Страницад. Лужецкая

 д. Лужецкая (с. Покров) Карачевский район Брянская область

Летопись ведёт заведующая филиалом № 6 «Лужецкая сельская библиотека» МБУК Карачевская МРБ им. Баранских Н.Н. и Н.В.» Сидорова Людмила Владимировна.

Село Покров входило в административные деления:

1916 г. – Орловская губерния, Карачевского уезда, Руженской волости;

1920 г. – Брянская область, Брянский округ, Карачевский район, Козинский сельский совет;

1929 г. – Западная область, Брянский округ, Карачевский район, Козинский сельский совет;

1937 г. – Орловская область, Карачевский район, Козинский сельский совет;

1944 г. – Брянская область, Карачевский район, Рёвенский сельский совет;

1960 г. – Брянская область, Карачевский район, Рёвенский сельский совет;

2006 г. – Брянская область, Карачевский район, Рёвенское сельское поселение.
 

Из истории:

    с. Покров - одно из древних русских сел, расположено на небольшой возвышенности, с востока на запад. К западу и северу от села простираются болота, за болотом на север зеленеет лес. Село Покров находится в 85 верстах на запад от г. Орла и в 20 верстах на юг от г. Карачева и ближайшей железнодорожной станции; через село с востока на запад, соединяя г. Карачев и п. Навлю, пролегал большак, служивший почтовой связью. Со всех сторон при въезде в село Покров, взору въезжавшего открывался стройный силуэт церкви «Покрова Пресвятой Богородицы». (В настоящее время церковь не сохранилась, но старожилы села помнят где она стояла).
    По преданию, с. Покров когда то носило название "Гребенникова", от основателя села - крестьянина, занимавшегося выделкой гребней. Свое нынешнее название село получило, несомненно, в честь церкви «Покрова Пресвятой Богородицы».
    Приход с. Покров впервые упоминается в актах Карачевского Воскресенского монастыря за 1675 год: там за монастырем значится с. Суриное с деревнями и село Покров. (Пясецкий "История Орловской епархии" стр. 110).
    Храм приходской каменный, трехпрестольный: главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый - в честь святого Духа и левый - в честь великомученика Георгия. Начата постройка этого храма в 1818 году на средства прихожан, с благословения Преосвященного Гавриила, епархии Орловского и Севского прихода. По скудости средств, храм строился по частям: в 1826 году была окончена трапезная часть храма и в ней освящены два престола, в 1839 году окончен и освящен главный храм (при Преосвященном Никодиме), а в 1851 году правый престол освящен в честь Святого Духа. Последние ремонты в сём храме были: в 1874 году - устройство нового иконостаса и над святым престолом в главном храме; в 1886 году - переделка заново обеих принадлежавших иконостасов. До нынешнего храма в с. Покрове был некогда храм деревянный, в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Великомученика Георгия, стоявшим при общественном кладбище. Но в 1818 году этот храм был весь истреблен пожаром, уцелело только немногое из церковной утвари и книг. Нынешний храм устроен уж на другом месте. В приходе деревянная часовня с иконой Покрова Пресвятой Богородицы. При церкви имелась деревянная сторожка, соединенная в одно здание с земской школой». Маковка церкви была сбита латышскими стрелками, расквартированными в селе. После революции колокол с церкви был снят, и она перестала служить прихожанам, а затем и вовсе была разграблена. В это время развернулась классовая борьба между деревенской беднотой и зажиточными крестьянами. Священнослужители разъехались, дом, в котором они проживали, был отдан под контору колхоза.
     История села неотделима от истории нашего Отечества. На протяжении многих веков жители вносили большой вклад в борьбе против иноземных захватчиков. Из письма бывшей жительницы села Покров Матюхиной А.А. (проживавшей в г. Черняховске Калининградской области, ей эту историю поведал ее дед, а ему его отец):
   «С восточной стороны церкви были захоронены шесть священнослужителей, один из них благословил своих сельчан - крестьян на великий подвиг в войне 1812 года, когда французы пришли на Покровскую землю, были посланы гонцы во все деревни по округе, поднять народ на врага».
    Покровчане вместе с жителями других сел и деревень вышли с вилами и топорами на врага. Бой был рукопашный, французов окружили со всех сторон, загнали их в «Жнибок» (урочище к югу от села) и держали их до тех пор, пока они не замерзли и не умерли с голоду. Этот ров и поныне называется «французским». После той битвы патриархом Покровским была освящена вся земля Покровская.
    Престольным праздником села Покров и деревень относящихся к Покровскому приходу был «Покров» (14 октября). Прихожанами церкви «Покрова Пресвятой Богородицы» являлись жители близь лежащих деревень: Якимушково, Лужецкая, Ревны, Большие Подосинки, Козинки, Сатанинки, Костихино, Трубчаниново, Богатырёво, Малые Подосинки, Морозовка, Коптилово, Малое Костихино, поселок Ревенский.
      По праздникам родственники ходили, друг к другу в гости, а если далеко, то ездили на лошадях.
       Развивалась торговля и ремесленное дело. Осенью после уборки урожая, праздновали свадьбы.
    На площади перед церковью разворачивалась ярмарка 14 октября (1 ноября) и Большой базар 26 ноября(9 декабря). На ярмарку съезжались жители ближних деревень. Привозили скот, продукты сельского хозяйства, гончарные изделия, предметы ремесел. Торговали баранками, бубликами, пряниками. Для детей шла торговля глиняными и деревянными игрушками, свистульками.
  Мычание коров, блеяние овец, лай собак, свист детских игрушек, музыка, скрип колес, гомон людей - сливались в звуки, которые давали торжественность и деловой настрой ярмарки. Раздавались призывы:

