из
подражания и влияния чуждых идей, а было делом … самостоя-
тельного взгляда русских людей на русскую жизнь… Подража-
ние же внешним примерам и образцам было только уже после-
дующим и второстепенным явлением». Однако даже высокие
цели и идеалы могут оказаться опороченными, если методы и
способы их достижения не соответствуют привычным мораль-
но-нравственным нормам.
Поэтому нельзя назвать случайными такие оценки, дан-
ные известными современниками: «Нелепая трагедия наших бе-
зумных либералистов… Солдаты были только жертвой обмана»
(Н.М. Карамзин); «Сто прапорщиков хотят переделать Россию»
(А.С. Грибоедов); «Вас развратило Самовластье, и меч его вас
поразил…» (Ф.И. Тютчев); «Лучшие и прочнейшие изменения
суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без
насильственных потрясений политических, страшных для чело-
вечества» (А.С. Пушкин).
Воля всякого человека – согласиться с этими оценками
или нет. Но задуматься над ними в любом случае стоит.
В.В. Крашенинников, к.и.н., доцент Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского
Современный взгляд на движение декабристов