Чёрный мост Брянск
"Черный мост"
Черный брод (государев брод) образовывался на месте, где река Снежеть, впадающая в Десну, в наводнение и после сильных дождей выносила сюда много песка. Десна мелела, и по ней можно было перейти вброд.
В 1858-60 годах был построен деревянный мост. Капитально перестраивался в 1875, 1888 годах. В 60-х годах XX века построен железобетонный мост, а в 1993 г. - открыт новый железобетонный мост вместо первого аварийного.
Руководитель проекта Осокин В.А. Издатель Сакало А.В.
Наша прогулка заканчивается у Черного моста и дороги, ведущей к нему. Постоим на берегу Десны. Перед нами открывается вид на Фо-кинский район современного Брянска, который на старинных открытках отсутствует. Эта территория на карте 1906 года не относилась к городу Брянску.
Черный мост присутствует практически во всех изданных сериях открыток Брянска.
Почему переправа через Десну называлась Черный Брод (Черный мост)? Черный брод, государев брод (доходы от которого шли в доход государства) образовался на месте, где река Снежеть впадает в Десну. На этих местах черные крестьяне жили общинами и несли повинности в пользу государства. В 1858-60 годах на месте брода был построен капитальный мост, получивший название Черный.
Мост капитально перестраивался в 1875 и 1888 годах.
Также существовала легенда, почему переправа через Десну называется Черный Брод. Давным-давно через этот брод татары и ногайцы угоняли в рабство людей, захваченных при набегах на донские и российские земли. Если до Десны у несчастных еще теплилась какая-то надежда быть отбитыми казаками, то после переправы они этой надежды лишались. Для них наступали черные дни рабства. Но это лишь легенда.
Район Черного моста является конечной точкой нашей прогулки по Брянску, а точнее будет сказать, по его Советскому району. Это место являлось границей города. Ещё при Николае I тут появились полосатые полицейские будки и полосатые шлагбаумы. Они красовались у начала и конца Московской улицы. Это были Московская и Орловская заставы. Проехать от начала улицы (район Чёрного моста) до Привокзальной слободы можно было в конце XIX - начале XX века на трёх видах транспорта: извозчиком, водным путем (который мы уже описывали) и автомобилем.
По данным 1881 года, протяжённость Брянска с севера на юг равнялась четырём верстам. В это время здесь насчитывалось 92 легковых и 73 ломовых (грузовых) извозчика. В июне 1882 года Брянская городская Дума утвердила «Обязательные правила об извозном промысле в городе Брянске», которые регламентировали порядок работы этого вида транспорта. Заниматься частным извозом могли лица всех сословий, причём не моложе 16 лет. Особые требования предъявлялись к лошадям.
Извозчикам запрещалось выезжать на норовистых, слепых на оба глаза, хромых и вообще не годных к езде лошадях. Экипажи должны были быть прочными и опрятными. В крытых экипажах полагалось иметь фонарь и зажигать его по требованию пассажира. Этими же правилами предусматривались и особенности движения по городу.
Так, например, извозчики должны были максимально сбавлять скорость на поворотах, на мостах, при всяком скоплении людей и экипажей, при въезде во дворы и выезде из них. Езда по тротуарам запрещалась вообще. Извозчикам вменялось в обязанность при езде всегда держаться правой стороны, не останавливаться на середине улицы, а при встречах с экипажами и телегами соблюдать осторожность. Скорость передвижения по улицам устанавливалась как «умеренно скорая и осмотрительная». Ездить вскачь, а также обгонять другие экипажи («когда от этого происходит стеснение») воспрещалось. Кстати, в 1890 году Дума утвердила закон о взимании в доход города сбора с извозного промысла. С каждой лошади был установлен сбор в размере шести рублей в год. Извозчики платили три рубля за каждое полугодие.
В ноябре 1907 года от центра города до вокзала начал курсировать купленный купцом Иваном Ивановичем Ветровым за 12 тысяч рублей заграничный 25-сильный автомобиль. В нём было 21 место для сидения, и ещё 6 пассажиров могли стоять. Стоимость проезда была установлена 15 копеек. И всё же пролётка ещё была более надёжным средством передвижения, чем диковинный «самодвижущийся обогревающийся вагон на резиновых шинах». Пассажиры охотно пользовались новым видом транспорта, но в феврале 1909 г. Ветров закрыл своё автомобильное предприятие.
Таким образом, мы видим, что транспорт, связывавший улицу Московскую с другими районами города, был разнообразным и, кстати, мало отличался по цене. Местные жители могли выбирать, на чем добраться до нужного места.