- «Калачи, калачи - почти даром.

Где-то бубны звенят да жалейки

Навались, навались - по копейке!».

     Зимние святки (рождественско-новогодние праздники) праздновали (с 24 декабря - 6 января по старому стилю и с 7-19 января по новому стилю). В это время откладывали в сторону все рукоделия, каждый вечер сходились в одну просторную избу, или ходили по очереди к каждому, рассаживались по лавкам с песнями, играли в разные игры, сопровождаемые песнями и предсказаниями.
    На последней неделе перед великим постом праздновалась «Масленица». Церковью чтилась эта неделя, запрещалось употреблять мясо, но еще разрешалось употреблять масло, сыр, молоко. Неделя сопровождалась буйным весельем, разгулом, гостеприимством, обильным застольем - блинами.
     Жили наши предки в деревянных избах, состоящих из одной комнаты и сеней, крытых соломой, камышом, позже черепицей.
   Важное место в избе занимала русская печь, вначале печи топились по курному, то есть без дымоходов, позднее стали класть печи с дымоходами и удобной лежанкой. Печь служила для обогрева избы, а также для приготовления пищи. В печи - пекли хлеба, парили, кипятили, жарили, тушили, грели, сушили. А также в ней парились вместо бани.
     У одной стены избы стояла широкая лавка для гостей - односельчан, собиравшихся на посиделки, возле печки на лавочке: размещалась посуда, то есть ведро с водой и кружка. На полочках размещалась посуда: миски, ложки, горшки и кувшины для молока и сметаны.
     Возле печки стояла кадка с водой про запас, под лавкой стояла лоханка или ушат для помоев, над ними умывались и мыли руки, в углу стояли ухваты, кочерга, возле печки стояли чугуны, деревянные корыта. Возле двери у стены стояла лавка - коник, возле него стоял большой обеденный стол, накрытый настольником (скатертью домотканой).
     К печке до самой стены примыкало подполье, где хранили картофель, над подпольем, примыкая к печи, была лежанка (приступок) и палата, служащие местом для сна. Хлеб пекли в русской печи, из муки, которую мололи на мельницах, (в каждой деревне имелись мельницы). В селе Покровбыло 3 ветряные, в деревнях Костихино, Козинки, Лужецкая, Якимушкове - водяные, в д. Б. Подосинки -1 ветряная мельниц, в д. Ревны -2 ветряные мельницы и толчея (вид мельницы для получения крупы), в д. Кашкаданово, Послово - по одной мельнице.
  Продолжительными зимними вечерами мужчины плели лапти, корзины, делали сеялки, умельцы - бондари изготавливали бочки, кадки, жбаны. А женщины под свет лучины, позднее при лампах пряли пряжу, прялка всегда стояла посередине избы, была всегда в работе, к весне ткали холсты, дерюжки, половики. В это время половину избы занимал ткацкий станок, соседки собирались друг к другу снаряжать стан (готовить к работе, натягивать пряжу, нитить в нить и бердо).
    Посреди избы, на матице, на вбитом крюке, висела детская люлька, где спал младенец, а иногда и по 2 сразу, а мать или бабушка пряли и одной ногой качали люльку, если ребенок просыпался. А если в доме были девочки 5 лет и старше им поручали качать и полностью ухаживать за младенцами.
     В больших семьях спали на лавках или большом кованом сундуке, устраивая на ночь постель. При входе, в углу висели иконы, покрытые яркими, расшитыми рушниками.
       Рядом с избой или позади нее располагались хозяйственные постройки: хлев для скота, сарай, овин, рига и сеновалы.

 

      Век XX

     Во время Великой Отечественной войны церковь «Покрова Пресвятой Богородицы» была полностью разрушена снарядами.
    5 октября 1941 г. пришла война и на нашу землю. Захватив территорию, фашисты установили жесткий режим, были ликвидированы органы советской власти, области переименованы в губернии и поделены на округа. В округ входило 7-8 районов.
     Части немецких оккупантов захватывали дома в селах и деревнях, жителей выселяли. В течение оккупации население 1917-1926г. рождения вывозилось в Германию в рабство. Вместе с людьми угоняли скот, увозили все ценные вещи. Но многие жители избежали угона в Германию, целыми семьями и в одиночку прячась на болоте, в лесах, в рощах. Немцы устроили облаву в ходе, которой погибло много мирных жителей прятавшихся на болоте. Молодежь уходила партизанить в действующий на нашей территории отряд имени Котовского. Многие не вернулись: Гаврютин Алексей, Гулькова Анастасия Алексеевна-санитарка, погибла 14 июня 1943г., Ощепков Алексей Иванович, Лихинин Михаил Алексеевич и другие.
         Специальные команды немцев факельщиков поджигали дома керосином. Многие села и деревни были сожжены. Дотла сгорели д. Ревны, д. Бобровка, д. Власовка, д. Кашкаданово, д. Послово, д. Костихино, д. Трубчаниново, д. Богатырево. В селе Покров и д. Большие Подосинки частично уцелели некоторые дома. Жители Константин Лужецкий и Екатерина Юровская вели разведывательную работу, доставляли партизанам продукты продовольствия. Отважные патриоты были схвачены и расстреляны.
         20 марта 1943 г. группа партизанских отрядов бригады Кравцова разгромила гарнизоны немцев в Козинках, Большом Акулове.
      В августе 1943г. за освобождение нашей территории шли жесточайшие бои. На полях сражений, защищая нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков, погибло более 300 воинов-земляков. Страшную картину увидели жители, возвращаясь в свои деревни. Дома сожжены, поля все изрыты траншеями, заминированы и покрыты чуть прикопанными трупами. Всюду валялись гильзы, патроны, боеприпасы. А сколько погибло мальчишек, из-за любопытства? Они разбирали гранаты, снаряды и подрывались.
      Женщины ходили по полям с целью что-нибудь найти, чтобы накормить детей, построить землянку. Жить было негде, детей оставляли в погребах или шалашах, а сами таскали из оставшихся от боев дотов доски, бревна, чтобы соорудить жилище. Часто на полях они подрывались на минах.
        Оставшийся не убранным урожай убирали вручную. Очень трудно было женщинам, старикам и подросткам, но трудностей они не боялись, знали, что от их труда зависит победа над врагом. От зари до зари они лопатами вскапывали землю, таскали на себе бороны, сеяли вручную, носили на себе из Карачева семена (18 км) и ждали вестей с фронта от родных и близких, братьев, отцов, сынов.
     К зиме и на нашу освобожденную землю стали приходить с фронта письма. При получении долгожданных вестей радость была в каждом доме. Но приходили и «казенные письма» то есть похоронки на наших земляков. Тяжелое горе приходило в эти семьи. Вся деревня сходилась в ту землянку, чтобы разделить горе этой семьи, плач шел на всю деревню.(Не дай бог никому этого пережить). Дети рано осознавали это горе и вместе со взрослыми понимали всю трагедию своей семьи. Обидно было, что похоронка приходила в конце войны, когда родной тебе человек прошел всю войну, испытал все невзгоды фронтовой жизни... и вдруг. Ведь люди жили надеждой, что война идёт уже к концу и близкие, вернутся... но, увы! Похоронка, редко какую, семью обходила стороной.
    И вот в мае 1945 г. вестовые района принесли радостную весть: «Победа!». Женщины в это время работали в поле, у многих на руках уже были похоронки, но когда вестовой сообщил им эту долгожданную весть, сколько было радости, а вместе с ней и слез. Затем с фронта стали возвращаться уцелевшие солдаты. Многие из них явились инвалидами кто без рук, без ног, искалеченные, но живые.
   Начали приводить в порядок могилы павших на полях сражений. Сооружали небольшие деревянные памятники погибшим, свозили их останки в братские могилы. Такие братские могилы были в д. Ревны (около озера), в д. Послово на поле и других местах.
    В 1967 г. был открыт памятник погибшим на территории нашего сельского совета. Открыли его на центральной усадьбе совхоза «Козинский» около дома культуры (который сгорел в ночь с 1 на 2 января 1979 г.). Имена погибших земляков собирали по деревням, по расспросам родственников, сверяли в райвоенкомате (307 человек). На металлических щитах были нанесены фамилия, имя, отчество погибших земляков, рядом стояла стела с надписью: «Здесь похоронены войны, погибшие при освобождении территории Ревенского сельского совета в 1943 г». Позже к памятнику заказали скульптуру солдата. Уставший после боя и одержавший в нем победу, солдат держит на согнутой руке каску, а в другой руке автомат... По левую сторону от скульптуры солдата расположена братская могила, в которой захоронены воины освободители, павшие при освобождении нашей местности (193 человека). На мраморных плитах художником выгравированы фамилии, имена, отчества погибших воинов.
    Ежегодно в день Победы 9 мая, в день освобождения Карачева от немецко-фашистских захватчиков 15 августа у памятника, жители проводят митинги памяти. Школьники приносят цветы, ветераны поклоняются погибшим, возлагают венки организации, но с каждым годом ветеранов становится все меньше и меньше  по Рёвенскому сельскому поселению осталось только 2 ветерана Великой Отечественной войны в с. Ружное Алёшин Сергей Васильевич и в с. Речица Одринский Иван Лукьянович). Приезжали поклониться могилам погибших родственников из Смоленска, Калуги, Загорска, Киева и других городов.
    В 1976 году приезжал брат на могилу погибшего при освобождении с. Покров гвардии младшего лейтенанта Рябоконь А.И. и сестра рядового Колесникова Кузьмы Ивановича (он родом из Пермской области) Колесникова Капитолина Ивановна из Смоленска. Она рассказывала, что её мама сразу почувствовала, что что-то случилось с сыном Кузьмой. Мама в этот день в поле сеяла озимую рожь, и вдруг у неё сердце прямо как остановилось, руки и ноги стали вдруг ватные. А когда ей принесли похоронку на сына, она тогда поняла, что предчувствовала его гибель именно в тот день и час. В 1980 году к 35-ю Великой Победы на могилу гвардии старшего сержанта Топунова Фёдора Ивановича приезжали жена Топунова Анна Ивановна и дочь Топунова-Коркина Рима Фёдоровна с внуком Андреем и сын Топунов Юрий Фёдорович из города Загорска Московской области они приезжали 3 года подряд.
    В 2010 и 2012 году к нам на 9 мая к 65-ю Великой Победы приезжала из Твери Синицына Зоя Ивановна (74 года) дочь погибшего солдата - красноармейца Синицына Ивана Фёдоровича. 65 лет она обивала пороги военкомата, пока ей не дали точный адрес. Её отец погиб в Орловской области, Карачевского района под селом Речица 19 августа 1943 года.

 

       Народное хозяйство

    Занимались крестьяне земледелием, сеяли рожь, пшеницу, овес, коноплю, лен, сажали картофель и так далее. Занимались скотоводством, держали коров, лошадей, свиней, овец, кур, гусей. Лен и коноплю мочили (пеньку-волокно и лен-волокно), стелили по полям, сушили в ригах, мяли на мялках, пряли на прялках, ткали полотно, выбеливали его и шили из него всю одежду. Из овечьей шерсти пряли и ткали сукно, из которого шили, свиты, зипуны. Выделывали овчины и шили полушубки, вялили валенки и носили их в особо торжественные дни по праздникам. В повседневной жизни и на работу носили лапти, которые плели из лыка (липовой коры), по праздникам обувались в сапоги. В 1918 г. создавались комитеты бедноты (комбеды). Они рассылали своих представителей в деревни для разъяснения деревенской бедноте о положении в стране и по изъятию излишков продовольствия у кулаков. Империалистическая, а затем гражданская войны нанесли огромный ущерб, сократились посевные площади, упал валовой объем продукции, пришло в упадок животноводство. В 1922 г. стал нарастать подъем крестьянских хозяйств, был собран неплохой урожай, крестьяне отправляли излишки продуктов голодающим Поволжья.
    15 съезд ВКП (б) в декабре 1927 г. взял курс на коллективизацию сельского хозяйства. До Великой Отечественной войны в каждой деревне был свой колхоз. Первые колхозы д. Ревны были организованы 23 марта 1931 года. Их было три: «Ответ интервентам», «Красная Нива» и «Демьян Бедный». Затем «Демьян Бедный» и «Красная Нива» объединили в один «Нива». А после Великой Отечественной войны все эти колхозы объединили в один колхоз им. С. М. Кирова.
     В деревнях Власовка, Бобровка, Кашкаданово были организованы свои колхозы, которые в 50-е годы были объединены в один колхоз им. Ульянова.
     В селе Покров был колхоз «Путь социализма», в котором после освобождения от немецких оккупантов, была председателем молодая 19-летняя девушка из Орловской области Артёмкина Мария Петровна.

В деревне Якимушково председателем колхоза «Оборона» был Абрамов И. Ф., в д. Б. Подосинки председателем колхоза «Новая жизнь» был Горелов Иван Семенович, в д. Акулово в колхозе «Гвардеец» председательствовал Бореев Иван Сергеевич.
    В 1965 году, в период укрупнения, все колхозы на территории Ревенского сельского совета объедены в совхоз «Козинский».
    Первым директором стал Серых Афанасий Андреевич, затем Шилаев Федор Павлович, его сменил Иванов Аркадий Яковлевич, следующим директором был Кочуков Виктор Александрович. С 1972 по 1975 годы директором совхоза «Козинский» являлся Черных Михаил Викторович.
    Совхоз «Бобровский» был отсоединен от совхоза «Козинский» в 1982 году и был самостоятельным совхозом, который возглавлял Кулешов Александр Дмитриевич.
     6 августа 1975 по 13 августа 1990 года совхоз возглавлял Половнев Михаил Иванович.
     В 1989 года в совхозе «Козинский» организовалась арендная бригада под руководством Проскурина Алексея Ивановича.
    В 1992 году после реформирования сельского хозяйства на нашей административной единице были организованы сельскохозяйственные кооперативы: «Покровский», «Подосинский», «Бобровский». 
   С 13 августа 1990 по 16 апреля 2006года руководил совхозом «Козинский», затем сельскохозяйственным кооперативом «Покровский», затем СХПК «Покровским», СПК «Козинским» Пирожников Николай Иванович.
     В 1996 году организован СПК «Надежда» возглавляемый Натальей Викторовной Самойловой.
    26 апреля 2006 года председателем СПК «Козинский » стал Дадаев Руслан Мугматович.
     В 2008 году СПК «Козинский » выкупил недвижимое имущество Самойлов Юрий Иванович.